Влияние СМИ на социализацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации (в дальнейшем СМИ) на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации (в дальнейшем СМК).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Средства массовой информации как проблема науки……………5
1.1. Представление о современных средствах массовой информации…….5
1.2.Функции средств массовой информации………………………………..7
1.3. Сущность влияния СМИ на социализацию подростков……………...11


Глава 2. Проведение исследования на примере изучаемой проблемы.
2.1. Программа исследования. ……………………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………..19
Заключение………………………………………………………………..23
Библиография…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

c-1.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)


Муниципальное образовательное учреждение Гимназия № 1

11-я научно-практическая  конференция обучающихся «Открытие»

 

секция «Психология»

 

 

 

 

 

Тема

 

«Влияние СМИ на социализацию подростков»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Назаренко  С.О.

ученица 10 «А» класса

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Жуковский 2010

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1.  Средства массовой информации как проблема науки……………5

1.1. Представление о современных  средствах массовой информации…….5

1.2.Функции средств  массовой информации………………………………..7

1.3. Сущность влияния СМИ на социализацию подростков……………...11

 

 

 Глава 2.  Проведение  исследования на примере изучаемой  проблемы.

2.1. Программа исследования. ……………………………………………17

 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………..19

 

Заключение………………………………………………………………..23

Библиография…………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современное общество можно  охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью  развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных  средств массовой информации (в дальнейшем СМИ) на молодое поколение. То, что  оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации (в дальнейшем СМК).

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит  об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации подросткам, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

СМИ в условиях рынка  утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг – таким образом, сместился центр тяжести.

Объект исследования - процесс влияния средств массовой информации на сознание молодежи.

Предмет исследования – СМИ как инструмент воздействия на сознание человека.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных  средств массовой информации на сознание молодежи. Поэтому мы выдвигаем гипотезу в практической части исследования, согласно которой   возрастные ограничения снижают уровень восприятия информации из СМИ.

Данная цель достигается  последовательным решением следующих  задач:

1. рассмотреть виды  современных СМИ;

2. выявить сущность  влияния СМИ на сознание человека;

3. составить программу исследования;

4. провести исследование  и интерпретировать его результаты;

5. сделать выводы по  проведенному исследованию.

Методы исследования: анализа научной литературы; психодиагностический; качественного и количественного анализа результатов исследования.

Экспериментальной базой  служит МОУ гимназия № 1, учащиеся 5-х и 10 классов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Средства массовой информации как проблема науки.

 

1.1. Виды современных средств массовой информации.

Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам [18, c. 421]. СМИ – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ – это публичность, наличие специальных технических средств, непостоянный объем аудитории, меняющийся в зависимости от интереса к той или иной передачи, сообщения, статье.

Понятие “средств массовой информации” не следует отождествлять  с понятием “средств массовой коммуникации”. Это не совсем верно, поскольку СМК  характеризует более широкий  спектр массовых средств. К ним можно  отнести кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличают регулярностью обращения к массовой аудитории, а также и технические средства, такие как телефон, телеграф, телетайп и др.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию  этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио  и телевидение, каждая из которых  состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

У печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение  и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на периодичность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки, но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает  в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Телевизионная специфика  родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Печать, радио и телевидение  представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.

Достижения человека в области науки и техники  позволили появиться таким СМИ  как Интернет и реклама.

В последние годы наблюдается  ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет – порождённая этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в СМИ играет не последнюю роль.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в  любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [22]. Реклама - это часть нашей жизни. Она также является предметом изучения исследователей во многих областях.

 

1.2.Функции средств массовой информации.

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е.П. Прохоров [17, с.48-72], считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную - функцию  общения, налаживания контакта, которую  автор называет исходной функцией  журналистики;

2. непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать  глубокое влияние на мировоззренческие  основы и ценностные ориентации  аудитории, на самосознание людей,  их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную,  заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним  из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и  распространении в жизни общества  высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную  с удовлетворением утилитарных  запросов в связи с миром  увлечений разных слоев аудитории  (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

6. рекреативную (развлечения,  снятия напряжения, получение удовольствия).

Журналистика является  четвертой властью в обществе,  она влияет  на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Так, например, С.Г. Корконосенко [6, c. 53] выделяет четыре такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ  играют свои социальные роли:

1. производственно-экономическую, 

2. регулирующую,

3. духовно-идеологическую,

4. информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.

В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Автор полагает, что ролевой  подход дает возможность описать  сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что  быть товаром есть функция журналистики – а это, по всей видимости, преувеличение, поскольку товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена [26, c. 176]. В данном случае это не функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.

Так же, как и сбор, хранение и т.д. информации, так как  это слишком ограниченное определение  функции в социальной сфере. Автор  также определяет субъектов, которые  оказывают влияние на формирование функций СМИ.

Генеральным субъектом  по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально–психологического удовлетворения.

Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.

Информация о работе Влияние СМИ на социализацию подростков