Литература и искусство в России во второй половина XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:39, реферат

Описание работы

Характерные изменения стали отчётливо проявляться после Отечественной войны 1812 года, которая оказала огромное влияние на развитие литературы, изобразительного искусства, театра, музыки. Русский читатель и зритель привыкли к тому, что на страницах романа, на сцене, на полотне живописца они встретят самые острые проблемы своей эпохи.
Обладая умением воспитывать, убеждать, направлять массы, искусство способствует пониманию и преобразованию человеком окружающего мира, помогает разобраться во всей сложности общественных процессов и отношений.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Новые художественные методы отображения
действительности в искусстве России второй
половины XIX века.
§ I. Рост реалистических тенденций в русском
театре и музыкальной культуре. 4
§ II. Становление новой реалистической системы
в русской живописи. 8
§ III. Скульптурные и архитектурные изыскания
Пореформенного периода. 11
Глава II. Значение и роль русской литературы
в культурном развитии России второй
половины XIX века.
§ I. Новые веяния в художественной литературе. 14
§ II. Дальнейшее углубление демократических
традиций в русской поэзии. 17
§ III. Отражение социально-экономических
изменений пореформенного периода в
народно-поэтическом творчестве. 20
Заключение 24
Список литератур и использованных источников 26

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            2

Глава I. Новые художественные методы отображения    

действительности в искусстве России второй

половины XIX века.

§ I. Рост реалистических тенденций в русском

театре и музыкальной культуре.      4

§ II.   Становление новой реалистической системы

в русской живописи.        8

§ III. Скульптурные и архитектурные изыскания

Пореформенного периода.       11

Глава II.      Значение и роль русской литературы

в культурном развитии России второй

половины XIX века.

§ I. Новые веяния в художественной литературе.    14

§ II. Дальнейшее углубление демократических

традиций в русской поэзии.       17

§ III. Отражение социально-экономических

изменений пореформенного периода в

народно-поэтическом творчестве.       20

Заключение           24

Список литератур и использованных источников     26

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

XIX век оказался одним из самых сложных моментов в истории российского государства. Этот период обусловлен многими переменами, которые в первую очередь отразились на дальнейшем культурном развитии страны.

Характерные изменения стали отчётливо проявляться после Отечественной войны 1812 года, которая оказала огромное влияние на развитие литературы, изобразительного искусства, театра, музыки. Русский читатель и зритель привыкли к тому, что на страницах романа, на сцене, на полотне живописца они встретят самые острые проблемы своей эпохи.

Обладая умением воспитывать, убеждать, направлять массы, искусство способствует пониманию и преобразованию человеком окружающего мира, помогает разобраться во всей сложности общественных процессов и отношений.

Основной целью работы является раскрытие процесса становления реалистичных тенденций в русской культуре XIX века. Учитывая культуру России во второй половине XIX века неудивительно наличие большого числа источников по рассматриваемой теме. Большой интерес представляют собой художественные источники. Если литературные произведения помогают читателю сформировать представления, то здесь человек видит мир глазами художника, именно то, что он хотел передать.

Наряду с другими произведениями искусства новые веяния времени отражены в скульптурных и архитектурных памятниках.

В настоящее время выпущено большое количество литературы, где рассматривается культурное развитие нашей страны.

Хронологические рамки охватывает период с 1812 года по 1900 года, так как именно в это время происходило становление реализма как основного жанра в культуре XIX века.

Структура изложения отличается относительной плоскостью. А именно тем, что она состоит из двух глав: новые художественные методы отображения действительности в искусстве России второй половины XIX века и значение и роль русской литературы в культурном развитии России второй половины XIX века. Каждая глава помогает более подробно рассмотреть культурные аспекты второй половины XIX века и достичь поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава I. Новые художественные методы отображения

действительности в искусстве России второй

половины XIX века.

§ I. Рост реалистических тенденций в русском

театре и музыкальной культуре.

 

Русское искусство насчитывает почти тысячелетие своего развития. За это время были созданы художественные ценности общемирового значения. Это глубокое содержание русского искусства создавалось живописцами, скульпторами в зависимости от времени и исторической обстановки, но в целом процесс развития русского искусства был связан с ростом самосознания народа, с различными общественными движениями. Наиболее сильно это сказалось на развитии театра.

Расцвет или упадок театра, развитие в нём тех или иных форм, идей, само место театра в жизни общества обусловлены особенностями социальной структуры и духовными запросами общества. Реализм приобрел самостоятельные формы уже в 30 – 40-е годы XIX века, достиг господствующего положения к середине столетия. Этот период чрезвычайно важен для русской сцены. Если в прежние годы наряду со Щепкиным кумирами публики были главным образом во главе с Мочаловым и Каратыгиным, то в 50-х годах корифеями сцены становятся комики. Это любимец московских зрителей Живокини и первый комедийный актёр петербуржской сцены Сосницкий.

Новый этап сценического реализма ознаменовали своим искусством такие гениальные актёры, как Пров Садовский и Мартынов. Рядом с ними центральное место на московских и петербургских афишах заняли Самарин, Шумской, Сергей и Павел Васильевы, Никулина-Косицкая и другие.

Театр в 50-е годы становится ареной ожесточённых сражений, оказывая немалое влияние на исход борьбы идей. В это время разгораются споры вокруг драматургии Островского, причём противники мемуаристы называли Щепкина. Эта версия перешла и в советское театроведение, хотя В.А. Филиппов в специальной статье «Пересмотр традиционных взглядов» доказал обратное.

Во второй половине XIX века происходят перемены в структуре репертуара драматических театров. На столичных и провинциальных сценах появляются некоторые произведения А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, А.В. Сухово-Кобылина и других русских писателей. В эти годы русская классика представлена главным образом двумя комедиями – «Горе от ума» и «Ревизор». На петербуржской сцене были представлены трагедии М.В. Крюкова «Пожарский», драма Н.И. Куликова «Станционный смотритель» и некоторые другие произведения.

Несмотря на разнообразие театрального репертуара, проблемные пьесы не всегда моментально попадали на сцену. Были запрещены пьесы Сухово-Колыбина «Дело» (до 1882 года) и «Смерть Тарелкина» (до 1900 года), а запрет «Теней» М.Е. Салтыкова-Щедрина длился до 1914 года.

Существенные изменения претерпевает и структура спектакля, который чаще состоит из одной крупной пьесы, идущей без сопровождения водевиля. Очевидной становится тенденция к вытеснению драматических жанров за счёт комедийных, вследствие чего авторы в этот период называют свои пьесы ни драмами, ни комедиями, а «сценами» или «картинами». Наряду с этим огромный успех имела оперетта.

В 80-е годы вновь происходит обновление русского театра. Одним из наиболее существенных вопросов для историка, изучающего период конца XIX века, является вопрос о взаимоотношениях частной и казённой сцен. Частная сцена, хотя и возникшая как оппозиция казённой, неизбежно наследует её творческие навыки. Вместе с тем более свободными становятся демократические тенденции выбора репертуара. И так как первое противоречит второму, часто чертой, характеризующей облик частных театров, является репертуарная хаотичность загруженность случайными пьесами.

В конкуренции с частными, казённые театры продолжают действовать старым, проверенным оружием – обилием премьер и разнообразием жанров. Здесь мы находим социально-бытовую пьесу, психологическую драму, мелодраму, пьесу исторического жанра, бытовую комедию, оперетту. Новую жизнь получил старинный русский водевиль.

И всё же, основную часть театрального репертуара последние десятилетия XIX века составляли пьесы, обращения к темам и явлениям текущей жизни. Крупным событием была постановка драмы В.А. Крылова по роману А.А. Потехина «Около денег», где авторы изобразили пореформенную деревню – пьяную, нищую, дикую, втянутую в процесс развития буржуазных отношений. Исполнительницами главной роли Степаниды были Ермолова и Стрепетова.

С конца 80-ых годов в репертуар частных и императорских театров входят московские пьесы А.П. Чехова. 19 ноября 1887 состоялась премьера его первой большой драмы «Иванов», за ней последовали «Леший», «Свадьба» и другие. Осенью 1895 года создаётся «Чайка», ознаменовавшая рождение новой драматической системы того, что мы называем «театр Чехова». Так идёт приобщение русского театра и театральной мысли к новой драме.

Таким образом, изменения, происходящие на сцене уже в 50-е годы, приводят к сближению сцены с жизнью, к складыванию новых реалистических форм. Развитие реализма в театре идёт по различным репертуарным каналам, но в основном, через российский репертуар. Процесс сближения театра с действительностью неизбежно вёл к реализму актёрского мастерства. Эволюция сценического искусства представляла собой, прежде всего, эволюцию искусства актёров, дальнейшего углубления сценического реализма, который был заложен деятельностью Щепкина, Мартынова и ещё более развит такими выдающимися мастерами, как П.М. Садовский, С.В. Шумской, И.В. Самарин и другие.

В целом, для театра данного периода первостепенное значение приобретает то, как складываются взаимоотношения между репертуарной драматургией, сценой и литературой. Кризис старых театральных форм был подготовлен общим развитием русской культуры, новым подъёмом духовной жизни русского общества. Вследствие этого в конце XIX века русский художественный реализм вступил в новую фазу своего развития.

В этом же направлении идет дальнейшее развитие музыкальной культуры. Здесь перемены начались уже с конца 50-х годов, когда окончательно сложилась русская национальная школа в музыке, в основе которой лежат демократизм и реализм. Наиболее полно эти принципы воплотила «Могучая кучка» - так было названо Стасовым содружество музыкантов, куда входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин.

60 – 70-е годы – время зрелости  и наибольшей отдачи «Могучей  кучки». Современность этого общества  содержится в народной идее, в  интересе к народной теме к творчеству, к русской истории.

Музыка всегда занимала видное место в искусстве, стремилась передать людям своё настроение. Музыканты, например, опираются на какие-то определённые произведения художественного искусства, как это делал Мусоргский при создании фортепианного цикла «Картинки с выставки». Благодаря рисункам Виктора Гартмана, которые понравились Мусоргскому, для композитора это послужило толчком в создании композиции.

Мусоргский не обошёл стороной национально-историческую тематику. В 1872 году он приступил к сочинению оперы «Хованщина». Главная мысль композитора – сложные противоречия эпохи царствования Петра I. Сюда же относится народно-музыкальная драма «Борис Годунов».

Особенно часто Мусоргский обращался в своём творчестве к народным сюжетам, образам и мелодиям Римский-Корсаков. Одна из его лучших опер «Садко» написана на сюжет русской былины.

Видное место в музыкальной культуре занимает героико-эпическая опера А.П. Бородина «Князь Игорь», где отчётливо происходит тема русского народа, любви к родине, свободолюбия. Творчество Бородина яркое, самобытное, оказало большое влияние на деятельность русских и зарубежных композиторов.

Огромный вклад в развитие русской музыкальной культуры внёс П.И. Чайковский. В творчестве Чайковского центральной темой является борьба человека за право на счастье. Среди десяти опер композитора выделяются пушкинские сюжеты – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Постоянным спутником Чайковского является народная песня, нашедшая отражение в опере «Черевички» по сюжету Н.В. Гоголя. Содержательны и одновременно доходчивы три балета Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», и «Щелкунчик».

Наряду с оперой развивается симфоническая музыка. Новаторами этого жанра были Скрябин, Балакирёв, Бородин, Римский-Корсаков. Всё это говорит о том, что музыкальная культура наряду с другими жанрами искусства явилась продолжательницей ранее заложенных традиций народности и реализма.

 

§ II. Становление новой реалистической системы

        в русской  живописи.

 

Параллельно с другими жанрами в изобразительном искусстве второй половины XIX века также заметны изменения. Именно в 50 – 60-е годы здесь завершается процесс формирования школы и её основным направлением становится реализм. В картины молодых художников хлынул целый поток образов, выхваченных из жизни. Особенно ярко это отразилось в творчестве В.Г. Перова, вокруг которого были художники-жанристы. В их работах официальная религия – церковь, которая в будущем подверглась критике.

Наиболее боевыми произведениями оказались такие картины Перова как «Сельский крёстный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», где полный иеромонах, занятый чаепитием, не замечает бездомного калеку солдата, просящего милостыню. В ранних произведениях Перова преобладали сатирические мотивы, но затем, начиная с картины «Проводы покойника», он создаёт глубоко эмоциональные композиции полные драматизма, где главное место занимают образы униженных, забитых жестокой жизнью людей. Об этом рассказывают такие картины Перова, как «Утопленница», «Последний кабак у заставы» и другие.

В 1870 году передовые живописцы учредили «Товарищество передвижных художественных выставок», которое демонстрировало произведения художников в разных городах России. Учредителями «Товарищества» выступили И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, В.И. Якоби и другие. Руководителем этого коллектива был Крамской, чей творческий расцвет падает на 70-е годы. В дальнейшем, члены «Товарищества» и участники его выставок получили название «передвижники». Лучшие их произведения получили известность по всей России и за рубежом.

В работе Крамского – «Христос в пустыне» отражены сложности интеллигенции. Образ Христа был трагичен  в положении мыслящего человека в обществе. Огромный интерес вызывает портретная галерея Крамского, включающая изображения Л.Н Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.М. Третьякова, Н.А. Некрасова и многих других деятелей культуры. Творчество Крамского сыграло видную роль в создании русской реалистической школы живописи второй половины XIX века.

Информация о работе Литература и искусство в России во второй половина XIX века