Литература и искусство в России во второй половина XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:39, реферат

Описание работы

Характерные изменения стали отчётливо проявляться после Отечественной войны 1812 года, которая оказала огромное влияние на развитие литературы, изобразительного искусства, театра, музыки. Русский читатель и зритель привыкли к тому, что на страницах романа, на сцене, на полотне живописца они встретят самые острые проблемы своей эпохи.
Обладая умением воспитывать, убеждать, направлять массы, искусство способствует пониманию и преобразованию человеком окружающего мира, помогает разобраться во всей сложности общественных процессов и отношений.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Новые художественные методы отображения
действительности в искусстве России второй
половины XIX века.
§ I. Рост реалистических тенденций в русском
театре и музыкальной культуре. 4
§ II. Становление новой реалистической системы
в русской живописи. 8
§ III. Скульптурные и архитектурные изыскания
Пореформенного периода. 11
Глава II. Значение и роль русской литературы
в культурном развитии России второй
половины XIX века.
§ I. Новые веяния в художественной литературе. 14
§ II. Дальнейшее углубление демократических
традиций в русской поэзии. 17
§ III. Отражение социально-экономических
изменений пореформенного периода в
народно-поэтическом творчестве. 20
Заключение 24
Список литератур и использованных источников 26

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Предвестником нового подъёма в изобразительном искусстве стала картина Репина «Бурлаки на Волге», появившаяся в 1873 году. О могучих репинских образов свидетельствуют такие картины, как «Мужичёк из робких», «Протодьякон», а также крупное полотно «Крёстный ход в Курской губернии», где раскрываются жизнь и быт России в XIX веке. Историческую правду отражает весь репинский цикл, где центральное место занимают такие работы, как «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» до сих пор поражающие исключительной психологической остротой образов.

Своеобразное искусство второй половины XIX века занял Н.Н. Ге. Многие его картины – «Что есть истина», «Суд синедриона», «Распятие», «Иуда» изображали страдания человека в мире несправедливости и зла. Возбуждение совести Иуды, переживания смертной казни Христа обрисованы с потрясающей силой и правдой.

Русские художники-передвижники существенным образом обновили искусство пейзажа. Это отразилось в творчестве И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи и другие.

Шишкин, чьё детство прошло среди могучих вятских лесов, был одним из величайших пейзажистов своего времени. В картинах «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу», «Лесная глушь» и многих других он как никто другой выразил красоту русской природы.

Рядом с Шишкиным вырос и сложился талантливый художник-пейзажист Ф.А. Васильев. В своих работах «Перед дождём», «Мокрый луг», «Заброшенная мельница» художник проникновенно передавал густые или хмурые моменты в жизни природы, мгновенные просветы солнца.

Огромную популярность получила работа А.К. Саврасова «Грачи прилетели», где изображение деревенских изб, заборов, весенних луж было воспринято как пейзаж целой страны, живое художественное отображение России XIX века.

Учеником и продолжателем был И.И. Левитан. Общеизвестны его картины «Вечер на Волге», «Берёзовая роща», «У рмута», где ярко отражены чувства художника.

Историческую направленность имело творчество В.И. Сурикова. Его работы «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» раскрывали перед зрителем вековую трагедию масс и, несомненно, принадлежат выдающимися произведениями национальной живописи. Также, к кисти Сурикова принадлежат монументальные полотна «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы». Завершением этой патриотической эпопеи стала картина «Степан Разин».

В 1880-х годах в имении С.И. Мамонтова «Абрамцево» складывается новый художественный кружок, в состав которого первоначально входили В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, Н.В. Неверов. Вскоре к ним присоединились и другие передовые художники того времени. Особенно близок к мамонтовскому кругу был Васнецов, все картины которого пронизаны неувядаемой красотой. Воплощением образа ребёнка-сироты служит «Алёнушка», а огромная картина «Богатыри» воссоздала образы русских витязей, которые стоят на страже русской земли и охраняют счастье людей.

Наиболее полно исторические события изображены в творчестве В.В Верещагина. Объединяя свои картины в тематические серии, такие как «Туркестанская», «Балканская» на тему войны 1812 года и другие Верещагин с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, а также воспевал мужество народа, сражающегося с захватчиками. Это выражено в его работах, как «Апофеоз войны», «Подавление индийского восстания англичанами» и другие.

В целом, живопись в период второй половины XIX века явилась продолжательницей искусства великих реалистов прошлого в развитии общемирового искусства. Лучшие произведения изобразительного искусства отразили трагедию жизни и истории русского народа, жизнь общества в пореформенный период. Всё это говорит о том, что живопись занимала одно из ведущих мест в русском искусстве второй половины XIX века.

 

§ III. Скульптурные и архитектурные изыскания

         Пореформенного  периода.

 

Рядом с другими жанрами искусства, скульптура в России второй половины XIX века также отмечена новыми веяниями. И если живопись занимала ведущее место в искусстве, то скульптура, так или иначе, следовала за ней.

Наиболее крупное место в этой области принадлежало М.М. Антокольскому. Он создал серию исторических произведений. Огромный успех имела статуя Антокольского «Иван Грозный», где он представлен сидящим на троне с поникшей головой, полный горьких сомнений и дум. В скульптуру удалось передать глубокий и противоречивый характер этого человека.

Исполнена мужества и благородства фигура «Петра I». Вооружённый шпагой, с тростью в руках, Пётр бросает вызов врагам.

В статуях «Христос перед народом», «Спиноза» скульптор дал образы страдальцев, мучеников за правое дело, гибнущих в сознании своей правоты. Полная противоположность этому фигура «Мефистофеля», в которой Антокольский воплотил наиболее отрицательные черты – беспредельный эгоизм, цинизм, презрение к людям.

Одна из последних работ скульптора – статуя «Ермака Тимофеича». Фигура свидетельствовала о его возвращении и героико-патриотической теме.

Русскую монументальную скульптуру второй половины XIX века характеризуют работы М.О. Микешина (памятник «Тысячелетию России») и А.М. Опекуна (памятник А.С, Пушкину в Москве). Крупными скульпторами этой эпохи были А.С. Голубкин, С.Т. Коненков, А.Т. Матвеев, П.Л. Трубецкой.

Голубкин хотел изобразить людей «вполне непредвзято, как они есть», что и попытался сделать в таких скульптурных памятниках, как «Мать с ребёнком», «Извозчик» и другие. В скульптуре Александра III Трубецкой создал поразительную по всей монументальности фигуру.

Скульпторы второй половины XIX века чрезвычайно много внимания уделяли передаче костюма и вещественных атрибутов. А.Т. Матвеев поставил своей творческой задачей освободить скульптуру от этих внешних элементов и вернуться к обнажённому телу.

Технический прогресс XIX века, вызывавший большие перемены в строительном деле, не повлёк за собой расцвета архитектуры, которая несмотря на обширное строительство в городах не получила ведущего значения в системе искусств.

В архитектуре второй половины XIX века заметен интерес к древнерусскому зодчеству XVI – XVII веков. Первые шаги в этом направлении были сделаны А.М. Горностаевым, В.А. Гартманом, И.П. Ропетом.

Широкое распространение получил «ропетовский» стиль – один из вариантов так называемого псевдорусского стиля. Именно в этом стиле построены Верхние торговые ряды в Москве и здание Городской думы. Сюда же относится московское здание Исторического музея, построенное в 1870 – 1880-х годах, выполненное по проекту В.О. Шервуда. Главная задача перед зодчим – возвести сооружение, замыкающее правую сторону Красной площади, аналогичное знаменитому собору Василия Блаженного. Сооружение довольно органично вошло в центральный московский ансамбль.

В Москве в таком же стиле было сооружено здание театра Корша.

В конце XIX века на территории России было построено немало новых крупных зданий – промышленных сооружений, магазинов, банков и прочих зданий. Заметный процесс наблюдался в технике строительства. Появились новые строительные материалы, требовавшие для своего применения новых архитектурных приёмов и форм. В архитектуре появляется новый стиль – модерн. Этот стиль поддерживал неуравновешенность и асимметрию архитектурных композиций – изогнутые линии оконных и дверных обрамлений, фасады, украшенные претенциозной лепниной.

Лучшие мастера этого времени стремились преодолеть упадок архитектуры и обращались к древнему зодчеству, как А.В. Щусев. К классицизму XVIII века – это работы И.А. Фомина, к стилю итальянского возрождения, как И.В. Жолтовский и В.А. Щуко.

Выдающимся произведением этого периода следует признать здание Казанского вокзала в Москве, возведённое по проекту Щусева. Каменная постройка делится на ряд композиций. Каждая часть постройки обладает своим особым убранством, навеянным архитектурой XVII века – начала XVIII веков. Здание имеет огромные окна и высокие внутренние залы с железобетонными перекрытиями. Всё сооружение в целом отличается живописной красотой.

К лучшим произведениям неоклассицизма относится здание Госбанка в Москве, созданное по проекту Жолтовского.

Необходимо отметить, что для нерусского стиля были характерны поиски нового народного искусства. Нерусский стиль оказал немалое влияние на развитие русской дореволюционной архитектуры, а также на архитектуру последующих десятилетий.

В целом, во второй половине XIX века критический реализм стал ведущем направлением во всех видах жанрах искусства.

 

Глава II.      Значение и роль русской литературы

в культурном развитии России второй

половины XIX века.

§ I. Новые веяния в художественной литературе.

 

Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью. Общественная жизнь второй половины XIX века характеризуется поиском «мировой гармонии», что приводит к непримиримому столкновению с несовершенным окружающим миром. С изменением форм художественного отображения действительности в литературу приходит новый герой – сохраняющий верность самому себе, своей неповторимой индивидуальности.

В это время происходит становление и дальнейшее развитие самобытной национальной драматургии. В середине 50-ых годов переживает подлинный подъём русская поэзия, которая вновь становится полнокровной и самостоятельной участницей литературного процесса.

Большое влияние на развитие русской литературы оказали критика, и публицистика того времени. Ведущем журналом, чутко улавливающим актуальные и политические проблемы становится в 70-е годы «Отечественные записки», возглавляемые с 1868 года Н.А. Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным и Г.З. Елисеевым.

Как и в других отраслях культуры в литературной жизни наблюдается углубление реалистических тенденций и обогащение произведений новой тематикой. В этом плане огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Их произведения стали широкой панорамой общественной и социальной жизни русского общества.

Ранние произведения Тургенева далеко не в полной мере раскрывали возможности его дарования. Настоящий творческий путь писателя начался с первого рассказа «Записок охотника» под название «Хорь и Калиныч», который был напечатан в журнале «Современник» в 1847 году. Вслед за первым появляются и другие рассказы этого цикла.

Тематика «Записок охотника» разнообразна, но в центре книги находится изображение духовного облика крепостного крестьянина, выражающего общие черты русского национального характера.

Центральная тема современности особенности переломной эпохи нашли широкое освещение в романе «Отцы и дети», который сразу же по выходу в свет вызвал ожесточённый спор. В целом, творчество Тургенева – незаменимое звено в истории столкновения реализма в русской литературе.

Сложнейшие проблемы XIX века также нашли отражение в произведениях Достоевского. В 50-е годы по всей стране наблюдается мощный подъём освободительного движения и Достоевского спешит принять участие в обсуждении политических и литературных вопросов современности.

Множество откликов вызвал один из первых крупных романов писателя «Унижённые и оскорблённые». Если в ранних его работах, таких как «Дядюшкин сон»,  «Маленький герой» зло представлено болезнью, которой заражено всё общество, то здесь Достоевский приходит к тому, что человек является творцом зла, которое воплощено в личности.

В 1865 – 66 годах в «Русском вестнике» были опубликованы отдельные главы «Преступления и наказания». Это одно из самых сложных произведений Достоевского, где он пытался решить социально-нравственные и философские проблемы. Наряду с этим особое место в творчестве писателя занимают романы «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток», ставшие достоянием мировой литературы.

Острое столкновение с дворянско-помещичьим миром представляет собой деятельность Салтыкова-Щедрина. Парадоксальным образом он одновременно был сотрудником революционно-демократического журнала «Современник», а после его закрытия – «Отечественных записок», которое впоследствии после смерти Некрасова возглавлял до самого их насильственного прекращения в 1884 году.

В 60 – 70-е годы появляются такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Дневник провинциала в Петербурге», выполненные в остросатирическом стиле. В своей борьбе с царской цензурой писатель с успехом прибегал к жанру сказки.

С творчеством великого русского писателя Л.Н. толстого связана целая эпоха в литературе. В его творчестве важной темой становится духовная жизнь человека.

Свою первую повесть «Детство» Толстой послал Некрасову в «Современник» в 1852 году, начав тем самым перестройку литературы и всего художественного сознания. Одновременно с первой повестью Толстой начинает писать свои военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», где пытается передать свои впечатления, связанные с поведением людей в условиях войны. Значение военной темы в творчестве писателя расширилось после того, как он принял участие в Крымской войне. Это отражено в «Севастопольских рассказах», где общая картина событий переплетается с отдельными человеческими жизнями. Вот что сам Толстой говорил об этом: «Мне интересно знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой и Бородинской битвах». Эти взгляды писателя отражены в огромном по широте охвата произведении «Война и мир», где автор проводит своих героев через общие для всего народа испытания. Не менее полно цельность отношений отдельной личности с миром отражена в «Анне Карениной».

Информация о работе Литература и искусство в России во второй половина XIX века