Анализ мифологических образов ангела и демона в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: раскрыть образы ангела и демона в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, определить их диалогическую антитезу. Для этого нам предстоит решить следующие задачи:
Показать истоки образов ангела и демона, выявить их первоначальный характер и функции.
Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве А. С. Пушкина.
Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Выявить их схожесть и различие в творчестве поэтов.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Над кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли».

Эти стихи напоминают древний Псалом («Хвалите господа  с небес;/ Хвалите Его, все ангелы Его;/ Хвалите Его, все воинства Его;/ Хвалите Его, солнце и луна;/ Хвалите  Его все звезды света...» (Псалом 148,1-4)).

Для уяснения художественного смысла стихотворения «Ангел» не последнюю роль играет трагедийная ситуация: ангел несет душу из «того» света в «этот». «Душа младая» переступает некую грань. Посланница небес отдана на заклание. Высокий гуманистический смысл этой жертвы придает стихотворению глубокий трагизм, потому что «переступание» границы между разными мирами уже в ранней лирике Лермонтова чревато гибелью и разрушением. В стихотворении «Ангел», таким образом, связь между раем и землей, устанавливаемая «младой душой», не устраняет трагической разобщенности между двумя мирами. Полнота блаженства оказывается для «души младой» недоступной. Душа обречена на страдание, но память о блаженстве жива («И звук его песни в душе молодой/ Остался без слов, но живой»). В стихотворении «Ангел» жертвенный подвиг не отрицается, но он изначально трагедиен.

Немного иначе развита эта тема в поэме «Ангел смерти». Здесь представлен ангел, который последним поцелуем должен был утешать погибшего и сопровождать его душу в Рай:

«Но прежде людям эти встречи

Казались —  сладостный удел.

Он знал таинственные речи,

Он взором утешать  умел,

И бурные смирял он страсти,

И было у него во власти

Больную душу как-нибудь

На миг надеждой обмануть!»

Но пожалев  смертного, ангел вселяется в  тело смертной и проживая земную жизнь понимает, как сильно мудрость земная отличается от мудрости небесной:

«Но ангел смерти молодой

Простился с  прежней добротой;

Людей узнал  он: «Состраданья

Они не могут  заслужить;

Не награжденье  — наказанье

Последний миг  их должен быть.

Они коварны и жестоки,

Их добродетели  — пороки,

И жизнь им в  тягость с юных лет...»

Миг смерти отныне - есть миг справедливого наказания  за грехи.

Ангел у Лермонтова прежде всего слуга Бога, он непрерывно восхваляет Его. В нем нет сомнений в чистоте божьего мира. Так ангел не даёт демону забрать Тамару, несмотря на то, что она грешница. И при этом он не позволяет демону попытаться очиститься через любовь к девушке, возбуждая в нем первоначальную ненависть. Роль ангела, как и судьба демона трагична: он провожает чистые души в земной жестокий мир, зная, что им предстоит через жестокое предназначение, уготованное Богом. Но вера ангела крепка и в нём нет сомнений.

Вывод: у Лермонтова рок и закон отнюдь не выступают вечными и неизменными. Человечество само виновато в своей двойственности и противоречивости, потому что оно изменило своей изначальной светлой чистой природе, идее вечности и бесконечности жизни. Вот почему «райское блаженство» возможно — к будущим поколениям «станут... слетаться ангелы». Следовательно, причина заключена не в извечной двойственности человека, не в его природе, какова бы сейчас она ни была, а в самом обществе, и человек наказан жестокой пыткой «За целые века злодейств, кипевших под луной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Образ ангела оба поэта воспринимают как воплощение добра.  Но у Лермонтова божественные посланники чужды человеку, они только исполнители воли Бога, неумолчно поющие ему славу. Человеческие судьбы и желания, по сравнению с душой всего мира, для них не значимы. В этом чувствуется отрешенность, и даже жестокость высших существ.

Для Пушкина  же ангелы это хранящие и любящие бесплотные существа, давно знакомы и следующие за ним всегда и всюду, как воспоминания о близких людях. Возможна такая разница обусловлена разным представлением поэтов и о Боге ( у Пушкина в «Пророке»: «И Бога глас ко мне воззвал…», а у Лермонтова: « С тех пор как Вечный Судия…»). Воздавая справедливо человеку за грехи его, ангел Лермонтова делает это без сомнений, ангел Пушкина с жалостью.

Образ ангела заключается в представлении существа вечно прекрасного, символизирующего добро, спасение и нерушимость чистых моральных устоев человечества.

Образ демона – это образ неукротимого гордого духа. У А.С. Пушкина это выражено в соблазнительно - губительной смеси злобы, неверия и печали. Неверие и презрение ко всему живому - основной мотив зла у Пушкина. Демон соблазняет, делает человека одиноким, доводя его до отчаянья. Но это лишь потому, что сам он жаждет прощения и шанса искупить свою вину.

Демон Лермонтова не признаёт своей ошибки - напротив, один вид ангела вызывает в нём острое чувство ненависти и желание соревноваться. Поэт выделяет в демоне вечное беспокойство, неукротимый дух познания. Ничто не трогает его сердца, но всё привлекает его извращенный злобный ум. Демон заложник ложных идеалов, ищущий какой-то выход для себя из лабиринта своих путаных мыслей. Люди для него пусты и неинтересны.

В творчестве обоих  поэтов демон символ одиночества, изменений, холодного разума, бешеных страстей, символ конца и крушения старых убеждений.

Несмотря на резкий контраст этих христианских образов, развиваться они могут только в диалоге. В вечной их борьбе за душу человеческую и раскрывается их смысл, их функции, будь они воплощёнными персонажами или лишь ангельской и демонической сторонами человеческой души. То в мирном споре, то в яростной битве идут ангел и демон рука об руку через время и судьбы людей на страницах мировой художественной литературы.

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, решены, так  как можно сказать, что мы полностью осветили происхождение образов ангел и демон, их место в творчестве М. Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, схожесть и различие их представления у данных поэтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Источники:

  1. Пушкин А.С. Полню собр. соч. в 10 т. – 2-е изд. – Т.10. – М.: Художественная литература, 1978. – 508 c.
  2. Боголепов П. Тропа к Пушкину. – М.: Детская литература, 1967. – 558 c.
  3. Фризман Л. Семинарий по Пушкину. – Харьков: Энграм, 1995. – 366 c.
  4. М. Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах, т. 1. – М.: Правда, 1988.-720 с.
  5. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: Крон-Пресс, 2008.-656 с.
  6. Иллюстрированная энциклопедия символов. - М.: АСТ, 2003.- 728 с.

 

Исследования:

  1. История русской литературы XIX века. 1800 – 1830 – е годы: Учебник для ВУЗов / под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – 2-е изд., доп. – М.: Оникс, 2008. – 640 с.
  2. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. – М.: Книга, 1990. – 672 с.
  3. Андроников И.П. Лермонтов. Исследования и находки.  - М.: Художественная литература, 1967. -125 с.
  4. Логиновская Е.С. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». - М.: Художественная литература, 1977. – 116 с.
  5. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973 – 288 с.
  6. Петрова Н.В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля. –Литература в школе, № 8, 2001. – 9-13 с.
  7. Панарин А. Завещание трагического романтика: сборник статей к 160-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова. – «Москва», № 7, 2001. – 3-8 с.
  8. Франк С. Религиозность Пушкина. Сборник статей – Екатеринбург: «Знание», № 4, 2005. – 123- 129 с.
  9. Ильин И. пророческое призвание Пушкина. Сборник статей – Екатеринбург: «Знание», № 4, 2005. – 93- 98 с.

1 Херувим - (мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно)-обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием.

2 Серафи́м (ивр. שׂרף‎, сара́ф, мн. ч. שׂרפים, срафи́м; др.-греч. σεραφίμ) — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин. их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, - всегда открытую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение.

3 Глоссола́лия (греч. γλῶσσα, «язык» и λᾰλέω, «говорить»): элемент религиозного обряда в отдельных ветвях христианства. Красивая речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной речи (темп, ритм, структура слога, относительная частота встречаемости звуков).

5. И. Г. Неупокоева. «Революционно-романтическая  поэма  первой половины XIX века. Опыт типологии  жанра». М., «Наука» 1971, стр. 288.


Информация о работе Анализ мифологических образов ангела и демона в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова