Анализ научно – методической литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:26, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявить ориентацию влияния спортивной одаренности на учебный процесс в младшем школьном возрасте.

Гипотеза: предполагается, что спортивная одаренность влияет отрицательно на процесс усвоения учебного материала.

Решаются следующие задачи:

1.Изучить научно – методическую литературу по проблеме одаренности в сфере физической культуры.
2.Проанализировать данные СМИ для определения критериев ориентации одаренности
3.Сделать выводы и предложить возможные направления решения новых проблем одаренности индивида.

Содержание работы

Введение
Глава I. Анализ научно – методической литературы
1.1 Определение понятий способность и одаренность.
1.2 Спортивная одаренность в системе образования.
1.3 Спортивная одаренность для индивида в целом.
Глава II
Выводы и предложения
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

    ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКИГО ГОСУДАРСТВЕНОГО  УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОРТА  И ТУРИЗМА

    ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

    Кафедра теории и методики физической культуры 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Содержание.

Введение  
Глава I. Анализ научно – методической литературы  
1.1 Определение понятий способность и одаренность.  
1.2 Спортивная  одаренность в системе образования.  
1.3 Спортивная  одаренность для индивида в  целом.  
Глава II  
   
   
   
Выводы  и предложения  
Список  литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Происходящие  в стране процессы модернизации образования требуют педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения развития спортивной одаренности учащихся.

     Поэтому выявление способных и спортивно  одарённых детей и работа с  ними является актуальной задачей. Ориентация младших школьников на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Современные цели образования требуют совершенно иного научно-исследовательского и практического подхода к данной проблеме.

     У понятия «детская одаренность» есть аналог – «потенциал личности», так  считают доктор психологических  наук, профессор А.М. Матюшкин, педагоги – исследователи американский психолог Дж.Рензулли и др. По мнению профессора И.А.Савенкова «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     По  утверждению Дж. Рензулли, содержание учебной программы для одарённых детей должно иметь следующие параметры: выходить за рамки общепринятой программы; учитывать специфику интересов учащихся; соответствовать их стилю усвоения знаний; не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

     Объектом  данного исследования был выявлен учебный процесс, влияние на который оказывает спортивная одаренность индивида.

     Предметом является изучение статистических данных предоставленных средствами массовой информации .

     Цель  исследования: выявить ориентацию влияния  спортивной одаренности на учебный  процесс в младшем школьном возрасте.

     Гипотеза: предполагается, что спортивная одаренность  влияет отрицательно на процесс усвоения учебного материала.

     Решаются  следующие задачи:

    1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме одаренности в сфере физической культуры.
    2. Проанализировать данные СМИ для определения критериев ориентации одаренности
    3. Сделать выводы и предложить возможные направления решения новых проблем одаренности индивида.

    Для решения  задач использовались методы:

    1. Анализ научно – методической литературы
    2. Социологическая диагностика
    3. Контенд анализ
    4. Математическая статистика
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I

    Анализ  научно – методической литературы.

    Спортивная  одаренность. Общие понятие и характеристика.

     Значительные  трудности в определении понятия  одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и  отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека.

     При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование  к чему-либо, а дарование как  способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие  успехи в деятельности. В словаре  иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

     Из  сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и  одаренность проявляются в успешности деятельности.

     В советской психологии, прежде всего  трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.[19]

     Иногда  способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный  анализ показывает, что врожденными  могут быть лишь задатки, а способности  являются результатом развития задатков.

     Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. [19]

     Задатки и сами развиваются, приобретают  новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой  способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности  его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в  процессе жизни - системы условных рефлексов.

     На  развитие способностей оказывает влияние  особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.

     Способности различаются по качеству, широте, своеобразию  их сочетания ( структуре ) и степени развития.

     Качество  способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.

     По  широте различаются:

1) общие; 

2) специальные  способности 

     Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный  слух, музыкальная память и чувство  ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у  учителя и т. п. Общие способности  необходимы для выполнения различных  видов деятельности. Например, такая  способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские  способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

     Никакая отдельная способность не может  быть достаточной для успешного  выполнения деятельности. Надо, чтобы  у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном  сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых  для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью .[5]

     Как и отдельные способности, одаренность  может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным  видам деятельности).

     Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные  методы формирования у людей таких  способностей и повышения общей  культуры и результативности труда.

     Качественное  своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни  не трудно найти людей, одинаково  успешно занимающихся одной и  той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

     Таким образом, благодаря качественному  своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого  творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального  воздействия.

     Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.[15]

     Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

     Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

Информация о работе Анализ научно – методической литературы