Анализ состояния лифтостроения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время качество жизни населения находится на особом контроле у руководства нашей страны. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы главной целью текущей пятилетки является повышение качества и уровня жизни населения. В интервью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусским телеканалам 27 января 2006 г. подчеркивается: «Сейчас нам необходимо это созданное суверенное и независимое государство приспособить к людям. Для того, чтобы любой другой наш гражданин, каждый человек жил в этой среде и понимал – ему комфортно, ему удобно».
Целью данной работы является проведение анализа состояния лифтостроения в Республике Беларусь, анализ эффективности деятельности отрасли на примере РУП завод «Могилевлифтмаш» и определение перспективы развития лифтостроения Республики Беларусь на ближайшие 5 лет, а также разработка путей повышения эффективности функционирования предприятий лифтостроения в нашей стране и механизма их реализации.

Файлы: 1 файл

последний вариант диплома.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

     В настоящее время качество жизни населения находится на особом контроле у руководства нашей страны. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы главной целью текущей пятилетки является повышение качества  и уровня жизни населения. В интервью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусским телеканалам 27 января 2006 г. подчеркивается: «Сейчас нам необходимо это созданное суверенное и независимое государство приспособить к людям. Для того, чтобы любой другой наш гражданин, каждый человек жил в этой среде и понимал – ему комфортно, ему удобно».

     Лифты  -  один  из видов обязательного инженерного оборудования современных жилых домов, общественных и промышленных зданий. Это также самый массовый и единственный пример общественного транспорта, управляемый непосредственно пассажиром, при этом не имеющий альтернативы. К примеру, каждый день лифты в  городах России перевозят более 80 млн. человек, что в три раза больше, чем все виды транспорта вместе взятые. С полной уверенностью можно утверждать: лифт не просто вертикальный транспорт, это транспорт социальный, призванный давать возможность инвалидам, старикам, детям не ограничивать свободу передвижений.

     Лифт – единственный вид транспорта, движущийся вертикально, и этим обусловлены повышенные требования к надежности его эксплуатации, на основании чего он отнесен к категории объектов повышенной опасности.     Отказы в работе лифтов, особенно в крупных промышленных центрах, могут повлечь за собой негативные социально-экономические последствия. Массовый выход из строя лифтового оборудования способен вызвать социальный стресс (например, остановка 30 000 лифтов в Москве в мае 2005 года).

     На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод, что поддержание лифтов в работоспособном состоянии является актуальной задачей ЖКХ практически любого государства, так как ежегодно лифты перевозят порядка 2 млрд. человек, что в настоящее время составляет одну треть населения земного шара.

Целью данной работы является проведение анализа состояния лифтостроения в  Республике Беларусь, анализ эффективности деятельности отрасли на примере РУП завод «Могилевлифтмаш» и определение перспективы развития лифтостроения Республики Беларусь на ближайшие 5 лет, а также разработка путей повышения эффективности функционирования предприятий лифтостроения в нашей стране и механизма их реализации.

     Предметом исследования социально-экономического развития лифтостроения в нашей стране является изучение причинно-следственных связей в развитии предприятий лифтостроения, в частности РУП завод «Могилевлифтмаш».

     Объектом исследования будут выступать сами социальные и экономические процессы и явления, которые осуществляются и развиваются в лифтостроении на современном этапе.

 


1 ОТРАСЛЬ лифтостроения как объект

государственного регулирования

 

1.1   Значение и сущность лифтостроения в Республике Беларусь как одной из отраслей промышленности

 

1.2   История лифтостроения и мировой опыт

 

Первые упоминания о лифте имеются в трудах римского архитектора Марка Витрувия, утверждавшего в 26 году до новой эры, что изобретение лифта следует приписать Архимеду, построившему подъемный аппарат еще в 236 году до нашей эры.

Реально развитие лифтостроения в мире началось с XIX столетия. Сосредоточение больших масс населения в городах и непрерывно возрастающая стоимость земли привели к строительству зданий повышенной этажности, которые не могли удовлетворительно функционировать без надежной системы внутреннего пассажирского и грузового транспорта.

К этому времени появились достаточно компактные источники механической энергии: гидродвигатели, двигатели внутреннего сгорания и электрические машины.

В XIX веке фирма «Дж. Фокс и К0» впервые применила для привода лифта червячную передачу. Самотормозящаяся передача червячного редуктора обеспечивала лифтам с барабанным приводом большую безопасность. Всем было ясно, что необходимо устройство, которое в случае обрыва троса или отказа в работе подъемной машины задерживало бы кабину. Это устройство изобрел американский инженер Элайша Грейвс Отис.

В 1854 году Отис продемонстрировал работу безопасного механизма на международной выставке в Нью-Йорке. Находясь на поднятой платформе (на высоте 4-го этажа), он перерезал подъемный канат и не разбился, так как вовремя сработали ловители.   Это произвело на зрителей     неизгладимое

впечатление и послужило основанием назвать подъемник Отиса первым безопасным лифтом. С этих пор понятие о лифте неразрывно связано с гарантированной безопасностью подъема, которая, в свою очередь, не может быть осуществлена без ловителей. Это изобретение совершило революцию в лифтостроении, потому что использование лифтов в зданиях любой высоты стало по-настоящему возможным и безопасным.

В 1878 году впервые изобретен ограничитель скорости лифта. Он автоматически включал ловители при аварийном превышении скорости движения кабины.                                                                                                                                                                             Уже в 1880 году в Германии появляется первый электрический лифт Сименса с реечным механизмом подъема и приводом постоянного тока.

Первая автоматическая система управления лифтами была применена в 1904 году в Англии, которая чуть позже была продемонстрирована на выставке в Манчестере.

В это же время начался массовый выпуск лифтов. В Германии значительное число лифтов изготовили фирмы «Сименс», «AEG», «Карл Флор», в Америке фирма «Отис». В 1912 году в Нью-Йорке были построены высотные здания: «Зингер Билдинг» - высота 180 метров; «Метрополитен лайф тауэр» - высота 210 метров; «Вулворс билдинг» - высота 230 метров. Лифты, установленные в этих зданиях, уже имели скорость 1,75 метра в секунду.

 

1.3 О состоянии лифтостроения  на современном  этапе в рыночных условиях хозяйствования

     Наиболее распространенный в настоящее время механический лифт с электроприводом, поднимающийся и опускающийся с помощью канатной лебедки, обладает большей скоростью и пропускной способностью. Механический лифт состоит из электролебедки с канатоведущим шкивом, кабины, подвешенной на несущих тросах (обычно от 3 до 8 штук), движущейся по направляющим, и противовеса. Тросы перекинуты через канатоведущий шкив в верхней части шахты (машинном помещении) и несут кабину и противовес. Когда кабина поднимается, противовес опускается  и наоборот. Противовес имеет массу, равную наполовину заполненной кабине, поэтому двигатель перемещает только разницу в весе кабины и противовеса. Кабина набирает и снижает скорость плавно, без рывков. Лифтовая шахта на этажах закрыта дверями. Они открываются, когда кабина останавливается на данном этаже.

При срабатывании в здании пожарной сигнализации современный лифт,     где бы он в этот момент не находился и в     каком бы направлении не

двигался, самостоятельно идет вниз на первый этаж, там останавливается, открывает двери и блокируется в этом положении. Одновременно включаются системы дымоудаления и подпора воздуха в шахте лифта избыточное давление воздуха, чтобы противостоять тяге и проникновению дыма на еще не горящие этажи.

Скорость кабин составляет от 0,5 до 4 м/сек, а в скоростных лифтах, устанавливаемых в высотных зданиях - от 9 до 30 м/сек. Выбор того или иного лифта зависит от назначения, высоты здания, количества людей, пользующихся лифтом или характера груза, поднимаемого на этажи. Машинное отделение лифтов может располагаться вверху, над шахтой, или внизу, рядом с ней - выжимные лифты. Лифтовая кабина   или     платформа движется по жестким направляющим, установленным, как правило, в глухой шахте. Кабину лифта можно оборудовать двумя дверями. На определенном этаже, по желанию архитектора, могут открываться те или иные двери или обе двери одновременно. Это позволяет получить гибкость в планировке здания.

В крупных комфортабельных и престижных зданиях (гостиницы, банки, бизнес-центры, частные резиденции) устраивают очень эффектные панорамные (обзорные) лифты с частично или полностью стеклянными кабинами, обеспечивающими отличный обзор и крепящиеся к стене консольно. Их устанавливают на наружных стенах здания (в местностях с теплым климатом) или в атриумных зданиях (с крытым внутренним двором), как вертикально, так и наклонно, сообщая зданию динамизм и особую архитектурную выразительность. Панорамный лифт сконструирован для обозрения, в этом его основное отличие от обычного лифта. Внешне привлекательные, такие лифты предлагают пассажирам особые возможности для приятного обзора, который превращает иногда дискомфортную поездку на лифте в удовольствие. Форма кабины панорамного лифта может быть любого дизайна, даже в виде рекламной установки - например, банки «Пепси».

В высотных зданиях применяются скоростные пассажирские лифты -они могут поднять до 30 человек со скоростью 16 м/сек на высоту до 400 м. Для проектируемых небоскребов высотой более 1 км разработаны двухэтажные лифты со скоростью подъема 30 м/сек (100 км/ч), спуск ограничен 10 м/сек - для того, чтобы избежать неприятных ощущений в ушах из-за перепада атмосферного давления на разных высотах. Для этого же кабина лифта герметизируется. На такой скорости заметную роль играет аэродинамическое сопротивление, поэтому кабина лифта выполняется обтекаемой формы, а не

привычной прямоугольной. На дне шахты такого лифта размещен трехцилиндровый телескопический амортизатор длиной   15 м   с    величиной

свободного хода в 5 м. Он предназначен для смягчения удара, если лифт проскочит уровень нижнего этажа.                                                                                                                                                                                       

В многоэтажных зданиях лифты располагают, как правило, группами в центре здания для удобства пользования. Конструктивные требования ограничивают высоту подъема лифта. Поэтому в небоскребах выполняется зонирование групп лифтов по высоте. На одном лифте нельзя подняться на всю высоту здания - для этого обязательно нужно сделать пару пересадок на промежуточных этажах. Одновременно выполняют несколько лифтов-экспрессов, которые делают остановки только на пересадочных этажах.

Главное для эффективной работы большой группы лифтов в крупном здании - система подачи лифта. Сегодня наиболее интеллектуальной системой являются разработанные фирмой ОТИС система RSR Plus в лифтах Elevonic и система Miconic- 10 фирмы «Шиндлер», значительно сокращающие время ответа на вызов и обеспечивающее оптимальную схему перевозки данного количества пассажиров. Микропроцессорная система оценивает положение каждого лифта, направление его движения, загруженность, количество вызовов и их распределение по этажам. В результате время поездки на этаж назначения уменьшается до 35%, пропорционально увеличивается производительность лифта. Для этого пассажир вводит этаж назначения еще до того, как войдет в лифт, с пульта, прямо из лифтового холла. Программное обеспечение лифта запускает сложную программу логического анализа, которая систематизирует и оптимизирует пассажиропоток. Программа определяет, на какой этаж едет каждый пассажир, сколько пассажиров ждет лифт на каждом этаже, еще до того, как они войдут в кабину, разбивает пассажиров на группы в зависимости от того, кто на какой этаж едет, определяет для каждой группы пассажиров свой лифт. Лифты в группе распределяются так, что они обслуживают только определенные этажи. В результате лифт делает по пути меньше остановок, чем в традиционной системе, и быстрее добирается до конечного этажа.

На главной телевизионной башне России в Останкино после пожара будут установлены четыре скоростных лифта, которые начнут курсировать практически по всей башне от первого этажа до отметки 338 метров и поднимут посетителей до ресторана «Седьмое небо». Большие скоростные лифты со скоростью семь метров в секунду закуплены у немецкой фирмы «Тиссен».

Кстати, лифты этой же фирмы были смонтированы на башне до пожара 2000 года.                                                                                                                        

На многих зарубежных метрополитенах лифты применяются вместо эскалаторов. Например, на лондонском метрополитене работают 174 эскалатора и 106 лифтов. При строительстве первой очереди Ленинградского метрополитена рассматривался проект установки лифтов для подъема и спуска пассажиров. По проекту лифты имели вместимость кабины 30-50 чел., скорость 5,0 м/с, высоту подъема 60 и 100 м.

В прозрачном лифте фирмы «Отис» в Великобритании можно встретиться нос к носу с акулами, обитающими в самом глубоком аквариуме Европы, комплекс под названием «Бездна» открылся в марте 2000 года на северном   побережье   Англии.  Центральным элементом комплекса     является

прозрачный панорамный лифт, установленный внутри аквариума. Потолок кабины выполнен в форме пузыря, а сама кабина отделена от воды изогнутой прозрачной акриловой стеной. Лифт, подобно пузырю воздуха, поднимает туристов с самого дна на поверхность аквариума, замирая на полпути, чтобы пассажиры смогли поближе рассмотреть семь разновидностей акул и сотни других видов морского мира в огромном искусственном водоеме. Кабина первого подводного лифта в мире не соприкасается с водой. Она располагается в обычной прозрачной шахте. Противовес лифта вынесен в отдельную параллельную шахту для того, чтобы не загораживать обзор пассажирам. Всего в «Бездне» установлено 5 лифтов компании «Отис», в том числе 2 пассажирских грузоподъемностью более 2 тонн, которые в нерабочее время используются для транспортировки акул и других представителей морской фауны. Лифт с функцией банкомата появился в Нью-Йорке и благодаря своему удобству стал быстро набирать популярность. Действительно, время, затрачиваемое на спуск в лифте, обычно расходуется впустую: человек просто смотрит на двери, ожидая пока они откроются.

С 1998 года американская фирма «Captivate Networks», чтобы в пути не было скучно, устанавливает в лифтах мониторы, транслирующие из Интернета последние новости политики и спорта, прогнозы погоды, данные об автомобильных пробках в городе, курсе акций, сведения об опоздании поездов и самолетов.

Австралийская фирма из Сиднея «Plimley Elevator Manufacturing Ltd.» спроектировала и изготовила пассажирские лифты для нового парома «Pacigi-Cat». Грузоподъемность каждой кабины более тонны, скорость движения 0,76 метра в секунду. Столь высокие скоростные показатели не имеют ранее выпущенные этой фирмой пассажирские судовые лифты. Новый паром имеет длину 122,5 метра, ширину 25,8 метра.                                                          

Информация о работе Анализ состояния лифтостроения в Республике Беларусь