Анализ состояния лифтостроения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время качество жизни населения находится на особом контроле у руководства нашей страны. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы главной целью текущей пятилетки является повышение качества и уровня жизни населения. В интервью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусским телеканалам 27 января 2006 г. подчеркивается: «Сейчас нам необходимо это созданное суверенное и независимое государство приспособить к людям. Для того, чтобы любой другой наш гражданин, каждый человек жил в этой среде и понимал – ему комфортно, ему удобно».
Целью данной работы является проведение анализа состояния лифтостроения в Республике Беларусь, анализ эффективности деятельности отрасли на примере РУП завод «Могилевлифтмаш» и определение перспективы развития лифтостроения Республики Беларусь на ближайшие 5 лет, а также разработка путей повышения эффективности функционирования предприятий лифтостроения в нашей стране и механизма их реализации.

Файлы: 1 файл

последний вариант диплома.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов предприятия к общему объему произведенной продукции.

В народном хозяйстве, в ее отдельных отраслях, например, в промышленности, широко применяется показатель фондоотдачи, обратный показателю фондоемкости.

Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность). Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов. Прибыль в условиях рынка - это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии. Оптимальным дополнением к показателю прибыли явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.

При оценке величины прибыли различают балансовую прибыль, прибыль от реализации продукции, чистую прибыль.

Балансовая прибыль определяется по результатам всей производственно- хозяйственной деятельности на основе баланса доходов и расходов как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции основной деятельности; прибыли (убытков) от прочей реализации товаров и услуг, продукции подсобного сельского хозяйства, реализации излишних товарно- материальных ценностей, а также реализации работ и услуг непромышленного характера (автотранспорта, лесозаготовок, реализации на сторону электроэнергии и др. ); прибыли (убытков) от внереализационных операций - штрафы, пени, неустойки, убытки от списания безнадежных долгов, стихийных бедствий и т. п.; доходы от реализации ценных бумаг (акций, облигаций).  Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между величиной реализованной продукции и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между балансовой прибылью или прибылью от реализации за вычетом налогов и процентов за долгосрочный кредит.

Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно- хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность.

Рентабельность выражает абсолютный или относительный (в процентах) размер полученной прибыли на 1 рубль текущих затрат или на 1 рубль используемых ресурсов (основных производственных фондов, оборотных средств, собственного и заемного капитала).

       Рентабельность капитальных вложений характеризует размер прироста чистой прибыли на 1 рубль капитальных вложений в мероприятие, срок окупаемости – период времени, в течение которого капитальные вложения компенсируются, перекроются годовым приростом чистой прибыли. Коэффициент рентабельности капитальных вложений в целях обоснования их экономической целесообразности сопоставляется с банковским процентом по долгосрочным депозитам.

       Приведенные выше показатели имеют ограниченный характер использования, все они, кроме показателя производительности общественного труда и рентабельности, не дают полного, всестороннего представления об экономической эффективности производства и затрат, а характеризуют лишь использование определенного вида ресурсов.

      Для полного представления об общей эффективности затрат нужна обобщенная характеристика стоимостных и натуральных показателей. Этой цели служат общая и сравнительная экономическая эффективность затрат.

       В планировании и проектировании общая экономическая эффективность как отношение эффекта к капитальным вложениям, а сравнительная - как отношение разности текущих затрат к разности капитальных вложений по вариантам. При этом общая и сравнительная экономическая эффективность дополняют друг друга.

     По народнохозяйственным комплексам, отдельным отраслям, а также формам воспроизводства основных фондов общая экономическая эффективность затрат рассчитывается как отношение прироста прибыли или к капитальным вложениям (К):

        Э =DП/К                                                                                                                                             (2.1)

        При сопоставлении вариантов хозяйственных и технических решений, размещения предприятий и их комплексов, строительства новых или реконструкция старых предприятий и т.п. рассчитывается сравнительная экономическая эффективность затрат.

         Если один из сравниваемых вариантов для своей реализации требует меньше  капитальных вложений и одновременно обеспечивает более низкую себестоимость, то при прочих равных условиях он признается экономически более выгодным. В этом случае достигается двойной эффект: экономия от снижения себестоимости (текущих затрат) и экономия на капитальных вложениях. Однако нередко повышение производительности труда, снижение себестоимости, эксплуатационных затрат достигается ценой дополнительных капитальных вложений.

В качестве общих рассматриваются показатели деловой активности, состояния основных производственных фондов, себестоимости продукции и трудового потенциала, а также показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

    

2.2.2 Анализ деловой активности организации

 

Деловая активность организации зависит от многих внутренних и внешних факторов и условий. В качестве наиболее существенных можно выделить следующие:

- фактор спроса - ассортимент промышленных товаров и услуг, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках;

- ценовой фактор - соотношение между уровнем цен, сложившихся на товары, продукцию и услуги на рынке, и уровнем цен на эти товары и услуги у товаропроизводителя. Тем успешнее может быть преодолена конкуренция, чем больше единицы соотношение указанных цен;

- производственный фактор - характеризуется возрастной структурой и уровнем использования производственного потенциала, а также качеством применяемых технологий;

- научно-технический фактор - определяет наряду с производственным фактором качество выпускаемой продукции и услуг, уровень ее наукоемкости и конкурентоспособности;

- группа макроэкономических факторов - включает проводимую в стране денежно-кредитную, налогово-бюджетную, ценовую, амортизационную политику, правила валютообменных и внешнеэкономических операций и другие меры государственного регулирования.

Влияют на деловую активность такие факторы, как уровень инфляции и процентных ставок кредитов; изменение курса национальной валюты влияет на эффективность экспорта, в т.ч. на конкурентоспособность на внешних рынках.

       Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Объем производства и реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для исчисления целого ряда налогов. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
       По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Анализ деловой активности РУП завод «Могилевлифтмаш»  начнем с изучения показателей выпуска продукции. Основным показателем объема производства является товарная  продукция. Объем реализации продукции на предприятиях определяется двумя способами: по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. На анализируемом предприятии принят учет объема реализации по отгрузке продукции. Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.
       Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
                                                                                                                                                        Таблица 2.1


       Динамика производства и реализации продукции

Наименование показателей

За анализируемый период

 

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Годовой объем производства в натуральном выражении

 

 

 

 

 

Лифты, шт

3103

3565

4010

4587

6300

Темп роста к предыдущему году, %

111,9

114,9

112,5

114,4

137,3

Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах), млн.руб.

51745

79235

118736

141288

225142

Темп к предыдущему году, %

138,2

153,1

149,9

119,0

159,3

Годовой объем производства в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах), млн.руб.

71028

96316

118084

135737

211029

Темп к предыдущему году, %

122,0

135,6

122,6

115,0

155,4

Выручка от реализации продукции, млн.руб.

64636

97745

144507

152854

238104

Темп к предыдущему году, %

 

151,2

147,8

105,8

155,8

Выручка от реализации продукции (без НДС), млн.руб.

54478

82788

124794

147220

229079

Удельный вес в объеме выручки неденежных форм расчетов, %

67,0

66,0

17,8

1,3

1,3

Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: (%)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

внутренний рынок (%)

41,6

38,9

27,8

25,0

22,0

ближнее зарубежье (%)

57,7

60,5

71,7

74,5

76,9

дальнее зарубежье (%)

0,7

0,6

0,5

0,5

1,1

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции.

Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.
           Из таблицы видно, что РУП завод «Могилевлифтмаш» устойчиво наращивает темпы выпуска продукции. Годовой объем производства в натуральном выражении за 5 лет вырос с 3103 лифтов до 6300 штук лифтов, т.е. в 2,03 раза. Объем производства продукции в действующих ценах за пять лет вырос с 51745 млн.рублей до 225142 млн.рублей или в 4,35 раза. Продукция завода востребована потребителями в условиях жесткой конкуренции на рынке лифтового оборудования.

При анализе деловой активности организации используется показатель выручки от реализации продукции.  Необходимо отметить стабильный рост выручки, полученной как от реализации на внутреннем рынке, так и от выручки от экспорта, что наиболее выгодно для организации. Выручка от реализации продукции за анализируемый период выросла с 64636 млн.рублей до 238104 млн.рублей или в 3,68 раза.

Кроме того, в полученной от реализации выручке наблюдаются высокие темпы роста реализации новой продукции, что свидетельствует о расширении возможностей предприятия, ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, освоении новых технологий, что, безусловно, является положительной характеристикой работы организации.

Удельный вес новой продукции за 2006 год составил 30,5%, план на 2007 год обеспечить удельный вес новой продукции в общем объеме производства не менее 30,0%.

Номенклатура выпускаемой продукции заводом «Могилевлифтмаш» и ее технические характеристики не уступают продукции, выпускаемой ведущими российскими лифтовыми предприятиями такими, как Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, Екатеринбургский лифтостроительный завод и др.  Одновременно на рынке предлагают свою продукцию иностранные  фирмы и компании такие как “ОТИС”, “КОНЕ”, “ШИНДЛЕР” и др. Поэтому перед заводом стоит задача противопоставить иностранной продукции отечественную не уступающую по качеству и техническим характеристикам. Как следует из таблицы, удельный вес реализованной РУП завод «Могилевлифтмаш» продукции за пределы Республики Беларусь за 2006 год составил 78,0%, в то время как за 2002 год этот показатель был равен 58,4%.

Динамику роста производства и реализации продукции необходимо рассматривать в комплексе с динамикой роста производительности труда.

Производительность труда является экономической категорией, характеризующей результативность (эффективность) живого труда. Уровень производительности труда выражается отношением объема произведенной продукции  к среднесписочной численности работников.

Информация о работе Анализ состояния лифтостроения в Республике Беларусь