"Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет

Дата добавления: 12 Сентября 2013 в 21:37
Автор работы: d******@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать архив (69.29 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

реферат - копия.docx

  —  72.40 Кб

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Хосе Ортега-и-Гассет1 (1883-1955) - испанский философ и социолог, родился 9 мая 1883 года в Мадриде в семье известного литератора Ортеги-и-Мунита. Занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».

Х. Ортега-и-Гассет разрабатывает теорию двух классов: масс и творческого меньшинства общества, так называемой элиты. Вместо того чтобы следовать за меньшинством, массы рвутся к политической власти, при этом, не обладая способностью управлять обществом, они пытаются вытеснить элиту из традиционных для неё областей – политики и культуры, что и является причиной кризиса XX века.

На момент написания основного  труда Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», которым мы руководствуемся  для анализа явления масс и  массового общества, Европа переживала кризисное состояние. Прошло десять лет после окончания Первой мировой войны, в некоторых крупных странах демократическая либо монархическая виды правления сменились на большевизм или фашизм, в Италии у власти стоял Муссолини, остаётся 10 лет до начала Второй мировой войны. ХХ столетие не знает чего ему ждать в будущем, в отличие от XIX века, который продвигался по спланированному ещё в предыдущем веке пути.

Человек-масса поступает и думает как все и не переживает из-за этого. Он не способен мыслить критически, в основе случаев из-за собственной лени, так же не видит смысла в том, чтобы доказывать свою правоту или признавать чужую, потому что он прав по определению, как часть массы. Ортега-и-Гассет характеризует человека-массу такими чертами как: врождённое ощущение лёгкости жизни, чувство всесилия, неоправданное высокомерие, а так же желание вмешиваться во всё, навязывая своё ничтожество. Индивид, который обладает всеми этими качествами, по мнению социолога, сравним с избалованным ребёнком или дикарём. Но массовый человек не обязательно невежественен, а может и принадлежать к так называемой интеллигенции, так как в каждом социальном классе можно найти как «массу», так и настоящее «избранное меньшинство».

В своих первых социологических  работах "Дегуманизация искусства" (1925) и

"Восстание масс" (1929) он утверждал, что культура  и цивилизация внутренне

противоположны демократии Современный век уникален в своем отвержении понятия элитарного общества. Вместо послушного получения ценностей, моделей и целей от аристократии, "суперчеловека" "массовый человек" в настоящее время позволяет навязывать себе конформизм, терпимость и невоспитанность как ведущие социальные принципы. В работе "Восстание масс" он выступает за европейское единение в защиту общей западной культуры против варварства масс. Под элитой он понимает тех, кто имеет определенное "превосходство" (не в деньгах), а "суперчеловек" ¦- это тот, кто свободно выбирает свои цели, в то время как массы пассивно повинуются нормам, "установленным другими". Его социально-политический этюд о массовом восстании вызвал обсуждение во всей Европе, равное по значению спорам вокруг "Заката Европы". Ортега исследует духовное и душевное состояние человека нашего времени - массового человека, он прослеживает путь к его победе, путь к возрастающему опустошению содержания жизни. Однако восстание масс, как все основные черты современности, подлежит двойному пониманию Современная действительность имеет два лица: лик победы и лик смерти. Восстание масс может привести к новому, непредвиденному.2

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

  1. Скученность

В современной общественной жизни Европы на авансцене истории находятся массы, которые не могут управлять даже собственной судьбой, не говоря уже о целом обществе. Из-за подобного явления европейское общество переживает тяжёлый кризис, постигшего народы и культуру. Такое не раз происходило в истории, так что последствия и признаки известны, как и название – восстание масс.

Общественная жизнь охватывает не только политические, но интеллектуальные, экономические, религиозные аспекты жизни, вплоть до привычек одеваться или проводить время.

Для того чтобы легче понять это историческое явление, следует  начать с одного немаловажного факта  нашей эпохи – «скопления»  или «скученности». Города переполнены, и если раньше было легко найти себе место, то теперь это становится вечной проблемой. Само явление скученности возникло не случайно. Не смотря на то, что после Первой мировой войны население, казалось бы, должно уменьшиться, получилось полностью наоборот. Причиной тому была толпа, которая расположилась на местах, ранее доступных только избранному меньшинству. Массы существовали и раньше, но были незаметны, занимая задний план социальной сферы, после чего они вышли в центр событий, желая взять на себя роли действующих лиц. Герои исчезли – остался хор.

Толпа3 - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - реакция циркулярная (нарастающее обоюдонаправленно заражение эмоциональное), а также слухи.

Толпа – понятие количественное и видимое, в терминах социологии выражаемое как социальная масса. В  любом обществе факторы меньшинств и масс едины. Разница лишь в том, что меньшинства – это личности или группы личностей, обладающие достоинством,  а масса – это среднестатистический заурядный человек. Таким образом, количество теперь предстаёт как качество. Оно становится общим социальным признаком человека, который не отличается от других.

Возникновение массы предполагает общность вкусов, интересов и стиля  жизни у входящих в неё индивидов. Следовательно, изучив всего одного представителя массы, можно охарактеризовать её всю. Это относится к любой  социальной группе, какой бы элитарной  она себя не считала, но разница между  двумя типами групп существенна. В тех, которые нельзя назвать массой, сплочённость членов основана на таких идеалах, вкусах и идеях, которые исключают массовое распространение. Меньшинство же образовывается в том случае,  когда члены отталкиваются от большинства по особым, хоть относительно личным мотивам. Согласованность внутри группы – фактор вторичный, результат будущего отталкивания, так называемого соглашения в несогласии.

Масса4 - в зап. социологии и соц. психологии концепции, претендующие на объяснение поведения человеческих множеств, как правило, непрочных и случайных (в отличие от групп и классов), члены к-рых объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между к-рыми имеет характер взаимного усиления эмоций, взаимного заражения и т. п. (напр., толпа зевак во время уличного инцидента). Особое внимание при этом обращается на поведение больших скоплений людей, исчисляемых порой миллионами, на поведение массы в чрезвычайных обстоятельствах (паника, массовый экстаз и т. п.).

Принадлежность к массе  – строго психологический признак, не обязательно чтобы субъект  физически к ней принадлежал. Человек массы не ощущает в  себе какого-либо отличия от остальных, при этом не огорчается этим. Если говорить об избранном меньшинстве, то следует понимать, что это тот человек, который требователен сам к себе, а не к другим, даже если не способен удовлетворять высоким требованиям лично. Следовательно, радикальным делением человечества было бы на две группы: те, кто строг к самому себе, и тех, кто живёт без усилий.

Деление общества на две  части – деление не на социальные классы, а на типы людей. Так и  в каждом классе можно найти и  массу, и настоящее избранное  меньшинство. Так в интеллектуальны жизнь, которая требует высокие достоинства, всё больше проникают псевдоинтеллектуалы. Так, наоборот, среди рабочих, которые считаются типичной массой, не редко встречаются характеры исключительных качеств.

 

  1. Подъём исторического уровня

Раньше масса знала  свою роль в динамике социальных сил  и не претендовала на места  в  профессиях, которые выполнялись  квалифицированным меньшинством. Таковы государственное управление, судопроизводство, искусство, политика. Поведение масс совершенно изменилось. Они решили занять место в центре событий и наслаждаться всем тем, что раньше было доступно немногим. Так, политические события последних лет характеризуются господством масс. Они действуют непосредственно, помимо закона, навязывая всему обществу свою волю и свои вкусы, подавляя всё непохожее и особое. Тот кто отличается от остальных, повергается риску стать изгоем.

По мнению Ортега-и-Гассета, современному обществу следует обратиться к истории, так как в ней  можно найти ориентиры для  жизни. Гибель Римской империи является результатом восстания масс, которые  уничтожили избранное меньшинство, с целью занять его место. Следовательно, исторический кризис наступает тогда, когда система убеждений прежних поколений, теряет для нового поколения людей свою значимость, и человек вдруг оказывается без мира.

Масса выполняет общественные функции, ранее присущие меньшинству.  В XVIII веке некоторые группы меньшинств открыли, что каждый человек уже в силу рождения обладает основными политическими правами, кроме этих прав нет. В XIX  век массы одушевлялись этим идеалом, но не старались его утвердить; под демократическим правлением люди по-прежнему жили как при старом режиме. В ХХ век идея «прав человека и гражданина» превратилась в реальность – не только в законодательстве, но и в сознании каждого человека. Массы перестали подчиняться меньшинству, уважение сменилось вытеснением.

Вырвать человеческие души из внутреннего рабства, внедрить в  них собственное достоинство  и уверенность в себе – основная цель равноправия. Жизнь заурядного человека стала подобна жизни избранного меньшинства. Только оказавшись на авансцене мировой истории, массы не утруждают себя какими-либо обязанностями и не спешат думать о последствиях.

Под угрозой оказались  все ценности – всё над чем трудился дух. Массовый человек пришел к власти, с мыслями, что всё вокруг него было создано природой, но никак не людьми, входящими в меньшинство. Массы социально безответственны. Всю свою жизнь они готовы передоверить государственной власти.

 

  1. Полнота времён

Выделяя понятие «уровень жизни» автор характеризует это  явление с двух сторон, каждая их которых складывалась на протяжении всей европейской истории: ощущение упадка и противоположное ему  ощущение полноты, самодовольства. Так  называемая «полнота времён» - это мнимое самоудовлетворение, что и является существенным отличием XX века от XIX, по мнению Х.Ортеги-и-Гассета. По словам Хорхе Манрике: «В прошлом время любое лучше всегда»5, но это суждение не верно, любая эпоха вела себя хуже предыдущей, но не ставила себя ниже её. Обратное утверждает Гораций: «Отцы – что были хуже, чем деды, - нас негодней вырастили»6.

Современное общество чувствует  себя «живее» всех предыдущих эпох, оно потеряло внимание к прошлому, но исходя из явления биологической  витальности, это даёт ощущение неизвестности, что создаёт истинную полноту  жизни и противоречит толкам об упадке. Понятие биологической витальности  являет собою некую трансцендентную  силу, лежащую глубоко в человеческой сущности. Чуткое отношение к данному  явлению помогает ощущать жизнь  изнутри и следить за тем, чувствует  она себя в упадке или нет.

 

  1. Рост жизни

Господство масс является лишь симптомом более общего явления: расширения кругозора, роста мира во времени и культа скорости. Расширение кругозора и рост мира во времени сами по себе ничего не значат, значим только культ скорости, который завладел современностью. Скорость  может преодолеть время и пространство, то есть то, что даёт нам прошлое. Скорость приносит в мир больше вещей, а всякая вещь – это то, что мы можем желать, замыслить, сделать, уничтожить, найти и т.д. – это всё то, что означает жизненные процессы. То есть основная характеристика современного времени – культ скорости, так же жизненное и при этом свойственное только ХХ веку явление.

Возможности человека расширились  в различных областях его деятельности. Так, расширение интеллектуальной области  открыло новые пути мышления, новые  науки, данные, проблемы и точки зрения. Список же примитивных видов деятельности вырос до бесконечности.  Область  развлечений так же увеличилась, особенно в городе, возможностей появилось  неограниченное множество.

Рост потенциально жизнь  не ограничивается перечисленными фактами. Благодаря физическим и научным  достижениям у человека складывается ощущение всемогущества. Что касается спортивных рекордов, их суть состоит  не в самом количестве достижений, а в их постоянном росте. Данный факт внушает, что сам человеческий организм стал более совершенным, чем когда-либо. То же касается и науки, за короткое время она расширила свой горизонт с невероятной силой, образовав  целую  вселенную.

Страницы:1234следующая →
Описание работы
Хосе Ортега-и-Гассет1 (1883-1955) - испанский философ и социолог, родился 9 мая 1883 года в Мадриде в семье известного литератора Ортеги-и-Мунита. Занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24