Информационная безопасность как условие защиты духовно-психологического развития молодежи от негативного воздействия интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть специфику социологического изучения информационной безопасности России в условиях социальных изменений; формирование у молодежи и детей целостного представления об информационной безопасности.
Задачи:
Совершенствование теоретических основ технологий защиты молодежи и детей от информационных психологических атак
Повышение медиа грамотности и культуры пользования интернетом у подрастающего поколения

Файлы: 1 файл

методология информационная безопасность.docx

— 137.76 Кб (Скачать файл)

Тема: Информационная безопасность как условие защиты духховно-психологического развития молодежи от негативного воздействия интернета.

Предмет: Механизмы защиты информационной безопасности молодежи и детей от 8 до 18 лет

Объект: Информационная безопасность как целостной явление

Цель: раскрыть специфику социологического изучения информационной безопасности России в условиях социальных изменений; формирование у молодежи  и детей целостного представления об информационной безопасности.

Задачи:

Соеврешенствование теоретических основ технологий защиты молодежи и детей от информационных психологических атак

Повышение медиа грамотности и культуры пользования интернетом у подрастающего поколения

Введение

Актуальность исследования обусловлена радикальными переменами в социальной, политической и экономической жизни общества, под влиянием глобальных информационных процессов.

В современном обществе информация и информационная деятельность играет одну из главных ролей. Информационная безопасность может быть рассмотрена как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определённой вероятностью достаточные и защищённые информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Неправомерное использование технологий может представлять собой потенциальную опасность для детей и молодежи как наиболее уязвимой перед лицом интернет-угроз категории пользователей глобальной сети. Создать и поддерживать безопасную и комфортную интернет-среду можно лишь в результате совместных усилий государства, общественных организаций, бизнеса при активном участии самих пользователей. Будучи уверенными в том, что защита детей и молодежи от потенциально опасного  Интернета и неправомерного поведения отдельных его пользователей требует активной позиции каждого взрослого, и исходя из принципа приоритетности права детей на информационную безопасность перед сопряженными правами и свободами взрослых.Была принята  Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете».  В ней сформулированы основные принципы  по обеспечению условий для безопасного использования Интернета подрастающим поколением. Ее цели:   снижение и предотвращение рисков, связанных с возможностью контакта несовершеннолетних с потенциально опасным и противоправным интернет-контентом, а также с лицами, использующими Интернет с целью шантажа, преследования, совращения, сексуальной эксплуатации и с другими противоправными намерениями;  оказание поддержки государственным, в том числе, правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению безопасности подрастающего поколения при взаимодействии с ресурсами Интернета;  привлечение внимания государства, общественности и бизнес-сообщества к проблеме безопасности детей и молодежи в Интернете и определении основных направлений и условий для ее решения.  Обеспечение безопасной для детей и молодежи интернет-среды должно строиться на основе уважения прав человека, включая право на неприкосновенность частной жизни.  Формирование позитивного контента в сети Интернет следует рассматривать как одно из основных условий поддержания хорошей репутации российского сегмента глобальной сети и достижения максимальной пользы для подрастающего поколения.  Ненадлежащее использование Интернета, представляющее угрозу для подрастающего поколения, необходимо подвергать публичному осуждению, информировать о данной практике широкие общественные круги и в рамках полномочий, возможностей и ответственности заинтересованных сторон содействовать ее пресечению. Развитие и внедрение культуры безопасного использования Интернета является важным условием поддержания доверия к Интернету со стороны общества и эффективности освоения подрастающим поколением ее позитивного, развивающего потенциала. Необходимо содействовать созданию, освоению и распространению эффективных программ, технологий, регламентов, обеспечивающих защиту детей и молодежи при использовании ресурсов глобальной сети. Определение критериев приемлемости, безопасности контента Интернета для детей и молодежи должно осуществляться в ходе открытых общественных дискуссий с привлечением профессиональной экспертизы.

Законодательство в области информационной безопасности.

1. ДЕКЛАРАЦИЯ

«ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТЕ» 2010 г

В ней сформулированы основные принципы нашей деятельности по обеспечению

условий для безопасного использования Интернета подрастающим поколением.

Принципы, изложенные в Декларации, базируются на ключевых идеях и положениях

соответствующих международных и российских документов законодательного и

рекомендательного характера, а также позитивном опыте участников Года Безопасного

Интернета в России.

2.Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их

здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ устанавливает правила

медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции средств

массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах

носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в

информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной

связи.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность

детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск,

связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети

Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и

нравственному развитию.

Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности

Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.

 

В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 - право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

 

В принципе, право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности и целостности представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

 

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.

 

В Гражданском кодексе Российской Федерации (в своем изложении мы опираемся на редакцию от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская, коммерческая и служебная тайна. Согласно статье 139, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности. (Примечание:Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.)

 

Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 - "Преступления в сфере компьютерной информации" - содержит три статьи:

 

статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;

статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.

Первая имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая - с вредоносным ПО, третья - с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.

 

Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.

 

Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями на 22 августа 2004 года). В нем гостайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну ; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.

 

Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения, намечаются направления, в которых должно развиваться законодательство в данной области, регулируются отношения, возникающие при:

 

осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

применении информационных технологий;

обеспечении защиты информации.

Процитируем основные определения:

 

информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на нетрадиционность определения конфиденциальности информации, приравнивающего конфиденциальность к неразглашению.

 

В статье 3 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

 

свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

достоверность информации и своевременность ее предоставления;

неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Отметим, что в этих принципах явным образом фигурируют целостность (достоверность) и доступность (своевременность предоставления) информации.

 

В статье 9 Закона содержатся следующие положения:

 

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Отметим, что в этой статье упор делается на конфиденциальность информации.

 

Статья 11 "Документирование информации" содержит следующие важные положения:

Информация о работе Информационная безопасность как условие защиты духовно-психологического развития молодежи от негативного воздействия интернета