Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
определить место и роль рынка труда как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем;
изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в РФ и РТ и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе
1.1. Основные задачи государственного регулирования 5
1.2. Политика занятости и регулирования рынка труда 11
Глава 2. Причины безработицы и ее формы
2.1. Определение полной занятости 15
2.2. Безработица как социально-экономическое явление 17
Глава 3. Занятость в России
3.1. Занятость в России 23
3.2. Занятость в Татарстане 29
Заключение 39
Список литературы

Файлы: 1 файл

2-определение полной занятости.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Размещение информационных материалов, нормативных правовых актов  в электронных и печатных  средствах  массовой информации.

8. Переподготовка, повышение квалификации, участие в семинарах, стажировка специалистов органов службы занятости.

Выделение средств из бюджета Республики Татарстан позволило повысить квалификацию  специалистов органов службы занятости.

9. Оказание государственных услуг различным категориям граждан с привлечением Мобильных офисов центров занятости населения.

Выделение средств из бюджета Республики Татарстан позволило повысить эффективность предоставляемых услуг по содействию занятости гражданам в поиске подходящей работы.

10. Организация исследования и анализа рынка трудовых ресурсов Республики  Татарстан с целью перспективного прогнозирования баланса трудовых ресурсов и состояния рынка труда Республики Татарстан.

Выделение средств из бюджета Республики Татарстан позволило провести анализ и оценку рынка труда трудовых ресурсов республики.

В целях совершенствования разграничений полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации  в Федеральный  закон № 361-ФЗ от 30 ноября 2011 года были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2012 года ряд полномочий в области содействия занятости населения являются собственными полномочиями субъектов Российской Федерации, на которые были предусмотрены бюджетные ассигнования в бюджете субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что  на 2012 и 2013 года в целях недопущения ухудшения положения граждан, ищущих работу, и безработных граждан сохранено соотношение средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование дополнительных мероприятий, и средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации на финансирование указанных мероприятий, на уровне 2011 года.

За счет субвенций  осуществляется финансирование полномочий, относящихся к осуществлению  социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

пособий по безработице;

стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации по направлению органов  службы занятости;

материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

пенсий, назначенных по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.

Общие расходы на реализацию Республиканской программы содействия занятости  населения на 2011 − 2013 годы составили 5682510,84 тыс. рублей. Источники финансирования отражены в таблице 4.

Таблица 4

Источники финансирования расходов на реализацию Республиканской  программы содействия занятости  населения на 2011-2013гг., тыс. руб.

Источники

финансирования

Всего
расходов

В том числе по годам:

2011

2012

2013

Субвенции из федерального бюджета

4592634,54

1953347,94

1343613,4

1295673,2

Средства бюджета Республики Татарстан на исполнения переданных полномочий

963462,3

-

480419,3

483043,0

Средства бюджета Республики Татарстан

126414,0

42138,0

42138,0

42138,0

Всего

5682510,84

1995485,94

1866170,7

1820854,2


 

 

Структура источников финансирования расходов на реализацию Республиканской программы содействия занятости населения на 2011-2013 годы приведена в табл.5.

Таблица 5

Структура источников финансирования расходов на реализацию Республиканской программы содействия занятости населения на 2011-2013 годы, %

Источники

финансирования

Всего

расходов

2011 г.

2012г.

Темп роста,%

2013г.

Темп роста,%

Субвенции из федерального бюджета

80,2

97,9

72,0

73,5

71,2

98,9

Средства бюджета Республики Татарстан на исполнения переданных полномочий

17,6

 

25,7

 

26,5

103,1

Средства бюджета Республики Татарстан

2,2

2,1

2,3

109,5

2,3

100

Всего

100

100

100

 

100

 

 

Анализ приведенных  в таблице 5 данных, указывает, что в общем объеме источников финансирования республиканской программы занятости на 2011-2013 гг. субвенции из федерального бюджета составляют 80,82% средств, средства бюджета Республики Татарстан 2,22%.

По годам:

  1. Субвенции из федерального бюджета в 2012 году снизились в процентном соотношении на 26,5% (100- 73,5) к показателю 2011 года, в 2013 г.  снизились в общем объеме на 0,8%, но темп роста увеличился на 25,4%.
  2. Средства бюджета Республики Татарстан на исполнения переданных полномочий в 2013 году составили 26,5% в общем объеме источников финансирования. По отношению к данному показателю 2012 года увеличились на 3,1% (103,1-100).
  3. Средства бюджета Республики Татарстан находятся в пределах 2,1-2,3% общего объема источников финансирования.

На графике (рис.2) представлена численность  ЭАН, численность занятых в экономике, численность безработных в 2008-2013гг. по республике Татарстан.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. 2009 2010 2011 2012 2013

 

Рис. 2 – Численность ЭАН, численность занятых в экономике, численность безработных в 2008-2013гг. по республике Татарстан.

 

Показатели рынка труда  Республики Татарстан представлены в табл.6.

Таблица 6

Показатели рынка труда Республики Татарстан

(по данным  выборочного обследования населения

 по проблемам занятости)

 

Показатели  рынка труда 

Республики  Татарстан

Годы

отчет

отчет

отчет

отчет

отчет

прогн

2008 г.

2009 г.

2010г.

2011г

2012г.

2013 г.

Численность ЭАН, тыс.человек

1974,9

1995,7

2024,9

1964,8

1950,0

1941,0

Численность занятых  в экономике, тыс.человек

1878,8

1826,7

1898,3

1845

1835

1835

Численность безработных  граждан (по методологии МОТ), тыс.человек

96,1

169,0

126,6

119,8

115

106

Численность безработных  граждан, зарегистрированных в службе занятости, тыс.человек (на конец года)

25,5

56,4

37,7

33,0

33,0

32,0

Уровень общей  безработицы (по методологии МОТ), процентов  к ЭАН

4,9

8,5

6,3

6,1

5,9

5,5

Уровень зарегистрированной безработицы, процентов к ЭАН

1,3

2,83

1,9

1,88

1,83

1,73


Динамика показателей рынка  труда Республики Татарстан представлена на графике (рис.3).


 

 

   Ряд 1 – 2011 г.

    Ряд 2 - 2012 г.

    Ряд 3 – 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭАН           Занятые      Безработные   Безработные     Уровень            тыс. чел.

            в экономике                   зарегистрированные  безработицы

 

Рис. 3 – Динамика показателей  рынка труда РТ за 2011-2013 гг.

 

На графике  очевидно, что количество экономически активного населения, количество занятых  в экономике снижается из года в год. Уровень безработицы находится  в пределах 5,5-6,1 тыс. чел.

Из таблицы 6:

1. ЭАН с 1964,8 тыс. чел. (2011г.), в следующем году  их количество составляет 1950 тыс.  чел., в 2013 году их количество  снижается на 9 тыс. чел.

2. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) снижается с 6,1 процентов к ЭАН до 5,5% (1964,8 тыс. чел. – 2011 году, 1950 тыс. – в 2012 г., 1941 тыс. человек в 2013 г.).

 

 

 

Заключение

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

1. Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Для этого необходимы:

    1. проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице;
    2. разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров;
    3. регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении;
    4. внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет  регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы государство  настойчиво, твердо и планомерно проводило  свою политику в сфере занятости  населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

 

Список используемой литературы

 

  1. Гродских В.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
  2. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина - Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с.
  3. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.
  4. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2011. – 792 с.
  5. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2009. – 608 с.
  6. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 592 с.
  7. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  8. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  9. Экономика труда / Под ред. Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
  10. Экономика для технических вузов./Под ред. А.П.Ковалева, М.П. Павлова.- Ростов /-н/Д: Феникс, 2001. – 521с.
  11. Определение полной занятости. – www. http:///taxationinfo.ru
  12. Банк документов Министерства труда и социальной защиты населения. – www. http:rosmintrud.ru
  13. Занятость.http://forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic

1 Бауман З. Глобализация . Последствия для человека и общества./ Под ред. Е.В.Я Яновской. – М.:Весь мир, 2004. –с.57.

2Рынок труда:Учебно-методический комплекс./сост. Хусаинов..- Уфа:БИСТ БФАТ и СО, 2009. – www. Do.gendocs.ru

3 http://forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic

4 Экономика для технических вузов./ Под ред. А. П. Ковалева, М.П. Павлова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 57с.

5 Определение полной занятости. – www. http:///taxationinfo.ru

6 Экономика для технических вузов./ Под ред. А. П. Ковалева, М.П. Павлова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 57с.

7 Занятость и безработица в Российской Федерации в июне 2013 г. – www.gks.ru

8 Банк документов Минстерства труда и социальной защиты населения. – www. http:rosmintrud.ru



Информация о работе Безработица в России