Анализ уровня занятости населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем занятости населения РФ и рекомендаций по их решению.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) рассмотреть теорию вопроса занятости населения и его качественное содержание. Охарактеризовать направление государственное политики в решении проблемы занятости населения;
2) охарактеризовать уровень и состояние занятости населения в РФ и роль государства в регулировании и решении проблем занятости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 12
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ 18
2.1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РФ 18
2.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ 22
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

15_04_13_Филяев_Экономика_Тема.docx

— 92.96 Кб (Скачать файл)

2) нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

3) нестандартные способы работы и рабочие места, например надомный труд (выполнение производственного задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

4) самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Иногда  к гибким формам занятости относят  гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и  окончания работы могут регулировать сами работники), что недостаточно точно. Если гибкость режима рабочего времени  осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.

В статистике зарубежных стран можно встретить  понятие альтернативных видов занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.

Гибкие  формы занятости заключаются  в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.

В экономической  литературе встречается понятие  избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.

1.2. Государственная политика  занятости населения

Государственная политика занятости населения —  это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений  Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Функциональным  органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения [10, с. 49]:

1) развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;

3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста — за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

6) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

7) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

8) сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

9) координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

10) координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

11) обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

12) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Деятельность  органов службы занятости осуществляется согласно с федеральными целевыми программами  содействия занятости населения  Российской Федерации и соответствующим им региональным программам.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.

Активная  политика занятости — это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия:

1) по профилактике — предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;

2) профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;

3) активному поиску и подбору рабочих мест;

4) субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;

5) организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;

6) поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;

7) квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан и др.

Активные  меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы [10, с. 50]:

1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве — подбор подходящей работы и профессиональное консультирование — профориентация, профинформация, психологическая поддержка и др.;

2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудоустройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.

Пассивная политика занятости заключается  в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя:

1) выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий — оказание материальной помощи (выплату социального пособия);

2) выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;

3) организацию дешевого питания в специальных столовых и др.

Политика  в области занятости населения  находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

2.1. Рынок труда и  занятость населения РФ

Человеческий  фактор производства, трудовой (кадровый) потенциал имеют в современных  условиях развития рыночных отношений  ключевое значение для функционирования всех предприятий и регионов, для  подъема российской экономики и  ее вхождения в мировое хозяйство. За годы рыночных реформ в отечественной экономике накоплен определенный опыт рационального использования трудовых ресурсов на различных уровнях управления: федеральном, региональном и внутрифирменном.

Очевидно, что эффективное использование  трудовой силы (трудовых ресурсов) является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности страны. Для отдельного предприятия это означает: чтобы противостоять конкуренции, оно должно производить продукцию с наименьшими затратами и высоким качеством. Вывод же для сферы персонала гласит: трудовой потенциал (в частности, численность и качество персонала) должен обеспечивать достижение целей предприятия.

Рациональное  использование возможностей людей, т. е. их психических и физических сил, профессиональных навыков, опыта работы - это предпосылка нового возрастания их кадрового потенциала. Человек, работающий с полной отдачей своих сил, не только производит больше продукции, но и приумножает свой опыт, вовлекает в сферу своей трудовой активности новых людей. Тем самым активизируется использование человеческого фактора ради роста эффективности всего производства.

Численность экономически активного населения  РФ постепенно растет. Так, численность экономически активного населения выросла с 74 156 тыс. чел. в 2006 г. до 75 440 тыс. чел. в 2010 г., т. е. на 1284 тыс. чел. Уровень занятости вырос на 1%.

Однако  вырос и показатель безработицы. За рассматриваемый период уровень  безработицы вырос на 0,8 % и составил 5636 тыс. чел. в 2010 г., что на 667 тыс. чел. больше, чем в 2006 г. Уровень зарегистрированной безработицы в 2010 г. составил 2,1 %, что на 0,3 % меньше, чем в 2006 г.

Рост  безработицы в России пришелся на начало 90-х гг. XX в. и был обусловлен такими причинами, как приватизация государственных предприятий и, как следствие, массовые увольнения работников; сокращение вооруженных сил и численности предприятий военно-промышленного комплекса; отмена системы планового распределения выпускников учебных заведений; усиление процессов миграции, сопровождающееся появлением значительного количества беженцев и вынужденных переселенцев, и рядом других.

Известно, что ТК РФ к числу принципов  правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относит принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, т. е. занятости населения [1, ст. 3].

В настоящее время рынок труда восстановился практически полностью. Потребность компаний в персонале сравнима с 2008 г. Дальнейший рост будет обусловлен прогнозом МВФ по росту ВВП России на 3,5 %. Таким образом, рост отраслей экономики в формальном секторе отразится на появлении новых рабочих мест на рынке труда.

Что касается неформального сектора, то к нему относятся граждане России, занятые  индивидуальной или групповой хозяйственной  деятельностью без регистрации и уплаты налогов. Лица, работающие на зарегистрированных предприятиях без официально оформленного трудового договора и получающие заработную плату неучтенными наличными деньгами, также относятся к этой категории.

Информация о работе Анализ уровня занятости населения РФ