Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: раскрыть образы ангела и демона в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, определить их диалогическую антитезу. Для этого нам предстоит решить следующие задачи:
Показать истоки образов ангела и демона, выявить их первоначальный характер и функции.
Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве А. С. Пушкина.
Показать раскрытие образов ангел и демон в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Выявить их схожесть и различие в творчестве поэтов.
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Над кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли».
Эти стихи напоминают древний Псалом («Хвалите господа с небес;/ Хвалите Его, все ангелы Его;/ Хвалите Его, все воинства Его;/ Хвалите Его, солнце и луна;/ Хвалите Его все звезды света...» (Псалом 148,1-4)).
Для уяснения художественного смысла стихотворения «Ангел» не последнюю роль играет трагедийная ситуация: ангел несет душу из «того» света в «этот». «Душа младая» переступает некую грань. Посланница небес отдана на заклание. Высокий гуманистический смысл этой жертвы придает стихотворению глубокий трагизм, потому что «переступание» границы между разными мирами уже в ранней лирике Лермонтова чревато гибелью и разрушением. В стихотворении «Ангел», таким образом, связь между раем и землей, устанавливаемая «младой душой», не устраняет трагической разобщенности между двумя мирами. Полнота блаженства оказывается для «души младой» недоступной. Душа обречена на страдание, но память о блаженстве жива («И звук его песни в душе молодой/ Остался без слов, но живой»). В стихотворении «Ангел» жертвенный подвиг не отрицается, но он изначально трагедиен.
Немного иначе развита эта тема в поэме «Ангел смерти». Здесь представлен ангел, который последним поцелуем должен был утешать погибшего и сопровождать его душу в Рай:
«Но прежде людям эти встречи
Казались — сладостный удел.
Он знал таинственные речи,
Он взором утешать умел,
И бурные смирял он страсти,
И было у него во власти
Больную душу как-нибудь
На миг надеждой обмануть!»
Но пожалев смертного, ангел вселяется в тело смертной и проживая земную жизнь понимает, как сильно мудрость земная отличается от мудрости небесной:
«Но ангел смерти молодой
Простился с прежней добротой;
Людей узнал он: «Состраданья
Они не могут заслужить;
Не награжденье — наказанье
Последний миг их должен быть.
Они коварны и жестоки,
Их добродетели — пороки,
И жизнь им в тягость с юных лет...»
Миг смерти отныне - есть миг справедливого наказания за грехи.
Ангел у Лермонтова прежде всего слуга Бога, он непрерывно восхваляет Его. В нем нет сомнений в чистоте божьего мира. Так ангел не даёт демону забрать Тамару, несмотря на то, что она грешница. И при этом он не позволяет демону попытаться очиститься через любовь к девушке, возбуждая в нем первоначальную ненависть. Роль ангела, как и судьба демона трагична: он провожает чистые души в земной жестокий мир, зная, что им предстоит через жестокое предназначение, уготованное Богом. Но вера ангела крепка и в нём нет сомнений.
Вывод: у Лермонтова рок и закон отнюдь не выступают вечными и неизменными. Человечество само виновато в своей двойственности и противоречивости, потому что оно изменило своей изначальной светлой чистой природе, идее вечности и бесконечности жизни. Вот почему «райское блаженство» возможно — к будущим поколениям «станут... слетаться ангелы». Следовательно, причина заключена не в извечной двойственности человека, не в его природе, какова бы сейчас она ни была, а в самом обществе, и человек наказан жестокой пыткой «За целые века злодейств, кипевших под луной».
Заключение.
Образ ангела оба поэта воспринимают как воплощение добра. Но у Лермонтова божественные посланники чужды человеку, они только исполнители воли Бога, неумолчно поющие ему славу. Человеческие судьбы и желания, по сравнению с душой всего мира, для них не значимы. В этом чувствуется отрешенность, и даже жестокость высших существ.
Для Пушкина же ангелы это хранящие и любящие бесплотные существа, давно знакомы и следующие за ним всегда и всюду, как воспоминания о близких людях. Возможна такая разница обусловлена разным представлением поэтов и о Боге ( у Пушкина в «Пророке»: «И Бога глас ко мне воззвал…», а у Лермонтова: « С тех пор как Вечный Судия…»). Воздавая справедливо человеку за грехи его, ангел Лермонтова делает это без сомнений, ангел Пушкина с жалостью.
Образ ангела заключается в представлении существа вечно прекрасного, символизирующего добро, спасение и нерушимость чистых моральных устоев человечества.
Образ демона – это образ неукротимого гордого духа. У А.С. Пушкина это выражено в соблазнительно - губительной смеси злобы, неверия и печали. Неверие и презрение ко всему живому - основной мотив зла у Пушкина. Демон соблазняет, делает человека одиноким, доводя его до отчаянья. Но это лишь потому, что сам он жаждет прощения и шанса искупить свою вину.
Демон Лермонтова не признаёт своей ошибки - напротив, один вид ангела вызывает в нём острое чувство ненависти и желание соревноваться. Поэт выделяет в демоне вечное беспокойство, неукротимый дух познания. Ничто не трогает его сердца, но всё привлекает его извращенный злобный ум. Демон заложник ложных идеалов, ищущий какой-то выход для себя из лабиринта своих путаных мыслей. Люди для него пусты и неинтересны.
В творчестве обоих поэтов демон символ одиночества, изменений, холодного разума, бешеных страстей, символ конца и крушения старых убеждений.
Несмотря на резкий контраст этих христианских образов, развиваться они могут только в диалоге. В вечной их борьбе за душу человеческую и раскрывается их смысл, их функции, будь они воплощёнными персонажами или лишь ангельской и демонической сторонами человеческой души. То в мирном споре, то в яростной битве идут ангел и демон рука об руку через время и судьбы людей на страницах мировой художественной литературы.
Задачи, поставленные в данной курсовой работе, решены, так как можно сказать, что мы полностью осветили происхождение образов ангел и демон, их место в творчестве М. Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, схожесть и различие их представления у данных поэтов.
Список литературы:
Источники:
Исследования:
1 Херувим - (мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно)-обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием.
2 Серафи́м (ивр. שׂרף, сара́ф, мн. ч. שׂרפים, срафи́м; др.-греч. σεραφίμ) — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин. их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, - всегда открытую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение.
3 Глоссола́лия (греч. γλῶσσα, «язык» и λᾰλέω, «говорить»): элемент религиозного обряда в отдельных ветвях христианства. Красивая речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной речи (темп, ритм, структура слога, относительная частота встречаемости звуков).
5. И. Г. Неупокоева.
«Революционно-романтическая