Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать особенности декоративного натюрморта и использования их в развитии художественного восприятия учащихся ДШИ.
Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по искусствоведению, педагогике и т.п.;
Обозначить особенности декоративного натюрморта;
Организовать и провести экспериментальную работу;
Дать методические рекомендации по использованию декоративного натюрморта в развитии художественного восприятии учащихся ДШИ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 6
1.1. Декоративный натюрморт: история развития, особенности 6
1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ. 18
Выводы: 25
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 26
2.1. Педагогические условия проведения поисковой работы 26
2.2 Организация поисковой работы 29
Выводы: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 48

Файлы: 1 файл

Зарема курсовая живопись.docx

— 990.71 Кб (Скачать файл)

Декоративный натюрморт выполняется  в технике акварели или гуаши. При любом виде переработке натюрморта необходимо выполнение форэскиза, затем перенесение через стекло рисунка учебного натюрморта. Переработка в виде «мозаики» выполняется мелкими мазками определенной величины небольшой плоской кистью определенной величины. В цветовой разработке «витража» необходимо нахождение ритмики членений, на которые она делится. Они образуются алюминиевыми протяжками и представляют собой геометрические фигуры (ромбы, треугольники, многоугольники). С помощью их достигается гармоническое единство, равновесие всей композиции. Каждая ячейка заполняется цветом, а промежуток между ячейками обводится тонкой линией, создавая впечатление витража. Выполнение переработки в виде «знака» сводится к тому, что формы предметов натюрморта уплощаются и упрощаются до минимума, становятся похожими на сгармонированные геометрические знаки.

Жанр натюрморта в художественных школах открывает ученикам широкие  творческие возможности, формирует  их образное мышление. Как самостоятельный  жанр искусства, натюрморт обладает большими изобразительными возможностями, является творческой школой, где педагог  ставит и решает с учащимися различные  учебные и творческие задачи.

 

1.2. Декоративный натюрморт  как средство развития художественного  восприятия учащихся ДШИ.

В настоящее время становятся актуальными вопросы, касающиеся теории и практики художественного образования, так как художественное образование  является областью развития культуры, социума и личности ребенка, где  существенное значение имеют цветовые средства образного восприятия.

Сегодня многие ученые, педагоги и художники придают большое  значение развитию цветовой культуры ребенка, большое внимание уделяют  способности ребенка воспринимать, реагировать и создавать художественный образ, который является успехом  в развитии творческих способностей учащихся.

Художественное образование  учащихся в детских школах искусств (ДШИ) связывают с развитием образного  восприятия, обучению способам грамотного и адекватного использования  цвета в процессе создания художественного  образа.

В психологическом словаре  восприятие трактуется как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, которые раскрывают образ через его содержание, соответствующее идее автора.

Все это характеризует  восприятие как сложный психический  процесс, где особые механизмы осуществляют процесс понимания и осознания  действительности в образах, несущих  информацию об окружающем мире. В свою очередь, это раскрывает необходимость  нахождение тех методов, которые  способствуют развитию образного цветовосприятия у учащихся ДШИ, так как образовательный процесс в школе требует поиска новых подходов в формировании художественной культуры, связанных с решением проблем развития образного восприятия цвета

На сегодняшний день в детских  школах искусств формированию образного  мышления, развитию художественного  восприятия, цветовой культуры уделяется  недостаточное внимание. Акценты  в процессе обучения живописи смещены  на «граммати-ко-прагматическую» сторону обучения. В частности, при работе над натюрмортом не учитывается взаимосвязь наиболее значимых его сторон - идейного замысла, содержательности образа и убедительной его репрезентации. Недостаточное внимание уделяется и выработке умений применять полученные знания в решении практических задач. Поэтому одной из важнейших проблем обучения живописи в ДШИ является преодоление у детей стандартов и шаблонов в изображении действительности, перехода к художественному восприятию, когда цвет раскрывает эмоционально-образную сторону работы.

Под художественным восприятием понимается не обыденное, а особое видение предметов. А.Матисс утверждал: «Творчество начинается с видения. Видеть - это уже творческий акт, требующий напряжения». Результатом художественного видения, пристальных наблюдений и размышлений над цветовыми и пространственно-объемными отношениями натуры становятся образы, отражающие совокупность выразительных компонентов живописного языка.

Б.М.Неменский говорит: «Художественный образ, созданный учащимися, отражает духовный (внутренний) мир ребенка, не поддающийся прямому воспроизведению, а лишь косвенно выражающий цветом, языком декоративной или реалистической манеры живописи эмоциональное состояние школьника».

Обучение живописи активизирует процесс  художественного восприятия у школьников, влияет на формирование эстетического  отношения к действительности, способности  созерцать и трансформировать свои переживания и мысли в живописный образ.

Основным условием художественного  развития ребенка является практическая изобразительная деятельность. Занятия  по живописи предполагают художественную интерпретацию изображаемого. Каждое задание опирается на эмоции, чувства, опыт ребенка, что и придает работе художественную значимость и выразительность.

В основе развития художественного  восприятия — понимания того, что  изображение, не имеющее художественной задачи, не выражающее чувства, настроения, является отвлеченной, придуманной  формой, лишенной идеи.

Натюрморт является одним из основных видов изобразительной деятельности учащихся в ДШИ. С одной стороны  в натюрморте отражаются художественно-эстетические традиции академической школы рисования, а с другой стороны своеобразие  художественного восприятия учащихся.

Натюрморт является основой  формирования и развития творческого  мышления детей, особой формой учебной  работы школьников, с помощью которой  учащиеся познают законы реалистического  изображения объемной формы в  пространстве, решают различные изобразительные  задачи, создают образы, то есть натюрморт  является основной моделью формирования изобразительных знаний, умений и  навыков, развития образного мышления. Натюрморт является той средой, которая  воспитывает ребенка, повышает уровень  эстетической культуры, влияет на развитие образного мышления и уровень  восприятия. Все это отражается на продукте живописного изображения  натурной постановки. Следовательно, чем  глубже будет знать, и чувствовать  ребенок, тем ярче, выразительнее  и образнее будет изображение  натюрморта.

Обучение учащихся ДШИ  живописному изображению натюрморта способствует развитию у детей художественно-эстетического  вкуса, чувства цветовой гармонии и  красоты. Основные понятия о закономерностях  цветовой гармонии, построение колорита, все эти знания учащиеся получают непосредственно в процессе работы над решением натюрморта. Ценность натюрморта заключается в том, что  он представляет предметный мир, благодаря  которому учащиеся выявляют духовную материальность изобразительной культуры, свое, художественное восприятие мира. Это субъективное и индивидуальное проявляется в каждом образе натюрморта.

Натюрморт может быть декоративным, формальным, реалистичным, отражающим время или эпоху, выполненный  в стиле импрессионистов или  кубизма. Возможностей очень много. Но самое главное, необходимо чтобы  созданный натюрморт привлекал  внимание, воздействовал на чувства  и эмоции, передавал впечатление  ребенка об окружающем мире. Умелое сочетание учебных и художественных задач в решении натюрморта в  процессе обучения живописи, естественным образом развивает образное восприятие, активизирует у ребенка творческое начало в изобразительной деятельности.

Педагогу необходимо учитывать, что для того чтобы вызвать  интерес и творческую активность у ребенка к процессу изображения  натюрморта, мало просто рассказать тему урока и показать различные репродукции. Необходимо вовлечь ребенка в  изобразительную игру, в которой  самым важным компонентом является цвет, удивить ребенка цветовыми  возможностями, качествами и свойствами.

С помощью цвета можно  придать постановке определенное эмоционально-образное, ассоциативное и символическое  значение. С помощью цвета учащиеся постигают основы цветоведения, учатся видеть разницу в цветовых отношениях между предметами, строить логические умозаключения, основанные на теоретических знаниях в области цветового восприятия, а иногда и строят свои цветовые гармонии. Сам процесс изображения, является живописной игрой цвета, в результате которой ребенок реализует свои потребности в самовыражении как самостоятельной и творческой личности. Так цвет воздействует на ученика.

Однако в процессе освоения знаний живописного построения натурной постановки необходимо помнить, что  каждое занятие по живописи, есть решение  конкретных художественно-творческих задач, осмысление которых ведет  к более глубокому пониманию  образа и его создания. Необходимо пом- нить, что благодаря цвету, его воздействию, мы не только развиваем, но и воспитываем ребенка.

Основной задачей педагога является расширить представления  учащихся о цветовой природе, его  декоративности и символичности, развивая образное восприятие, художественное мышление, воображение и фантазию. Стимулируя этот процесс художественного  развития особой категорией постановок и решением в этих постановках  различных художественных задач.

Для учащихся ДШИ глубокого познания в теории цвета не нужно, для ребенка  важно эстетическая, эмоциональная  сторона цвета, построение гармоничных  цветовых отношений, создание колористического образа. То есть мы говорим о художественной направленности предмета, так как  для ребенка важны визуальные проявления цвета и пути создания гармоничных цветовых отношений. Цвет давно и прочно вошел в жизнь  человека, поэтому обойтись без таких  вопросов как история цвета, природа  цвета, цветовой круг, основные характеристики цвета (тон, светлота, насыщенность; контраст, нюанс; типы колоритов), психофизиологическое воздействие цвета, символика цвета  просто невозможно в педагогической практике. Мы говорим о включении  в методику преподавания живописи процесса освоения элементов живописной грамоты.

На сегодняшний день в сложившейся  системе обучения живописи ДШИ нужны  те методические приемы, которые влияют на развитие чувства цветовой культуры и творческих способностей ребенка, что ставит вопрос о создании гибкого  организационно-методического обеспечения  учебного процесса, способствующего  формированию творческой образовательной  среды, помогающей ребенку в овладении  теоретическими, практически- ми и творческими аспектами создания художественного образа, раскрытию и пони- манию роли цвета, его качеств и свойств, необходимых для художественно-образного решения постановки.

Сложившаяся система преподавания живописи в школах дополнительного  образования, вызывает односторонность  методов решения натурной постановки по живописи, что ведет к снижению уровня развития учащихся противоречиям  между организацией учебно-творческого  процесса и особенностями развития образного цветовосприятия. В учебном процессе отсутствует этап, обеспечивающий развитие образного восприятия. С одной стороны, формирование образного восприятия происходит стихийно, что не позволяет создать необходимый эмоциональный фон для развития творческих способностей. С другой стороны, обучая основам живописной грамоты, педагог ограничивает ребенка в выборе замысла постановки, поиске формы и выразительных средств выражения художественного об- раза. Таким образом, проблема развития образного цветовосприятия исходит из цели и задач процесса обучения и воспитания в детских художественных школах. Необходимо создать условия, при которых урок принесет ребенку моральное, духовное удовлетворение, а не равно- душное восприятие предметов постановки, что ставит вопрос об эстетическом от- ношении к миру. С одной стороны, развитие образного цветовосприятия в условиях дополнительного образования не являлось объектом широкого педагогического изучения. Так как данная способность складывалась стихийно в процессе онтогенеза, базируясь на теории о врожденном характере восприятия цвета.

Способность воспринимать мир образно  открывает ребенку возможности  интерпретации информации, развивает  способности формировать свои мысли  и чувства с помощью изобразительного языка, выбирать и осуществлять поиск  необходимых средств выразительности. Это говорит о необходимости  создания тех методов, которые воздействуют и развивают художественно-образное цветовосприятие ребенка.

Художественно-образное цветовосприятие детей является одной из задач в обучении, развитии и воспитании учащихся в методике преподавания изобразительного искусства в ДШИ, обеспечивающее разностороннее развитие детей, так как окружающие предметы обладают определенными эстетическими качествами (красота, гармония, целостность).

Однако на сегодняшний день программа  развития художественно-образного  восприятия цвета у детей в  ДШИ еще недостаточно разработана  и обоснована. Данный вопрос представляет большой теоретический и практический интерес в педагогике и методике преподавания изобразительного искусства  в школе, так как результат  художественного творчества детей  представляется в основном в образах.

Творческие способности ребенка  позволяют определить те современные  тенденции и подходы к проблемам  цветовосприятия в условиях, в которых развивается личность ребенка, что ставит вопрос о целесообразности поднятия требований к изучению теории и методики преподавания живописи и актуальности задач организации учебно-творческого процесса в развитии художественно-образного восприятия цвета в ДШИ.

 

Выводы:

Декоративный натюрморт – это  путь к смелому решению колористических  задач.

Изучив авторов, я  могу сделать следующее заключение: декоративный натюрморт в силу своих  специфических особенностей способствует развитию художественно-творческих способностей, так как воздействует на подсознание  учащихся, стимулирует эмоционально-волевую  сферу деятельности, способствует воспитанию у школьников творческого отношения  к действительности и является неоспоримо важным компонентом в общей системе  художественно-творческого образования.

Декоративное рисование основано на декоративной переработке (стилизации) форм и цвета объектов растительного  и животного мира и составления  из них узоров, орнаментов.

Сам процесс изображения, является живописной игрой цвета, в результате которой ребенок реализует свои потребности в самовыражении  как самостоятельной и творческой личности.. Однако, для учащихся ДШИ глубокого познания в теории цвета не нужно, для ребенка важно эстетическая, эмоциональная сторона цвета, построение гармоничных цветовых отношений, создание колористического образа.

Информация о работе Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ