Анализ мифологических образов ангела и демона в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: раскрыть образы ангела и демона в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, определить их диалогическую антитезу. Для этого нам предстоит решить следующие задачи:
Показать истоки образов ангела и демона, выявить их первоначальный характер и функции.
Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве А. С. Пушкина.
Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Выявить их схожесть и различие в творчестве поэтов.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

I. Введение.

Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Образы Демона и ангела несомненно принадлежат к этому ряду. В них выражено вечное противостояние не только персонажей христианской религии, но и вечны и знакомы каждому понятия добра и зла. Эти образы прямо противоположны друг другу, но при этом слиты в вечном противостоянии, они нуждаются друг в друге, поскольку без света не будет тени, а без ночи не ясно, что значит день. Борьба их – вечный диалог, неразрывное взаимодействие. Другими словами, образы ангела и Демона представляют собой диалогическую антитезу, резкий контраст, показанный через общую для них тему выбора пути.

Ангелы и Демоны как персонажи широко представлены в мировой художественной литературе. С течением времени облик их и функции, которые они выполняют, могут меняться, лишь суть остаётся неизменной: Сатана у Данте — страшный и грозный враг добра. Гетевский Мефистофель циничен, насмешлив и коварен. У Байрона мы встречаем мудрого Люцифера, который, по словам Каина:

«...смотрит

Величественней ангелов; он так же Прекрасен, как бесплотные, но, мнится,

Не столь прекрасен, как когда-то был Иль мог бы быть: скорбь кажется

мне частью Его души...»

Ангел-хранитель, ангел-утешитель – частые действующие лица в мировой литературе. Они появляются в романе Валерия Брюсова («Огненный Ангел»), в стихах Рильке и Вертинского («И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый ангел»), в романе Венедикта Ерофеева («Москва-Петушки»).  И, по сути, во всех произведениях, где представлен Демон, как противоборствующая ему сила.

Совершенно очевидно, что такие крупные поэты  как Пушкин и Лермонтов не могли не обратиться к данным образам.

Новизна нашей работы заключается в том, что, не смотря на множество литературных исследований, нам не удалось найти материала, который бы раскрывал полно образы Ангела и Демона в творчестве Пушкина и Лермонтова в их первозданном христианском смысле. За исключением, возможно, исследований, посвященных поэме «Демон» Лермонтова.

Меж тем, эта тема представляется нам очень важной, так как интерпретация и обогащение этих образов такими значимыми русскими поэтами, несомненно,  вносит большой вклад в мировую литературу.  Этим обусловлена актуальность нашей работы.

Целью данной курсовой работы является: раскрыть образы ангела и демона в творчестве  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, определить их диалогическую антитезу.

Для этого нам  предстоит решить следующие задачи:

    1. Показать истоки образов ангела и демона, выявить их первоначальный характер и функции.
    2. Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве А. С. Пушкина.
    3. Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве М. Ю. Лермонтова.
    4. Выявить их схожесть и различие в творчестве поэтов.

 

 

 

Глава I. Истоки и значение образов ангел и демон.

Согласно христианской религии Бог-Творец, создавший весь мир, создал ангелов – служителей Своих. Как посланники Бога ангелы являются посредниками между небом и землей. Это промежуточные существа, которые неподвластны земным законам времени и пространства, их тела не из плоти и крови. После них были созданы люди. Демоны же не были созданы по образу и подобию Его. Это ангелы в гордыне своей отрекшиеся от Отца своего и поднявшие на него руку, проклятые Богом и низвергнутые с небес. Они становятся духами зла, греха и отчаянья. Рассмотрим их поподробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.1.Ангелы.

Согласно христианскому учению, ангелы в иерархии созданных существ стоят ближе к человеку, чем к Богу. В «Откровении Иоанна» ангел является евангелисту и показывает «святый» город Иерусалим «приготовленный как невеста». Иоанн падает на колени, чтобы поклониться ангелу, но ангел говорит: «Не делай сего; ибо я — сослужитель тебе, и братьям твоим пророк и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись».

Перед Богом как люди, так и ангелы — несовершенные существа. По именам в Библии названы четыре архангела: Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил. Эти четыре архангела стоят вокруг трона бога и возвещают, каждый по-своему, его волю. На их примере предлагаем рассмотреть значение и функции, исполняемые этими существами.

Самый воинственный из них — Михаил — непрерывно сражается с драконами, змеями и демонами. Он защищает Царство Божие от всех, кто восстает против Бога и сомневается в его всемогуществе. Его имя в буквальном переводе с древнееврейского означает «кто как бог». На всякого, кто пытается уподобиться Богу, низвергается меч Михаила. Его назначение — божественная справедливость, поэтому его нередко изображают с весами в руках как участника Страшного суда, взвешивающего человеческие души. В духовном смысле Михаил означает истинную сущность человека, которая находится в постоянном борении против демонов тщеславия и эгоизма, являющих другой аспект человеческой души.

Архангел Гавриил — ангел возвещения. Он, в частности, возвестил рождение Иоанна Крестителя и оповестил деву Марию о рождении Христа. На многих изображениях мы видим Гавриила с лилией в руке — символом соединения неба с землей, человека с Богом. Его имя, само по себе есть весть, ведь оно означает «сила Божия». Всемогущий Бог примиряется с людьми, посылая им для избавления своего сына. Гавриил возвещает второе, внутреннее рождение человека, который осознает себя как существо божественного происхождения.

Самый добрый и милосердный архангел Рафаил — утешитель и целитель людей. Именно он предстал пастухам в рождественскую ночь со словами: «Не бойтесь!». Рафаил — значит «помощь, исцеление Божие». Как Иисус, он странствует по миру в сандалиях и с посохом в руке, исцеляя людей, терзаемых страстями, внутренними противоречиями и сомнениями. Олицетворяя принцип сострадания, он, помогая людям на всех путях их жизни, тем самым олицетворяет и саму надежду.

Уриил мало раскрыт в Библии, но судя по всему, его соответствие Святому Духу можно трактовать как вдохновение, снисходящее от Бога к человеку.

Согласно народному поверью, ангелы защищают детей, беззащитных существ и людей, которые попали в опасность. Ангел - хранитель, который в момент высшей опасности внушает человеку спасительную идею, есть не что иное, как более высокая ступень сознания самого человека, которое большей частью находится в полузабытьи.

Еще одно народное поверье связано с ангелом смерти, который неслышно препровождает умирающего в иной мир. Люди, которые пережили клиническую смерть и вернулись из промежуточного царства между жизнью и смертью, рассказывают о фигуре в белом, которая сопровождала их.

Таким образом, ангелы – духи света и добра, их функции служить Богу, защищать людей, помогать душе человеческой достигнуть гармонии при жизни и рая после смерти, доносить волю Господа до человека, вечно бороться со злом и со всеми врагами Бога и рода человеческого. Другая сторона ангельского назначения – по воле Господа карать грехи, выжигая их огненным мечом. Такова справедливость, провозглашаемая ангелами.

 

 

 

 

 

I.2. Демоны.

Ни в какой другой религии отрицательное не сосредоточено в таком концентрированном виде, как в фигуре дьявола - демона в христианском учении. У него ноги козла, как у греческого бога Пана, он с крыльями и с рогами, от него несет запахом смолы и серы, он — хитрая змея или страшный дракон, с которым постоянно борется архангел Михаил.

Но он может и маленькой темной фигуркой усесться на плече человека, непрестанно внушая ему злые мысли. Таким представляется вездесущий черт в христианской вере.

Некогда он был ангелом, самым прекрасным из всех ангелов, созданных Господом. Его имя Люцифер — «тот, кто несет свет». Он отпал от Бога и был изгнан (из библейских текстов не ясно, на землю или в ад). Отцы церкви не вполне единодушны в том, в чем же, собственно, было его прегрешение. Данте в своей «Божественной комедии» сообщает, что в гордыне своей он «поднял ресницы на Творца». Согласно другой версии, Люцифер не хотел быть подобным Богу, но в то же время ревновал к человеку, поднял мятеж и был отрешен от божественных законов.

В Откровении святого Иоанна Богослова сообщается о борьбе между ангелами. Архангел Михаил, всегда держащий сторону Бога, взялся подавить бунт: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Война на небе напоминает о битве богов и титанов в греческой мифологии. Но если в античных мифах молодое поколение в конечном счете всегда берет верх над старым — Крон побеждает отца, Урана, и в свою очередь оказывается повержен сыном, Зевсом, а побежденные сбрасываются в Тартар, — то в Библии побеждает всемогущий Бог: Люцифер изгоняется с неба.

Если средневековый демон, скорее, символ неупорядоченного хаоса, безотчетного страха, то буржуазный демон вновь начинает напоминать люциферовский принцип «светоносца». Уже в «Книге Иова» этот дьявол непрестанно борется с богом за овладение душой человека, но в этой роли находит и поддержку Бога.

Это смеющийся демон, который вечно борется с Богом, но борьба эта происходит в душе самого человека. Вот как говорит об этом Гёте в «Фаусте». Господь обращается к Мефистофелю: «Тогда ко мне являйся без стесненья./ Таким, как ты, я никогда не враг./ Из духов отрицанья ты всех милее/ Бывал мне в тягость, плут и весельчак./Из лени человек впадает в спячку./ Ступай, расшевели его застой./ Вертись пред ним, томись и беспокой/ И раздражай его своей горячкой».

Демон — вечный противник Бога — является его антитезой. Всякое движение возникает из столкновения противоположных принципов, божественное добро не могло бы войти в сознание человека без противостоящего ему начала дьявола.

Демон, как вечный разрушитель, как косарь (смерть), как его называют в народе, символизирует принцип времени — выражение конечности всех земных явлений. Мефистофель говорит Фаусту: «Я дух, всегда привыкший отрицать./ И с основаньем: ничего не надо:/ Нет в мире вещи, стоящей пощады,/ Творенье не годится никуда./ Итак, я то, что ваша мысль связала/ С понятьем разрушенья, зла, вреда/ Вот прирожденное мое начало,/ Моя среда».

Как Бог — принцип созидания, так демон — принцип разрушения. В конечном счете ни один из этих принципов не может взять верх над другим, ведь это означало бы прекращение всякого движения. Демонический момент разрушения символизирует представление о конечности времени.

Таким образом, демон несёт функцию противостояния добру, он губит, соблазняет и толкает на грех человеческую душу. Демон так же символ знаний, открытий, борьбы нового со старым. Понимание несовершенства мира делает его дисгармоничным, неполным и даже ущербным. Демон символ разрушительной гордости, презрения и конечности всего бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Раскрытие образов ангел и демон в творчестве А. С. Пушкина.

С момента своего основания Русь — христианское государство. Православная вера стала частью сознания русских людей. Конечно же, это отразилось в литературе. А.С. Пушкин нарушил строгое разграничение «штилей» в поэзии, но так как он тоже являлся глубоко верующим человеком, то религия служила для него источником вдохновения, как замечает Семен Франк в работе «Религиозность Пушкина».

В рукописях  самого Пушкина за 1827—1828 годы отражено его отношение к вере: «Не допускать существования Бога — значит быть еще глупее, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге». Это мировоззрение Пушкина легко просматривается в его произведениях.

Чистые библейские образы используются в творчестве поэта не так часто, но образцы подобных творений написаны столь талантливо, что имеют особую ценность для литературы. К тому же нужно отметить, что «Демон» Лермонтова ведет начало от пушкинских «Ангела» (1827) и «Демона» (1823).

Русское литературное «демон», имеющее церковнославянский источник (в конечном счете, из греческого), как и древнерусское «бесъ» обозначает сверхъестественное существо вне христианской номенклатуры; поэтому оба термина в равной мере отвечают задаче описания чудесных творений неблагого происхождения. «Демон» и «бес» у Пушкина входят в тот же семантический ряд, что и «ангел», но последнее слово имеет христианскую окраску. Эти слова прямо противопоставлены, как в стихотворении «Ангел» и как «бес» и «ангел» в строках:

«Созданье ада  иль небес,

Сей ангел, сей  надменный бес…»

                        («Евгений Онегин», VII, XXIV, 7–8)

«И, мочи нет, сказать  желаю,

Мой ангел, как  я вас люблю!»

                        («Признание»)

Из этого  видно, что поэт не всегда использовал  понятия «демон», «ангел» в их первоначальном библейском смысле. При этом можно сказать, что ангельский чистый образ связан с представлением о женском начале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.1. Демон в творчестве Пушкина.

В более раннем «Демоне» Пушкин пишет:

«Тогда какой-то злобный гений

Стал чаще навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные  речи

Вливали в душу хладный яд.

Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье  презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе 

Благословить он не хотел».

Вот образ демона у А.С. Пушкина: соблазнительно-губительная смесь злобы, неверия и печали. Неверие и презрение ко всему живому - основной мотив зла у Пушкина. По сути, демон соблазняет сердце поэта на смерть, как бы говоря, что мир несовершенен,  люди пусты и глупы и нет от этого нигде спасенья. Он внушает отчаяние – самый тяжкий грех. И «чудный взгляд» - и «злобный гений»: демон умён и прекрасен, он влечёт за собой, обрекая на гибель тем, что пытается сделать человека себе подобным. А это значит отринуть свою божественную суть души. В физическом, приземлённом смысле, демон не что иное, как оторванность от мира людей, человеческого счастья. Можно сказать, что основной мотив пушкинского демона – это одиночество.

Информация о работе Анализ мифологических образов ангела и демона в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова