Анализ и композиция романа "Айвенго"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Сто с лишним лет тому назад Вальтер Скотт считался одним из величайших писателей мировой литературы. Сотни тысяч читателей во всех концах Европы с нетерпением ожидали его новых произведений, которые тотчас же переводились на несколько языков и выходили многими изданиями. Историк, воскресивший давно прошедшие эпохи, знаток сердца человеческого, создавший, подобно Шекспиру, целые толпы живых людей с самыми разнообразными характерами и страстями, - таким казался Скотт своим восхищенным читателям в течение почти полувека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Новаторство Вальтера Скотта как создателя исторического романа………5
Подход Вальтера Скотта к ситуации, описываемой им в романе…………10
Язык творчества Вальтера Скотта…………………………………………….11
Композиция и анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34

Файлы: 1 файл

Айвенго курсовая переделанная.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Новаторство Вальтера Скотта как создателя исторического  романа………5

Подход Вальтера Скотта к ситуации, описываемой им в романе…………10

Язык  творчества Вальтера Скотта…………………………………………….11

Композиция и анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»……………………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………33

Список  использованной литературы…………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение

     Сто с лишним лет тому назад Вальтер  Скотт считался одним из величайших писателей мировой литературы. Сотни  тысяч читателей во всех концах Европы с нетерпением ожидали его  новых произведений, которые тотчас же переводились на несколько языков и выходили многими изданиями. Историк, воскресивший давно прошедшие эпохи, знаток сердца человеческого, создавший, подобно Шекспиру, целые толпы  живых людей с самыми разнообразными характерами и страстями, - таким  казался Скотт своим восхищенным  читателям в течение почти  полувека.

     Затем слава его пошла на убыль. Новые  литературные направления, возникавшие  в середине XIX века, должны были разрешать  современные общественные проблемы другими методами и на другом материале. Вальтер Скотт перестал быть учителем: "мудрость" его показалась недостаточно глубокой, конфликты - ложными, интриги - надуманными, а персонажи - чуть ли не марионетками, одетыми в исторические костюмы. Скотт стал детским писателем, соперничая в популярности у "старшего возраста" с Купером, Майн Ридом  и Жюлем Верном. Людям старшего возраста он нравился полным приключений сюжетом, экзотической обстановкой, в которой протекало действие его романов, контрастами злых и добрых героев.

     Но  в последние десятилетия Скотт  опять стал завоевывать симпатии не только детей, но и взрослых. Критика  отмечала его драгоценные свойства: глубокое понимание исторических процессов, любовь к народу, широкое изображение  эпохи в ее противоречиях, в столкновениях  классов и государств.

     "Мудрость" Скотта, несмотря на всю ограниченность  его общественного сознания, его  тонкое проникновение в психологию  различных общественных классов  и целых эпох, мастерство исторической  живописи сделали его одним  из любимых авторов современного  читателя.

     В мировую литературу Вальтер Скотт  вошел как создатель исторического  романа. Главное в его романах  – не изображение быта или нравов, а движение истории и человек  в различные эпохи его существования. От своих предшественников в литературе Скотт отличается стремлением объяснить  психологию и поведение героев того исторического периода, в котором  они живут.

     Задача  исторического романиста, по мнению Скотта, заключается в том, чтобы  за своеобразием различных культур  найти живую душу страдающего, жаждущего  справедливости, взыскующего лучшей жизни человека.

     Эта "живая душа" человека, жившего  сотни лет тому назад, может вызвать  наше сочувствие только в том случае, если она предстанет нам во всем своем национальном, культурном и  историческом своеобразии. Весь этот "антиквариат", эти "нравы", быт, одежда и оружие необходимы для того, чтобы конкретно  представить исторического человека, понять его в странностях его  поведения, взглядов и чувств. Исторический роман должен воспитывать в современном  читателе симпатию ко всему человечеству, чувство солидарности со всеми народами, прошедшими до нас свой тяжкий исторический путь, и вызвать сострадание к  широким демократическим массам.

     Исторический  роман, по мнению Скотта, должен воспроизвести  историю полнее, чем научно-историческое исследование, потому что сухую археологию он должен заполнить психологическим  содержанием, страстями и "мнениями" создающих историю людей - отдельных  личностей так же, как и большого людского потока. Для того чтобы  разрешить эту задачу, исторический роман должен, наряду с политическими  событиями, изображать частную жизнь  частных людей - сочетать широкое  политическое действие и любовную интригу, реальных исторических лиц и лиц  вымышленных.

     Объектом  исследования курсовой работы является композиционный анализ исторического  романа Вальтера Скотта «Айвенго». 

     Предмет исследования - исторический роман  Вальтера Скотта "Айвенго".

     Целью работы является исследование композиционной специфики романа «Айвенго».

     Задачи:

- проанализировать одно из главных произведений писателя "Айвенго"

- выявить, в чём заключается новаторство Вальтера Скотта как создателя исторического романтизма

     Курсовая  работа состоит из введения, обзорной части, основной части, заключения и списка литературы. 
 

     
 
 
 
 
 
 
 

   Новаторство Вальтера Скотта как создателя исторического романа

     Необычайный успех Скотта у европейского читателя свидетельствовал о том, что его  романы внесли в общественное сознание эпохи нечто новое и значительное, нечто важное для культуры XIX века. Конечно, и в предыдущие столетия появлялись произведения, показывавшие, как в зеркале, лицо своих современников, тяжкие процессы роста и упадка культур. Всегда существовала литература высокой  художественной ценности и волнующей, поучительной правды. Однако Вальтер  Скотт в своих романах показал  то, чего не знали его предшественники. Его художественные открытия вошли  в плоть и кровь европейской  литературы и определили важнейшие  ее особенности.

     Новаторство Скотта, так глубоко поразившее людей  его поколения, заключалось в  том, что он, как отметил В.Г. Белинский, создал жанр исторического романа, "до него не существовавший".

     Скотт взялся за создание исторического романа, следуя правилу: "Чтобы заинтересовать читателя, события, изображенные в произведении, нужно перевести на нравы эпохи, в которой мы живем, так же как  и на ее язык"1.

     В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического бытия  и судеб страны в плане вполне современном и актуальном.

     Глубокая  симпатия Скотта к народным массам не вызывает никакого сомнения. Лучше, чем кто-либо другой из современных  ему писателей, он рассказал народную жизнь Шотландии в критические  периоды ее истории. Несправедливости и притеснения экономического, политического  и религиозного характера, героические восстания доведенного до отчаяния народа нашли в нем своего несравненного живописца. С изумительной для того времени смелостью он показал специфику горной Шотландии, родовой строй и психологию древних кельтских кланов.

     В романах Скотта, пожалуй, впервые  в европейской литературе появился на сцене народ: не отдельные более  или менее выдающиеся личности "простого звания", но целые группы, толпы  народа - крестьяне, ремесленники, пастухи, рыбаки, воины. Народ у него - это  настоящий людской коллектив, движущийся, мыслящий, сомневающийся, объединенный общими интересами и страстями, способный  к действию в силу собственной  закономерной реакции на события.

     Вальтер Скотт необычайно расширил границы  романа2. Никогда еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Вместить в одно повествование жизнь всей страны, изобразить частные судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной важности значило создать целую философию истории, проникнутую мыслью о единстве исторического, процесса, о неразрывной связи частных интересов с интересами всего человеческого коллектива. Этой мыслью определены многие особенности созданного Скоттом романа: широта его композиции, контрастность картин, стиль и язык.

       Чтобы как можно более точно воспроизвести характер политических деятелей, Вальтер Скотт освободил их от придуманной любовной интриги и передал ее вымышленным героям. Историческая точность была соблюдена, но вместе с тем сохранена и обязательная романическая интрига.

     Заимствовав многое из "готического" романа, Вальтер  Скотт переосмыслил традиции. Герой-режиссер и "глубокий сюжет", которые в "готическом" романе возбуждали интерес или страх, у Скотта служат другим целям и приобретают философско-историческое значение.

     В его творчестве история всегда тесно  связана с пейзажем, который не столько ласкает глаз четкостью  линий и мягкостью колорита, сколько  действует на воображение, вызывая  у зрителя ряд ассоциаций. Эта  способность "романтического" пейзажа  погружать зрителя в меланхолическую  задумчивость, вызывать в нем цепь образов и размышлений философского и исторического характера.

     Основу  художественного метода Скотта составляет романтизм. Как и все романтики, он не принял утверждения капиталистических  отношений.

     Скотт все-таки улавливает основное направление движения истории, беспощадно разрушающей феодально-патриархальные докапиталистические отношения и заменяющей их новыми, буржуазными отношениями. Гибель шотландских кланов, обезземеливание и обнищание крестьянства, оскудение и разрушение старых дворянских гнезд, сращение новой аристократии с буржуазией и хищническое "преуспеяние" капиталистических дельцов в метрополии и колониях, - эти типические процессы британской истории нового времени получают отражение в его творчестве. Сквозь романтически-произвольные перипетии его сюжетов, в вымышленных авантюрных столкновениях его персонажей пробивает себе дорогу хотя еще и неполно осознанная самим писателем историческая необходимость.

     Писатель  оценивал перспективы социального  прогресса с позиций народных масс, ожидал в будущем благих перемен, верил в великие созидательные  силы народа.

     Влияние В. Скотта-романиста на английскую и  мировую литературу трудно переоценить. Он не только открыл исторический жанр, но и создал новый тип повествования, основанный на реалистическом изображении  сельской жизни, воспроизведении местного колорита и особенностей речи жителей различных уголков Великобритании, положив начало традиции, которой воспользовались как его современники (Булвер-Литтон, У.Г. Эйнсуорт), так и последующие поколения писателей (Э. Гаскелл, сестры Бронте, Д. Элиот и др.).

     Великая заслуга выдающегося шотландского писателя Вальтера Скотта (1771-1832) состояла в том, что он внес в литературу принцип историзма, написал целый  ряд блестящих исторических романов. В них перед читателями предстает  картина борьбы противоречивых и  сложных интересов различных  социальных групп, партий, религиозных  сект. Его исторические романы позволяли  лучше понять современные проблемы.

                Романы Скотта  делятся на две  основные группы.

     Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. До разгрома горных кланов в середине XVIII, - а отчасти и более позднему времени ("Уэверли", "Гай Маннеринг" (Gay Mannering, 1815), "Эдинбургская тюрьма" (The Heart of Midlothian, 1818), "Шотландские пуритане" (Old mortality, 1816), "Ламермурская невеста" (The bride of Lammermoor, 1819), "Роб Рой" (Rob Roy, 1817), "Монастырь" (The Monastery, 1820). "Аббат" (The Abbot, 1820), "Воды св. Ронана" (St. Ronan’s Well, 1823), "Антиквар" (The Antiquary, 1816) и др.). В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с "фальстафовским фоном" Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах - они главные герои, в "Эдинбургской тюрьме" героиня - дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с "сентиментальной" литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще главные герои - это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности3.

     Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. ("Айвенго" (Ivanhoe, 1819), "Квентин Дорвард" (Quentin Durward, 1823), "Кенильворт", (Kenilworth, 1821), "Анна Гейерштейнская" (Anne of Geierstein, 1829) и др.). Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с еще живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Ог. Тьерри назвать его "величайшим мастером исторической дивинации всех времен". Историзм Скотта, прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина "классического" средневековья ("Айвенго", 1819) в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе еще не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Концепция эта может быть неверна, как неверна она в "Айвенго", где центральным фактом для Англии конца XII в. Выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, но все же исторический подход к прошлому, историческая концепция "Айвенго" оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, - она была толчком для известного французского историка Ог. Тьерри. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам буржуазных историков. Отрицательное отношение к тирании, к клерикализму (при просвещенно-либеральной идеализации "истинной религии"), к феодальной анархии, к солдатчине, к судебному формализму и т.п. делали Скотта политически актуальным для всех прогрессивных читателей тех стран, где борьба за "европейские" порядки была еще на очереди. При всей антиреволюционности Скотта в его произведениях можно найти даже оправдание восстания против особенно уродливых форм феодального угнетения (образ Робин Гуда и его соратников в "Айвенго")4.

Информация о работе Анализ и композиция романа "Айвенго"