Влияние СМИ на социализацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации (в дальнейшем СМИ) на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации (в дальнейшем СМК).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Средства массовой информации как проблема науки……………5
1.1. Представление о современных средствах массовой информации…….5
1.2.Функции средств массовой информации………………………………..7
1.3. Сущность влияния СМИ на социализацию подростков……………...11


Глава 2. Проведение исследования на примере изучаемой проблемы.
2.1. Программа исследования. ……………………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………..19
Заключение………………………………………………………………..23
Библиография…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

c-1.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку  журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Автор полагает возможным различать  еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая  состоит в регулирующем и преобразующем  воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.

Но данные авторы, по всей видимости, отождествляют функции журналистики и функции СМИ. Функции средств  массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако, различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие “журналистика” может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом журналистской деятельности.

Таким образом, различные авторы по-разному  рассматривают функции средств  массовой информации. Самое простое  разделение функций можно встретить  в современных исследованиях [28]:

1. гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

2. политические функции СМИ - формирование массового общественного  сознания и/или направленное влияние  на отдельные группы населения. 

Видимо, эти функции названы  политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

 

1.3. Сущность влияния СМИ на социализацию подростков

Социализация – это процесс превращения изначально асоциального индивида в социальный субъект общества. Также, это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Кроме воспитания, условием становления личности являются некоторые внешние источники информации, такие как СМИ.

 В подростковом  возрасте, когда ребенок начинает  пользоваться материалами СМИ,  предназначенными не только для  детей, когда на него начинают  оказывать особое воздействие  материалы СМИ, предназначенные для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности.  Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие [8]. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. Нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих качеств средств массовой информации.

В каких сферах социализации происходит влияние СМИ?  Это:

- трудовая;

- общественно-политическая;

- учебная;

- бытовая; 

-социально-культурная;

- досуговая деятельность.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, развитием средств массовой информации для совершенствования ряда из перечисленных  слагаемых образа жизни.

- общественно-политическая  деятельность, в которую подросток, что бы ни говорили, активно вовлекается средствами массовой информации,   обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет подростку реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях, дискуссиях и т.д. Указанная данность помогает выработке активной жизненной позиции молодого человека. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера. Данный аспект представляет собой смесь интерактивного телевидения и компьютерной техники, что может быть очень интересно для подростка, постоянно интересующегося новинками техники.

- учебная деятельность. Сейчас активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования подростков, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа разработки зарубежных специалистов, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа систем и их связи со средствами массовой информации приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения молодых людей. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения и воспитания.

- бытовая деятельность. Бытовые компьютеры, ставшие сегодня  в связи с развитием интернета, проводниками средств массовой информации, в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых, воспитательных и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также является: - обеспечение информационных потребностей людей и, в частности, вступающих в активную общественную жизнь, подростков,   ( доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.);

- социально-культурная  деятельность. Развитие мультимедийных  технологий средств массовой  информации, в их соединении с  СМИ и увеличение места, занимаемого  ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на воспитании, науке и игре, но и на искусстве.

- досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая  тенденция реализации средствами  массовой информации развития "инфоразвлечений". Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения. Данные игры, очень часто реализующие себя в интернете под руководством какого-либо электронного средства массовой информации помогают, при правильной разработке своего материала (а на это сейчас зарубежные производители и педагогические организации денег не жалеют), не только оторвать подростка от, подчас, отрицательного влияния уличной среды, но и вовлечь его в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.   

 

Общественное сознание – это отражение материального  отношения людей друг к другу  и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Экспрессивная функция  – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме.

Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает  в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.

Вторая функция –  консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Третья функция –  директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь  и направляет деятельность некоторых  социальных институтов, в том числе  и деятельность СМИ. Поскольку СМИ  стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.

В контексте рассмотрения сущности влияния современных СМИ в нашем исследовании мы проводим анализ влияния СМИ на  школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проведение исследования на примере изучаемой проблемы.

2.1. Программа исследования.

Задачи исследования:

1. разработать анкету;

2. провести опрос;

3. обработать и интерпретировать  результаты.

Методы практической части исследования: в данном социологическом исследовании использован метод опроса с помощью анкетирования.

Цель практической части  исследования определить:

1. источники получения  информации;

2. интересы молодежной  аудитории;

3. восприятие молодежной аудиторией информации.

Выявить  степень влияния СМИ на сферы социализации:

- трудовую;

- общественно-политическую;

- учебную;

- бытовую;

-социально-культурную;

- досуговую деятельность.

В анкету входило 5 вопросов.

1.   Перечислите название газет, которые вы с интересом читаете.

2.   Назовите журналы, которые вы с интересом читаете постоянно.

3. Что для вас является основным источником информации из СМИ, которому вы больше всего доверяете:

-газеты

-журналы

-реклама

-телевидение

-Интернет

-радио

4. Какая информация, передаваемая по СМИ вам наиболее интересна.

5. Часто ли возникает в жизни ситуация, когда представления о том или ином событии, о той или иной проблеме формируется у вас благодаря информации СМИ?

6. Источником информации  могут быть и родители, учителя,  друзья, сверстники, оцените по 5-ти балльной системе степень получения информации от них (*примечание: вопрос затрагивает уровень влияния социума в получении информации  в сравнении со СМИ).

В анкетировании принимали  участие 5 и   10 класс. Возрастное различие позволит  определить характер влияния те или иных средств получения  информации. Поэтому мы выдвигаем гипотезу в практической части исследования, согласно которой  возрастные ограничения снижают уровень восприятия информации из СМИ.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.

 

1. По первому вопросу были названы газеты, которые читают учащиеся 5 и 10 классов.

Большинство не читает вовсе. Учащиеся, читающие газеты,  составили:

5 класс- 4,7%;

10 класс- 3,4%  

5 класс

10 класс

Жуковские вести

Жуковские вести 

Московский комсомолец

Московский комсомолец

Первая

Аргументы и факты 

Новый шанс

Здоровый образ жизни

 

Вокруг света

Информация о работе Влияние СМИ на социализацию подростков