Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать особенности декоративного натюрморта и использования их в развитии художественного восприятия учащихся ДШИ.
Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по искусствоведению, педагогике и т.п.;
Обозначить особенности декоративного натюрморта;
Организовать и провести экспериментальную работу;
Дать методические рекомендации по использованию декоративного натюрморта в развитии художественного восприятии учащихся ДШИ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 6
1.1. Декоративный натюрморт: история развития, особенности 6
1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ. 18
Выводы: 25
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 26
2.1. Педагогические условия проведения поисковой работы 26
2.2 Организация поисковой работы 29
Выводы: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 48

Файлы: 1 файл

Зарема курсовая живопись.docx

— 990.71 Кб (Скачать файл)

Декоративная живопись, как и  другие виды искусства, является формой отражения реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это и  повышенная цветовая гармония, тональное  и контрастное решение, плоскость  изображения, орнаментальность, условность решения темы и ограниченность в  подборе цветов, то есть все то, что  неизменно присутствует в народном искусстве.

Живописный цвет принадлежит не только миру изображения, но и самой  картине – вещи, находящиеся вместе с ним, в нашем пространстве. Картина  не только показывает и рассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает, кроме всего прочего, нарядностью  и богатством своего колорита. Декоративную – «украшательскую» - задачу вполне сознательно может ставить и  решать живописец.

Для этого обычно подчеркивает в  картине не ее сюжетную, повествовательную  сторону, не пространство с его глубиной, не материальную объемность вещей, а  саму плоскость картины: бегущие  по ней узоры четко выделенных контуров, красивые контрасты красок. Цвет чаще всего ложится на такую  поверхность ковром, ровным и плотным  слоем без светотени и без  воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определенную связь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы. но все-таки это уже не реальный предметный цвет, а декоративный – условный и плоскостный, усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее нарядной, орнаментально красивой саму живописную поверхность.

Развитие образного мышления, цветовая культура, смелость композиционных решений  – все эти качества необходимы будущему художнику. Занятия декоративной живописью помогут ему глубже понять и тоньше почувствовать всю  глубину и красоту русского народного  искусства.

 

 

Колорит

Фундаментом в моей работе является цвет, не один, а несколько, их сочетания. Неотъемлемой частью композиции в декоративной работе является колорит.

Колорит в живописи представляет собой  определенное сочетание цветов, гармонизирующих  между собой и обладающих единством. В более узком, профессиональном смысле под колоритом понимают красоту  цветовых сочетаний, а также богатство  цветовых оттенков. В зависимости  от преобладания в нем цветовой гаммы  он может быть холодным, теплым, светлым, серебристым, голубоватым и т.п. Колорит  воздействует на чувства зрителя, создает  настроение в картине и служит важным средством образной и психологической  характеристики.

Выбирая цвета для декоративного  изделия, определяется настроение и  характер передаваемой атмосферы. Нужно  совершенно осознанно выбрать цвета  и краски для работы и добиться с их помощью определенных результатов  согласно поставленной цели.

Приступая к колористическому решению  произведения, необходимо также учитывать, что каждый цвет в произведении существует не изолированно. Он действует на зрителя  одновременно с цветами, его окружающими.

Явление изменения светлоты цвета  в зависимости от светлоты окружающего  его фона носит название светлотного контраста.

Более сложные изменения происходят с цветами при хроматическом (цветовом) контрасте. Хроматический контраст – это кажущееся изменение  цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов. Хроматический  контраст ярче выражается при соприкосновении  дополнительных или близких к  ним цветов, причем он усиливается  при уменьшении насыщенности этих цветов.

Иногда появляется необходимость  в выделении и подчеркивании  какого-либо цвета в общей спокойной  и сдержанной гамме, включении в  композицию цветового «огонька». В этом случае необходимо расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону одновременного хроматического контраста он будет казаться ярким и насыщенным.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить  к вопросу цветового решения  произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости. Нужно научиться  управлять возможностями, которые  дают краски. Колористически гармонично решенная работа подобна музыкальному произведению, в котором явно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.

Цветовая композиция

Если отвлечься от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно  сказать, что для нашего зрения оно  представляет собой некоторую совокупность (систему) цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры подчиняются  определенной закономерности и логике, связанной с содержанием и  назначением вещи. Вот это и  называется цветовой композицией. Чтобы  завершить определение цветовой композиции, нужно добавить, что  она непременно содержит то или иное эстетическое качество или производит эстетическое впечатление, задуманное художником.

Теперь можно сформулировать определение  цветовой композиции кратко и достаточно близко к сути: цветовой композицией  называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или  в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.

Понятие цветовой композиции более  формально и узкопрофессионально, чем понятие колорита. История  и современная практика искусства  показывают, что существует сравнительно немного типов цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основных типа и две-три разновидности.

Первый тип – монохромия.

В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного. Монохромия встречается в искусстве  всех времен и народов. При помощи композиции этого типа достигаются  разнообразные и сильные эффекты:

1. Классическая простота и ясность  художественного языка. 

2. Сильно направленное к определенной  цели воздействие.

3. Сосредоточенность на внутреннем  мире человека.

4. Старость, угасание жизненных  сил, трагизм.

5. Простота, доходчивость, броскость.

Второй тип – полярная цветовая композиция.

Доминантой служит пара контрастирующих  цветов, противоположных (полярных) в  цветовом круге. Эти цвета могут  быть дополнительными, контрастными или  близкими к ним. Полярную композицию могут составить только два цвета, например красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий  и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, т.е. каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвовать ахроматические цвета. У полярной композиции свои «функции» и задачи.

Третий тип – трехцветная  композиция.

Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета  при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Трехцветие – самый сложный тип цветовой композиции. Он занимает промежуточное положение между лаконичными первым и вторым типами и изобильным четвертым типом, его труднее гармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Если два цвета триады стоят в круге дальше, чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности; и третий цвет оказывается как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторые триады, хотя и построены правильно, т.е. в оптической смеси дают серый, все же производят впечатление чего-то грубого, неклассичного, например триада желто-оранжевый – голубой – фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителем трехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветие мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых членов триады выполняло золото.

В живописи Возрождения трехцветные  сочетания встречаются очень  часто, но они обычно сосредоточены  на одной фигуре или на группе фигур  и служат как бы акцентом в композиции.

Четвертый тип – многоцветие.

Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре и больше хроматических цвета. Обычно в многоцветии используют две пары, или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.

Помимо этих основных четырех типов  цветовой композиции можно выделить еще два производных, поскольку  они часто встречаются в живописи, прикладной графике и других жанрах искусства.

А. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону.

Такая цветовая композиция представляет собой как бы синтез монохромии и  многоцветия. Она встречается главным образом в пейзажной живописи, когда художник стремиться передать солнечное или лунное освещение.

Б. Ахроматическая цветовая композиция.

Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В  нее включаться небольшие по площади  акценты хроматических цветов. Природа  создала много образцов бело-черно-серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор, дождь и туман, мех животных, оперение птиц и т.д.

Не только декоративно – прикладное искусство занимается украшением жизни. Живопись тоже берет на себя такую  задачу. Проблема декоративности для  живописца состоит в том, что  ему нельзя потерять содержательности, глубины и чувства связи с  природой, но в тоже время нельзя пренебречь эстетическими требованиями, или, проще говоря, красотой живописи. В системе европейской эстетики нового времени полноценной считается  такая живопись, которая синтезирует  содержательное и декоративное начало. Если же художник слишком приближается к одному из полюсов, он встречает  осуждение коллег и зрителей.

Декоративная живопись, как и  другие виды искусства, является формой отражения реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это и  повышенная цветовая гармония, тональное  и контрастное решение, плоскость  изображения, орнаментальность, условность решения темы и ограниченность в  подборе цветов, то есть все то, что  неизменно присутствует в народном искусстве.

Живописный цвет принадлежит не только миру изображения, но и самой  картине – вещи, находящиеся вместе с ним, в нашем пространстве. Картина  не только показывает и рассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает, кроме всего прочего, нарядностью  и богатством своего колорита. Декоративную – «украшательскую» - задачу вполне сознательно может ставить и  решать живописец.

Для этого обычно подчеркивает в  картине не ее сюжетную, повествовательную  сторону, не пространство с его глубиной, не материальную объемность вещей, а  саму плоскость картины: бегущие  по ней узоры четко выделенных контуров, красивые контрасты красок. Цвет чаще всего ложится на такую  поверхность ковром, ровным и плотным  слоем без светотени и без  воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определенную связь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы. но все-таки это уже не реальный предметный цвет, а декоративный – условный и плоскостный, усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее нарядной, орнаментально красивой саму живописную поверхность.

Декоративный натюрморт, как и  декоративная живопись в целом –  это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно  научиться средствами цвета, ритма  объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном  фоне, а предметы в их взаимосвязи.

Декоративный натюрморт – это  путь к смелому решению колористических  задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

  • Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.
  • Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.
  • Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование.
  • Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.
  • Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ.

При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного  варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим  канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка  формы, а затем применяются законы цветоведения.

Основной задачей декоративного  натюрморта является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления  нарядности. Декоративный натюрморт  – это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего  случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче. Основной принцип  решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство.

Информация о работе Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ