Анализ и композиция романа "Айвенго"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Сто с лишним лет тому назад Вальтер Скотт считался одним из величайших писателей мировой литературы. Сотни тысяч читателей во всех концах Европы с нетерпением ожидали его новых произведений, которые тотчас же переводились на несколько языков и выходили многими изданиями. Историк, воскресивший давно прошедшие эпохи, знаток сердца человеческого, создавший, подобно Шекспиру, целые толпы живых людей с самыми разнообразными характерами и страстями, - таким казался Скотт своим восхищенным читателям в течение почти полувека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Новаторство Вальтера Скотта как создателя исторического романа………5
Подход Вальтера Скотта к ситуации, описываемой им в романе…………10
Язык творчества Вальтера Скотта…………………………………………….11
Композиция и анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34

Файлы: 1 файл

Айвенго курсовая переделанная.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

     Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок  Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная  дочь - наделены специфическими чертами  характера, обусловленными средой и  профессией. Творческая удача - изображение  народа, тех персонажей, которые  ранее были презираемы, но приобрели  отныне огромное значение.

     Скотт - на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение  страданий еврейского народа в Средние  века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром.

     Фабулу  романа составляет непризнанная любовь - Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия - Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время  как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

     "Отверженная,  непризнанная любовь Ревекки  к рыцарю Айвенго, - писал Белинский, - будучи в отношении к целому  роману, как бы эпизодом, тем не  менее дает ему целость, как  его основная идея, живит и  согревает его, как свет солнечный  природу".

     Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально  униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его - деньги, а  на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами  которого автор; показательно, что чувства  и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник  Буагильбер, а заступается за Ревекку  крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует  этим людям.

     Исаак у Скотта - классовый, а не расовый  персонаж. Он - ростовщик и его - ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака - отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

     Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в  центр повествования. Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

     В ней воплотились лучшие черты  народа и, прежде всего стойкость  в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и  силой характера, готова на смерть - так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает  ее в грозную минуту беседы с храмовникам13.

     Некоторая индивидуальность характера, наиболее яркая в сравнении с иными "героями" романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае - это - Айвенго, во втором рыцарь храма - Буагильбер. Характерно - и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты - психологического портрета героини.

     Скотт любит и поэтизирует образ  Ревекки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями - храмовника Бриана.

     Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в  тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно  сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие  угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать  веру отцов.

     Гуманистическое содержание романа, трезвость политического  мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

                                                 Заключение

     Исходя  из проделанной мною работы, можно  сделать следующий вывод: новаторский  характер исторического романа Вальтера Скотта бесспорен.

     Можно выделить следующие особенности  творческого метода Вальтера Скотта как новатора в области исторического  романтизма:

     - композиция исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении.

     - изображение исторических событий сквозь восприятие частного вымышленного персонажа, ведущего любовную интригу романа и тем самым соблюдение исторической точности вместе с сохранением обязательной романической интриги;

     - изменение соотношения предания и вымысла, создание исторического фона вымышленными персонажами, которые являются чрезвычайно типичными для изображаемой эпохи и страны и в этом плане историчны;

     - одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса. Роман Скотта имеет демократические тенденции: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ;

     - расширение границ романа (охват большого количества типов, сословий, классов и событий). 
 
 

                          Список использованной литературы

  1. Самарин Р. / Вальтер Скотт и его роман "Айвенго" / Р. Самарин. - М., 1989. - с.3-14
  2. Реизов Б.Г. /История и вымысел в романах Вальтера Скотта / Б.Г. Реизов/ Изд. АН СССР. Отделение литературы и языка. - М., 1971. - Т. XXX, вып.4. - С.306-311
  3. Аникин Г.В., Михальская Н.Л. / История английской литературы/ Г.В. Аникин, Н.Л. Михальская - М.: Высшая школа, 1988. - 425 с.
  4. Долинин А. / История, одетая в роман/ А. Долинин - М.: Высшая школа, 1988. - 200 - 215с.
  5. В. Скотт. Айвенго/ Пер. с англ. – М.: Белый город. – 1996. – 470с.
  6. Михальская Н.Б. / История английской литературы/ Н.Б. Михальская - М.: Наука, 1998. - 314 - 318 с.
  7. Орлов С.А. / Исторический роман Вальтера Скотта/ С.А. Орлов - М.: Изд-во Худож. лит., - 1965. - 222-240 с.
  8. Дьяконова Н.Я. / Английский романтизм: Проблемы эстетики/ Н.Я. Дьяконова - М.: Наука, 1978. - 202 с.
  9. Реизов Б.Г. / Творчество Вальтера Скотта / Б.Г. Реизов - Л.: Худож. лит., - 1965. - 497 с.
  10. Бельский А.А. /Вальтер Скотт // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. / А.А. Бельский - Т.6. - М.: Сов. Энциклопедия, 1971. - 900 с.
  11. Дайчес Д. /Вальтер Скотт/ Д. Дайчес - М.: Худож. лит., - 1987. - 300 с.
  12. Урнов Д.М. / Вальтер Скотт // История всемирной литературы: В 9 т. / Д.М. Урнов - Т.6. - М.: Наука, 1989. - 100 с.
  13. Дьяконова Н.Я. / Вальтер Скотт и Шекспир (у истоков европейского романа ХIХ в) / Н.Я. Дьяконова - Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1974. - №6. - 251 c.
  14. Шайтанов И.О. / Вальтер Скотт/ И.О. Шайтанов - М.: Просвещение, 1991. - 421 c.
  15. Дьяконова Н.Я. / Английский романтизм: Проблемы эстетики/ Н.Я. Дьяконова - М.: Наука, 1978. - 350 c.
  16. Аникст А. / История английской литературы/ А. Аникст - М.: Гослитиздат, 1956. - 580 c.
  17. Ивашева В.И. / Английский реалистический роман ХХ века в его историческом звучании/ В.И. Ивашева - М.: Худож. лит., 1974. - 384 с.
  18. Бельский А. “Айвенго”: комментарии // Скотт В. Айвенго (пер. Е.Г. Бекетовой) // Скотт В. Собр. соч.: в 20 т. Т. 8. – М.-Л.: Гос. Изд-во худож. лит., 1965. – 557-568с.
  19. Galsworthy J. A Modern Comedy Book II The Silver Spoon - М., Менеджер, 2004.

Информация о работе Анализ и композиция романа "Айвенго"