Информационная безопасность как условие защиты духовно-психологического развития молодежи от негативного воздействия интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть специфику социологического изучения информационной безопасности России в условиях социальных изменений; формирование у молодежи и детей целостного представления об информационной безопасности.
Задачи:
Совершенствование теоретических основ технологий защиты молодежи и детей от информационных психологических атак
Повышение медиа грамотности и культуры пользования интернетом у подрастающего поколения

Файлы: 1 файл

методология информационная безопасность.docx

— 137.76 Кб (Скачать файл)

      В философии  ценностные ориентации определяются  как продукт жизнедеятельности  социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в  виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения отдельного человека. В современной психологической и философской литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования О.И. Шкаратан, Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, И.М. Поповой, В.С. Бакирова, А.П. Вардомацкого, В.А. Василенко, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я. Гудечека, Б.С. Круглова, Н.И. Непомнящей, Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, В.Д. Сайко, Л.А. Сулеймановой, А.А. Табунса и других авторов. Ценность возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между объектом и человеческими потребностями, которые несут отпечаток исторической эпохи. В.А. Василенко определяет ценность как "существенный момент универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого". Сторонники этого подхода (А.М. Коршунов, В.А. Василенко, Л.Н. Столович и другие) определяют ценность как феномен бытия, независящий от объективного отношения к нему.[9] О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова относят ценности к общественным идеалам. В данных работах ценности относятся к области общественного сознания. Общим для всех подходов является то, что ценность предмета появляется тогда, когда в нем видна возможность удовлетворения какой-либо потребности. Ценность возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность.

      Социология  рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей.[22]

      Понятие "ценность" впервые введено  У. Томасом и Ф. Знанецким. Они  используют понятие "ценность" в  социологии, тогда как до них это  понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие "аттитюд" как переживание смысла, ценности социального объекта. Ценностная ориентация", подобно "истине", "разуму", "человеку", "культуре", по-видимому, никогда не будет определена исчерпывающим образом, однако понимание этого обстоятельства не должно препятствовать созданию рабочих, понятийных конструкций, отвечающих необходимости решения современных проблем. Использование, критика, коррекция, наконец, отвержение и замена таких конструкций являются необходимыми вехами в развитии общества.[13]

 

 

 

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

      Возможностей  использования сети огромное количество.

Во-первых, подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через "чаты", "форумы" и электронную почту. Многих привлекает возможность общаться от разных лиц (бесплатные электронные адрес можно зарегистрировать на любую вымышленную фамилию и имя), многие подростки компенсируют в Интернете недостаток общения в повседневной жизни, используют Сеть как способ самоутверждения. Во-вторых, Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают средства массовой информации, к которым постепенно они теряют доверие. Степень доверия к информации представленной в сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. [14] Постепенно человек учится работать с информацией, а нельзя недооценивать это умение в современном информационном обществе, если вы ему поможете, то окажите большую услугу на будущее. Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры.[10]

      Стоит обратить  внимание на специфичность  формы подачи информации в Интернет, она может быть вырвана из общего образовательного контекста, что часто не дает знания и понимания. После простого наблюдения за образами появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и отдельные звуки, которые не имеют никакой структуры. В отличие от книги, которая заставляет думать, преобразовать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено.

      В связи  с этими тенденциями  необходимо научить детей совмещать  работу в Сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал Сети может быть использован полностью.

Если человек обладает всеми перечисленными ниже умениями, то он работает в Сети осознанно, а не спонтанно, полнее раскрывая образовательный потенциал Интернета:

· умение пользоваться компьютером, информационными  ресурсами Сети, программными средствами (IE, OE и т.д.);· пользоваться поисковыми системами и каталогами;

· целенаправленно  находить нужную информацию;

· понимание  адресной направленности информации, критическое осмысление ее, формирование и обоснование альтернативных взглядов, интерпретация информации;

· умения сохранять и использовать информацию в повседневной жизни, 

· перерабатывать и представлять информацию.[6]

Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.[2]

      Одним из  негативных эффектов глобальной  компьютерной сети является широкое  распространение  различной информации сомнительного  содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни.[27]

      Отследить  всю информацию, что ежесекундно  попадает в Интернет, невозможно. Ребенок может случайно зайти  на сайт, где ему в красках  распишут, насколько приятны на  вкус наркотики, какие чудеса  творит с организмом алкоголь  или как в домашних условиях  из подручных средств изготовить  настоящую взрывчатку. Даже на  доброжелательных на первый взгляд  сетевых ресурсах во всплывающем  рекламном окне может показаться  фотография обнаженного тела. Об  этих деталях должен знать  педагог и родители каждого  ребенка, чей компьютер подключен  к Интернету. По результатам недавнего  опроса, современная молодежь рискует  посетить нежелательный сайт, скачать  нелегальное программное обеспечение  или ввязаться в общение с  незнакомыми людьми преимущественно  при пользовании компьютером  дома, а вовсе не в школе, как  полагают многие родители. Все  дело в том, что ограничения  на пользование компьютером в  школе гораздо строже домашних  запретов родителей. Администрация  учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное  обеспечение, ограничивающее пользование  подростков Интернетом. Поэтому  то, что разумно запрещено детям  в школе, они с легкостью получают  дома ввиду отсутствия внимания  со стороны родителей к этому  вопросу.[33]

      Плюсы Интернета  состоят в том, что  сеть предлагает образовательный и  полезный опыт, правильное использование  которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и  здесь есть свои недостатки, такие  как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.[29]

      Рассмотрим  подробнее, что плохого может  приключиться с подростком, если бесконтрольно  оставлять его во Всемирной паутине:

Существуют  сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или  других областях. По статистике, это  самый большой риск. Подростки  могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые "оргии". Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.

      Вовлечение  в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью. Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон. Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.[30]

      В настоящее  время Интернет представляет  собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много  полезного для пользователей, но  также в сети очень много  отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз в сеть обычно  получает хорошее впечатление  об Интернете. Но первое впечатление  обманчиво! И понимаешь это со  временем. Чем больше работаешь  в Интернете, тем больше видишь  в нём не только плюсы, но  и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.[26]

      Как известно, любая деятельность направлена  на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей  современного подростка достаточно  широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических  и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

      Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное  Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.[31]

      Будет не  лишним повторить  простые и хорошо известные аспекты  взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время  в таком странном и необычном  месте, как киберпространство.

Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.

      В процессе  взросления человек знакомится  с различными аспектами интимных  отношений, в особенности с противоположным  полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство  принадлежности группе. Все эти  отношения являются важной частью  идентификации личности. Киберпространство  предоставляет ему неисчислимое  количество людей и групп, объединяющих  своих членов по интересам, ценностям  склонностям.

Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками  своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет это делать одновременно.[35]

      Известно, что психология подросткового  возраста тесно связана с проблемой "отцов  и детей". По результатам исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников.

      Подростковый  возраст - это сложный и фрустрирующий  период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве.[30]

      Факторы  риска формирования Интернет - зависимости  связаны со следующими личностными  особенностями подростков: склонностью  к поиску новых ощущений, агрессивностью  и тревожностью, асоциальными копинг - стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.[12]

Информация о работе Информационная безопасность как условие защиты духовно-психологического развития молодежи от негативного воздействия интернета