Литература и искусство в России во второй половина XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:39, реферат

Описание работы

Характерные изменения стали отчётливо проявляться после Отечественной войны 1812 года, которая оказала огромное влияние на развитие литературы, изобразительного искусства, театра, музыки. Русский читатель и зритель привыкли к тому, что на страницах романа, на сцене, на полотне живописца они встретят самые острые проблемы своей эпохи.
Обладая умением воспитывать, убеждать, направлять массы, искусство способствует пониманию и преобразованию человеком окружающего мира, помогает разобраться во всей сложности общественных процессов и отношений.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Новые художественные методы отображения
действительности в искусстве России второй
половины XIX века.
§ I. Рост реалистических тенденций в русском
театре и музыкальной культуре. 4
§ II. Становление новой реалистической системы
в русской живописи. 8
§ III. Скульптурные и архитектурные изыскания
Пореформенного периода. 11
Глава II. Значение и роль русской литературы
в культурном развитии России второй
половины XIX века.
§ I. Новые веяния в художественной литературе. 14
§ II. Дальнейшее углубление демократических
традиций в русской поэзии. 17
§ III. Отражение социально-экономических
изменений пореформенного периода в
народно-поэтическом творчестве. 20
Заключение 24
Список литератур и использованных источников 26

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Последнему роману Толстого «Воскресение», вышедшему в свет в 1899 году, суждено было стать и одним из последних романов XIX века, итоговым для всего столетия во многих отношениях.

В 80-х годах начинает свой творческий путь А.П. Чехов, создавший новые формы короткого сатирического рассказа («Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев»). Но постепенно смешливый юмор Чехова углубляется, сливаясь с горестными раздумьями. Появляются иные лица – молчаливых, бедно одетых, нечиновных людей («Размазня», «Анюта», «Тоска»). Позднее, на смену гнетущим повестям и рассказам приходят произведения совершено иной лирической тональности, такие как «Дама с собачкой», «Невеста», где впервые чеховский герой чувствует себя хозяином своей судьбы.

Нельзя не упомянуть и о Чехове – драматурге. Совершенно особое место в чеховской драматургии занимает «Чайка», утверждавшая отказ от рутины, прокладывавшая новые пути в искусство. Потерпев страшный провал на сцене Александрийского театра в Петербурге 17 октября 1896 года, «Чайка» была реабилитирована лишь 17 декабря 1998 года.

Среди писателей, оказавших влияние на духовное развитие России, занимает А.М.Горький. Его повести «Детство», «В людях» вошли в мировую классику автобиографического жанра и оказали огромное воздействие на развитие всей художественной культуры.

Вследствие всего выше сказанного можно заключить, что русская художественная литература в рассматриваемый период обогащается новыми формами, углубляются реалистические традиции.

 

§ II. Дальнейшее углубление демократических

         традиций в русской поэзии.

 

Русская поэзия XIX столетия – одна из самых славных страниц духовной жизни и национальной культуры России. Утверждая высокие идеи и справедливости, она пробуждала веру в великое предназначение человека, была тесно связана с развитием общественно-политической мысли и освободительным движением.

Целой эпохой в развитии русской поэзии, определившей пути её развития, явилось творчество Н.А. Некрасова, которому удалось раскрыть разные стороны жизни русского крестьянина и городского труженика.

 После поражения России в Крымской войне наступили годы необычайно напряжённой борьбы, в ходе которой произошло ослабление поэтических сил. Были сторонники «чистого искусства» такие как А. Фет, Я. Болонский, А. Майков и другие. На иных позициях стояли поэты- демократы во главе с Некрасовым, следовавшие ранее заложенным принципам реализма. Они стремились принимать активное участие в общественной жизни и в своих произведениях откликались на наиболее важные события своего времени. Поэты писали о беспросветно тяжёлой жизни бедноты, обличали произвол и насилие, чинимые помещиками и чиновниками. Однако, они изображали не только горькую долю простых тружеников, но и стремились рассказывать об их надеждах и стремлениях. Многие произведения поэтов демократического направления получили широкое расположение.

Наряду с этим, многие поэты обращались к интимной лирике, к изображению природы. Любовные стихотворения составляют значительную часть поэтического наследия Некрасова, Михайлова, Добролюбова. Личные мотивы, интимные чувства в их произведениях теснейшим образом переплетались с мотивами общества. Именно поэтому любовная лирика поэтов-демократов часто окрашена в горестные, трагические тона. Точно так же и пейзаж у поэтов этого направления отличался от картин природы, изображённых сторонниками «чистого искусства».

Важной чертой демократической поэзии было распространение в ней сатирических жанров: пародий, фельетонов, эпиграмм и так далее. Объектом сатиры становились почти все стороны общественной и литературной жизни. Наиболее часто обращались к сатирическим жанрам Н.А. Добролюбов, В.С. Курочкин и поэты, объединившиеся вокруг журнала «Искра».

Дальнейшее развитие русской поэзии происходило в сложных условиях правительственной реакции, наступившей в стране после общественного подъёма 60-х годов. Это было время широкого распространения идеологии революционного народничества, создания подпольных организаций, героической борьбы народовольцев, завершившейся убийством царя Александра II 1 марта 1881 года. Наступает период жесточайшего террора, в результате которого десятки революционеров были казнены, многие оказались на каторге и ссылке.

Разумеется, всё это не могло не отразится на характере демократической поэзии. Особенно это проявилось в творчестве поэтов-народников, для которых поэзия стала оружием в политической борьбе. Народники убедились, что она обладает огромной силой воздействия на людей, что с её помощью легче разъяснить сложные социальные вопросы. Эти произведения пользовались большой популярностью, многие из них стали распространёнными песнями.

Лирика поэтов-народников носила, как правило, исповедальный характер и ставила своей целью раскрыть их идеалы и стремления. Лирическим героем народнической поэзии выступил человек, отказавшийся от личного счастья и посвятивший себя борьбе за «народное дело», готовый принять любые страдания и пожертвовать во имя этого жизнью. Поэтам революционного народничества было чуждо всё будничное, мелкое, обыденное, стремились воссоздать острые социальные конфликты, сильные страсти.

Важное место в поэзии народничества занимала так называемая «тюремная» лирика. Стихи, написанные в царских застенках, вырвались на свободу и установили связь между томящимся в неволе и продолжавшими войну. В произведениях Н. Морозова, Л. Якубовича и других поэтов наиболее полно раскрывался характер мужественного борца, насильственно вырванного из жизни, но не сломанного, а убеждённого в правильности избранного пути.

1880-ые годы – один из самых  трудных периодов русской истории, так называемые «глухие годы», нора безвременья и реакций. Поэзия этого времени чутко уловила настроения разочарования, охватившее многие слои русского общества. В некоторых стихах зазвучали мотивы усталости и обречённости, что особенно ярко проявилось в полных внутреннего драматизма стихах С.Я. Надсона.

Но если в лирике поэтов-народников наряду с мотивами тоски и отчаяния звучала надежда, ощущалось горячее сочувствие к страданиям людей и стремление пробудить в молодом поколении лучшие чувства, то в поэзии сторонников «чистого искусства» преобладали ноты обречённости и безнадёжности. В их стихах отразился внутренний мир опустошённого человека, растерявшего былые надежды, неспособного к борьбе с мрачными силами и мечтающего о смерти, которая бы избавила его от гнетущей атмосферы окружающей жизни.

Конец XIX века – время, вместившее в себя целый этап освободительного движения – пролетарский. Движение истории сопровождалось стремительным развитием передовой общественности мысли и культуры.

Мысленно охватывая русскую поэзию второй половины XIX века, нельзя не восхищаться её разнообразием и богатством. Каждый из поэтов стремился по-своему отразить мир, мысли и чувства своих современников. Но было одно общее, что роднило их всех – это любовь к Родине и народу.

 

  § III. Отражение социально-экономических

 изменений пореформенного периода в

 народно-поэтическом творчестве.

 

С тех пор, как на Руси появилась письменность, литература и фольклор развивались параллельно. История русской и мировой литературы знает немало примеров высоких художественных достижений, которые стали возможны благодаря творчеству использованию фольклорных богатств. Особенно большое влияние народное творчества оказало на классическую литературу XIX века.

Народное поэтическое творчество, зародившись ещё в глубокой древности, долгое время было единственной «написанной историей» народа, художественно отразившей важнейшие этапы его жизни.

Вследствие этого, фольклор оказал большое влияние на русскую культуру в целом, где было использовано немало сюжетов и мотивов народных сказок, песен.

После отмены крепостного права во всех отраслях жизни России происходит обновление. Многообразие новых условий жизни, возникших в связи с развитием капиталистических отношений. Сказалось и на состоянии народного творчества, которое характеризуется в рассматриваемый период переплетением нового со старым. Начинается процесс постепенного исчезновения из народного репертуара былин и исторических песен, а также календарной обрядовой поэзии.

Претерпели известные изменения и сказки, где особенно популярным становится сатирический жанр. В пореформенную эпоху сказки приобретают социальную определённость.

В волшебных сказках, записанных во второй половине XIX века, заметно ослабление веры народа в подлинность чудесных вымыслов и подробностей. Именно в это время появляется рабочая сказка «О молотобойце и черте», в центре которой стоит вопрос о социальной природе хозяина-заводчика. Чёрт с удивительной лёгкостью превращает старуху в в молодую девушку и разоряет жадного кабатчика. Ему не под силу лишь одна задача, поставленная заводским мастером – сделать человеком хозяина завода.

В силу остроты своего социального содержания эти сказки не могли получить легальных форм развития и быта. Именно фабрично-заводские рассказы, возникшие после реформы, были близки к поэзии крепостных рабочих. К сожалению, подобные произведения составляют незначительную часть от общего числа записанных собирателями произведений.

Также изменились стиль и содержание народных песен. Они звучали на эстраде, в хорах, а позже стали заметной частью культурной жизни России. Под их влиянием сказывались даже поэты-профессионалы.

Частью новых песенных слоёв были песни бытового содержания, получившие название романсов. В конце XIX века в развитии городских песен наметились новые тенденции. Под воздействием общественных событий, их тематика расширилась и вышла из круга бытовых проблем.

В борьбе за народность литературы, музыки, изобразительного искусства, которая велась в 60 – 70 годы, писатели, композиторы, художники не раз обращались к фольклору. На основе народного, музыкального и поэтического искусства были созданы такие произведения, как «Русалка», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» Римкого-Корсакова и многие другие произведения, где большое место заняли мелодии русских народных песен. Некоторые картины «художников-передвижников» особенно сближались с миром народных песен.

Не менее значительным явлением фольклора было также формирование жанра частушек, порождённых новой действительностью. Частушка становится самой популярной формой песенного творчества.

Большую роль в жизни этого жанра сыграли писатели-демократы. Ряд замечательных русских частушек записал и опубликовал в «Русских ведомостях» Г.И. Успенский. Продолжатели короткой народной песенки были И.И. Коробка, В.И. Симаков.

Частушка была не только песенным разговорным языком, но и выполняло цель местной газеты, вскрывая социальные пороки и отрицательные явления в быту. Частушки проникли во все уголки человеческого быта.

Наряду с перечисленным выше, заметно возрастает роль пословиц, которые высмеивают, разоблачают, поучают.

Видное место в дореволюционном фольклоре занимал такой художественно-повествовательный жанр, как предания и легенды. И хотя здесь сохраняется мрачный колорит предшествующего времени, наряду с жалобами и гневным осуждением используются приёмы народного анекдота. Сюда же входят рассказы о труде и быте рабочих, о «вольных людях» и освободительном движении.

Очень интересны предания и легенды земельных богатствах и умельцах, которые представляют оригинальный вид народно-поэтической фантастики. В основном, эти произведения направлены на тему о том, кто имеет моральное право распространяться богатствами земли, кто их истинный хозяин.

Взаимовлияние устного народного творчества и русской литературы стало особенно интенсивным в XIX веке, когда русская культура заняла огромное значение данного периода.

В целом, русская литература XIX века оказалась подлинно народной. Именно идея народности определила её суть, противоречия, характер идеалов, нравственные искания. Эти общие начала по-разному проявлялись на различных этапах её становления, но именно они определили своеобразие и место русской литературы в мировом литературном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как уже было сказано, отмена крепостного права в 1861 году в России открыло путь для развития капиталистического способа производства. В пореформенное время ускоренно росли новые производительные силы. В стране происходил промышленный переворот, постепенно машина вытесняла ручной труд на вторые позиции.

Интенсивное капиталистическое развитие страны выдвинуло вопрос о подготовке квалифицированных специалистов во всех областях жизнедеятельности общества. Само собой, это не могло не отразиться на экономике, социальной сфере, а также и на развитии культуры этого периода.

Культурный подъём, демократические нововведения наблюдаются во всех сферах общественной жизни. Именно во второй половине XIX века в различных видах искусства наблюдается рост реалистических тенденций. Лучшие представители интеллигенции ощущали тесную духовную связь с народом, отражали в своих произведениях его жизнь и поднимали важнейшие общественные и социальные вопросы. Это ставится одной из главных тем литературы и искусства, а характерной чертой её изложения выступает реализм. Именно в этот период зарождается многое из того, чем будет определяться культура России XX века.

Информация о работе Литература и искусство в России во второй половина XIX века