Анализ и композиция романа "Айвенго"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Сто с лишним лет тому назад Вальтер Скотт считался одним из величайших писателей мировой литературы. Сотни тысяч читателей во всех концах Европы с нетерпением ожидали его новых произведений, которые тотчас же переводились на несколько языков и выходили многими изданиями. Историк, воскресивший давно прошедшие эпохи, знаток сердца человеческого, создавший, подобно Шекспиру, целые толпы живых людей с самыми разнообразными характерами и страстями, - таким казался Скотт своим восхищенным читателям в течение почти полувека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Новаторство Вальтера Скотта как создателя исторического романа………5
Подход Вальтера Скотта к ситуации, описываемой им в романе…………10
Язык творчества Вальтера Скотта…………………………………………….11
Композиция и анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34

Файлы: 1 файл

Айвенго курсовая переделанная.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

     Подход Вальтера Скотта к ситуации, описываемой им в романе

     К концу XII века борьба между англосаксами и нормандцами (точнее, между англосаксонской и норманской знатью) стала затихать. Она начала заслоняться другими противоречиями, которые выдвигались на первый план: прежде всего истинно классовыми противоречиями между порабощённым крепостным крестьянством и феодалами как англосаксонского, как и нормандского происхождения, а кроме того, и раздорами в самом феодальном лагере.

     Не  случайно, чтобы подчеркнуть значение для Англии сильной королевской  власти, Вальтер Скотт выбрал для  начала действия своего романа время  отсутствия в Англии короля Ричарда  Первого Плантагенета, прозванного Львиное Сердце, который после участия в Третьем крестовом походе был вероломно задержан герцогом Австрийским и долго не мог вернуться в Англию. Сам Вальтер Скотт определил это время следующим образом: «Когда возвращение короля из долгого плена казалось желанным, но уже невозможным событием отчаявшимся подданным, которые подвергались бесконечным притеснениям знати. Феодалы, получившие непомерную власть в царствование Стефана, но вынужденные подчиняться королевской власти благоразумного Генриха II, теперь снова бесчинствовали, как и в прежние времена». Английское крестьянство в этой борьбе короля против феодальной анархии поддерживало королевскую власть. В толще народа, конечно, ещё в полной мере жили распространённые в средние века иллюзии относительно справедливости королевской власти; крестьяне восставали против отдельных феодалов, но ещё не дерзали поднять оружие против короля. Роман «Айвенго» показывает эпоху переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство, в страну, где из завоёванных и завоевателей медленно выплавлялась единая новая народность – не нормандцы и не англосаксы, а англичане, с единым английским языком. Интересны рассуждения самого Вальтера Скотта по поводу формирования современного английского языка: «При дворе и в замках знатнейших вельмож, старавшихся ввести у себя великолепие придворного обихода, говорили исключительно по нормано-французски; на том же языке велось судопроизводство во всех местах, где отправлялось правосудие. Словом, французский язык был языком знати, рыцарства и даже правосудия, тогда как несравненно более мужественная и выразительная англосаксонская речь была предоставлена крестьянам и дворовым людям, не знавшим иного языка5.

                        Язык творчества Вальтера Скотта

     Перевод художественного текста рассматривается  как особая форма функционирования языковой системы, сущность которой  заключается в создании коммуникативной эквивалентности нового текста по отношению к оригиналу и по возможности передачи полного объема содержания произведения. В таких случаях только комплексный подход может обеспечить эффективность при переводе с одного языка на другой, который учитывает и лингвистический, и культурологический, и исторический, и философский, и другие аспекты. Перевод как вид творческой деятельности, неразрывно связанный с языком и предполагающий внутреннее соприкосновение двух языков и двух культур, помогает проникнуть в мир культуры того или иного народа, взглянуть на духовные ценности глазами представителя той или иной культуры и может стать неотъемлемой частью духовного воспитания и становления индивидов, наций. В то же время, переходя из одного культурного пласта в другой, "культурные архетипы"6 определяют динамическое, поступательное развитие самой культуры. При этом переводчик, равно как и автор, представляет собой определенную личность с определенным мироощущением, определенной степенью образности мышления, эмоциональности и т.д., стремящуюся понять культурный фон языка оригинала и реализовать свой индивидуальный способ передачи замыслов автора произведения.

     Вместе  с тем часто противоречие между  оригиналом и переводом возникает  из-за различия между культурой отправителя, к которой принадлежит оригинал, и культурой воспринимающей среды, в которой возникает перевод. Текст в такой обстановке возникает  как двойное параллельное восприятие собственной и "чужой" систем взглядов на явления и предметный мир. Достоинство  переводчика как языковой личности заключается в том, насколько  искусно и точно удается сблизить два различных языка, две различные  культуры.

     В текстах исторических романов, повестей в целях воссоздания исторического  колорита эпохи архаизмы могут вводиться  не только в речь персонажей, но и  в авторскую речь.

     Вальтер Скотт был непревзойденным мастером исторического романа и с исключительной тонкостью и уменьем пользовался  архаизмами как средством стилизации. Принципы, которыми он пользуется при  отборе архаизмов для создания исторического  колорита, сформулированы им самим  следующим образом: язык автора не должен быть исключительно устарелым и  непонятным, но автор должен по возможности  не допускать слов и оборотов речи чисто современного происхождения. Одно дело использовать язык и чувства, равно свойственные и нам и  нашим предкам, пишет В. Скотт, другое - навязывать им переживания и речь, характерные только для их потомков7.

     Следуя  этим принципам, Вальтер Скотт не копирует язык прошлых эпох. Он ограничивается сравнительно небольшим количеством  архаичных слов и выражений, причем большинство этих слов и выражений  относятся к устарелым, а не к  старинным словам. Например: methinks, haply, in troth, nay, travail, repast и др. Если Вальтер Скотт использует старинные слова, то есть такие, которые могут быть непонятны читателю по самой природе старинных слов, то он обычно отбирает такие, в которых не все значения являются старинными. Например: menial слуга, doom приговор, equipage свита и др. Чаще всего такие старинные и устарелые слова используются автором в прямой речи персонажей. Наиболее часто для такой цели используются морфологические архаизмы: формы глагола wrought, clad, state, местоимения - thee, though, thy, ye, окончание - t для второго лица единственного числа настоящего времени - shalt, wilt, art, - (e) st (thinkest, makest, canst).

     Кроме уже указанных стилистических функций  архаизмов перечислим и другие функции. Прежде всего, необходимо упомянуть  о стиле деловых документов (законоположения, кодексы, деловые письма и проч.), в которых в современном английском языке нередко употребляются  архаизмы. Здесь функция использования  архаизмов совершенно другая, чем  та, которая была только что описана  применительно к стилю художественной литературы. Функцию архаизмов в  этом стиле речи можно было бы условно  назвать ерминологической функцией. В стиле деловых документов современного английского языка, для которых  основной целью является достижение договоренности между двумя или  более сторонами, особое значение приобретает  соответствие средств выражения, используемых в этих документах, с теми, которые  используются в соответствующих  юридических документах, законах, кодексах. Англичане заявляют, что многие их законы не менялись в течение последних 600 лет. Естественно поэтому, в языке  английских законов встречается  большое количество архаизмов. Язык различных юридических документов, деловых писем, договоров, соглашений и проч., стремясь максимально приблизиться к языку законов, пестрит архаизмами. Такие слова и словосочетания, как hereinafter named, beg to inform, aforesaid, hereby, therewith и др. являются архаизмами с терминологической окраской.

     Например: "How thou art sentimental, maman!"8 Здесь с помощью архаизма передаются особенности французской речи, создается необходимое автору представление о том, что разговор между персонажами ведется не на английском, а в данном случае на французском языке. Такая функция английских архаизмов ограничена только местоимениями второго лица и соответственно окончаниями глаголов в этом лице. Она связана с конкретным историческим ходом развития норм современного английского литературного языка, в котором формы второго лица единственного числа не употребительны.

             Композиция и анализ романа Вальтера Скотта «Айвенго»

     «Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.

     Сочетание отдельных частей, сложение элементов  в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.

     В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

     Композиционные  начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.

     Творческий  метод и стиль романов Скотта – явление сложное. Скотт опирался на достижения писателей XVIII в., считая своим учителем Филдинга. Однако он жил в иную эпоху, и творчество его знаменовало новый этап в  развитии романа. Не уступая своим  предшественникам в художественном мастерстве. Скотт превосходит их не только глубиной своей исторической концепции, но и более совершенным способом построения романа и раскрытия характеров. Романтизм в творчестве Скотта своеобразно сочетается с ярко выраженными реалистическими тенденциями. Исследователи отмечают, что Скотт включил «романтическое» в круг реального.

     Вальтеру  Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит  картину исторических событий. Айвенго  – многоплановы остросюжетный роман  со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В  романе замешаны вымышленные персонажи  и реальные исторические фигуры. Достоверность  придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется  с романтическим началом, которое  проявляется в интересе к Средневековью.

     «Айвенго» - бесспорно один из лучших романов  Вальтера Скотта. Именно в этом романе Вальтер Скотт проявил свой талант во всей его многогранности. В этом романе весь Вальтер Скотт. Именно в «Айвенго» присутствует в снятом виде вся биография писателя, весь его жизненный путь непрестанных исканий, приведший этого «шотландского чародея» к созданию не только многочисленных исторических романов, но и самого жанра исторического романа как такового.

     Личность  Вальтера Скотта прослеживается во всех идеях, во всех образах, в каждой строке «Айвенго».

     Создавая  новый тип исторического романа, Вальтер Скотт открыл и особый тип литературного творчества, особый метод художественного мышления, оказавший огромное влияние на развитие современной ему художественной и философско-исторической мысли. Романы его были словно ответом на проблемы, поставленные перед европейским  сознанием революционной эпохой, и только этим можно объяснить  необычайный успех, которым пользовалось его творчество в продолжение  нескольких десятилетий. Это было открытием, которое, как всякое открытие, готовилось долго и исподволь, трудами поколений, строивших новую Европу, защищавших ее в непрерывных сражениях и размышлявших о своих победах и ошибках.

     И сам Скотт долго вынашивал  это открытие, прежде чем оно совершилось  в его романе: он должен был пройти через множество своих юношеских  увлечений, отразившихся в переводах, драматических опытах и огромных поэмах, которые принесли ему славу  первого поэта.

     Анализируя  исторический роман, принято было прежде всего доказывать или отвергать  его историческую достоверность. Для  этого обычно отделяют "правду" от "вымысла" - то, что автор  взял из "подлинных" документов, от того, что он привнес своего, в  документах отсутствующего. Но произвести такую операцию над романами Вальтера Скотта по существу невозможно, потому что правда и вымысел, история  и роман составляют в них нерасторжимое  единство. Можно было бы утверждать, что Ричард I существовал, а шут  Вамба, свинопас Гурт, леди Ровена и  все другие были автором вымышлены. Но узнать об этом можно было, только разрушив роман и из его обломков построив некую абстракцию, на которую  сам Скотт как историк и  романист был неспособен.

     Для Скотта-историка не существует человека вне эпохи. В Айвенго отразилось средневековое рыцарство с его  законами, обетами и идеалами, в  Бриане де Буагильбере - мировоззрение  и нравы храмовников, созданные  особым положением и историей ордена, в Фрон-де-Бефе - психология норманского  барона, построившего свой замок среди  покоренного народа как крепость и застенок одновременно. Все герои  Скотта в их бесконечном разнообразии выражают разнообразие и противоречия исторических эпох в глубоких социальных разрезах.

     Своим сюжетом он обычно выбирает какое-нибудь крупное или мелкое историческое событие - восстание, гражданскую войну, заговор, потому что, по его собственным  словам, в такие кризисные моменты  противоречия, раздирающие общество, вскрываются с особой отчетливостью. Судьба его героев неразрывно связана с политическим событием, и не потому только, что он находится в его власти, словно песчинка, попавшая в водоворот. Герой Скотта сам участвует в борьбе, принимает ту или иную сторону, оценивает ситуацию и определяет свой путь. Даже те, кто стоит в стороне от схватки и живет только личными интересами, связаны с политической жизнью страны, как, например, аббат, оставивший монастырь и возделывающий свой сад, истоптанный приверженцами Марии Стюарт ("Аббат"). В своей пассивности, в своей обособленности от всего окружающего, в намеренной отчужденности от эпохи они все же созданы ею, так как это она заставляет их отключиться от действительности и поступать так, а не иначе.

Информация о работе Анализ и композиция романа "Айвенго"