"Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Хосе Ортега-и-Гассет1 (1883-1955) - испанский философ и социолог, родился 9 мая 1883 года в Мадриде в семье известного литератора Ортеги-и-Мунита. Занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

реферат - копия.docx

— 72.40 Кб (Скачать файл)

Одновременно происходит полный упадок, который связан с неопределённостью XX века. Эпоха в растерянности среди изобилия возможностей, её жизненные силы убывают. Превосходным среди других считает себя XX, он уверен в своих способностях, но не имеет представления о том, что ему следует творить.  Являясь хозяином всего мира, он не является таковым по отношению к себе. И вместо того, чтобы использовать в полную силу все свои ресурсы, эпоха предпочла просто плыть по течению.

Вывод, вытекающий из четырёх  характеристик: упадка нет, он возможет при убывании жизненной силы. Возможно, признать лишь частичный упадок, затрагивающий  второстепенные элементы истории, культуры, нации.

 

5. Статистический факт

Х.Ортега-и-Гассет пытается поставить диагноз эпохе, характеризуя её отсутствием в современном  обществе ориентации на прошлое и  при этом необходимостью создания собственной  судьбы.  Опираясь на прошлое можно  предостеречь себя от ошибок, но никак  не определиться, что делать в дальнейшем.

Если посмотреть с другой стороны, то жизнь складывается из обстоятельств и решений. Обстоятельства же лишь дилемма, с которой человек справляется сам, за счёт своего характера. Решение зависит от характера общества, иначе говоря, от типа людей, которые в нём преобладают. В наше время преобладает массовый человек, и он выносит решения. Ранее массы присоединяются к решению меньшинства, представляющего свои «программы» общественной жизни, а массы должны были поддержать готовый проект.

Вид решения исходящий  от массового человека. В руках  человека массы большая сила, не подразумевающая оппозиций. Правительство  живёт без жизненной программы, оно никуда не идёт, так как не знает куда. Проблемы не разрешаются, а откладываются. Власть масс всемогуща  и эфемерна, она плывёт по течению.

Появление массового человека связано с ростом населения, причём очень быстрым, что не даёт возможности  в достаточном мире приобщиться  к традиционной культуре. Новые люди успели научиться поверхностным  знаниям: умение пользоваться современной  аппаратурой и инструментами, но они не поняли исторических задач  и обязанностей, им ничего не говорили о духе. Особенность правления  масс такова, что сближает их представление  о мире с первобытным раем без  следов прошлого, без унаследованных сложных, традиционных проблем.

Восставшие массы угрожают принципам, которым они обязаны  жизнью. Изобилие возможностей сменится всеобщим недостатком. Следовательно, необходимо изучить «человека массу», в котором скрыты как положительные, так и отрицательные возможности.

 

  1. Анализ человека массы

Предчувствие перемен: в  течении XIX века виднейшие философы предчувствовали изменение общества7. Гегель: «Массы двинулись вперёд!»; Огюст Конт: «Без новой духовной силы наш век – век революций – придёт к катастрофе!»; Ницше: «Я вижу растущий прилив нигилизма».

Выделяются следующие  этапы возникновения массы:

  1. XIX век – человек массы производит большое количество продукции и благодаря этому ощущает общее материальное улучшение, каждый день вносит что-то новое обогащая жизненные стандарты. Положение укрепляется, независимость растёт то, что раньше считалось даром судьбы, теперь рассматривается как законное благо, за которое не благодарят, а которого требуют.
  2. С 1900-х годов – рабочие живут лучше и при этом борются за свои права. К экономическому улучшению присоединяются физические блага и общественный порядок. «Жизнь катится по рельсам».

XIX век радикально изменил человеческие судьбы, создав новый фон и открыв новые возможности для современного человека. Выделяются следующие факторы, повлиявшие на открытие нового мира:

        1. Либеральная демократия
        2. Экспериментальная наука            
        3. Индустриализация          

Экспериментальную науку  и индустриализацию можно объединить под названием «техники».

Все эти явления появились  в XVIII веке, а век XIX привёл их в жизнь. Люди этих столетий были тождественны, они роднились общим ощущение гнёта, трудности и опасности жизни.

Новый человек ни к чему ее принуждается, ему не приходит в  голову, что все блага созданы  большим усилием гениальных людей. «Ещё меньше он подозревает о том, что без дальнейших усилий этих людей  великолепное здание рассыплется в  самое короткое время».

Основные психологические  черты человека массы:

    • Безудержный рост жизненных вожделений
    • Принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить
    • Поведение характерно для избалованных детей. Избалованный человек не знает границ, не с чем не считается, никого не признаёт старшим или высшим.
  1. Жизнь благородная и жизнь пошлая, или энергия и косность

Основные черты характера  формируются под влиянием впечатлений получаемых извне. Душу формирует впечатление о неограниченных возможностях, безопасности, полной независимости. Впечатления превращаются во внутренний голос, который определяет общее ощущение жизни: «Жить – значит не встречать ограничений; поэтому смело делай всё, что хочешь, нет невозможного, нет опасного, нет ни высших, ни низших».

Отношение человека массы и человека элиты к авторитету:

  • Человек массы не считается ни с какой внешней инстанцией или авторитетом, он доволен собой таким, каков он есть.
  • Человек элиты, всегда чувствует внутреннюю потребность всегда обращаться вверх, к принципу, которому он свободно и добровольно служит. Человек элиты проводит жизнь в служении, посвящает себя чему-то высшему. Его служение не гнёт, а внутренняя потребность

С течением времени значение слова «благородство» исказилось. Большинство  стало понимать его, как наследственную, кровную аристократию. Оно превратилось в подобие «всеобщего права»,  не требующего личных усилий и присваивающееся автоматически. Истинным смыслом благородства является проживание напряжённой жизни, с полной готовностью к новым достижениям. Благородство – полная противоположность косности, которая сковывает человека, пока не вмешается какая-либо внешняя сила.

Современный человек массы  гораздо сильнее, чем он был прежде. Он стал непокорным. В скором времени массы могут принципиально стать неуправляемыми и только тогда смогут уступить и подчиниться элите, но не смогут слушать её и идти за ней.

Эти последствия легче  всего увидеть в политической деятельности. Ошибки в политике следуют  из тупости моральной, интеллектуальной. Выявив политические особенности масс, станет более понятен их характер и определены черты.

 

  1. Почему массы во всё лезут и всегда с насилием?

Замкнутость души человека, когда перед ним открыт весь мир, в котором неограниченное количество возможностей – главная причина  восстания масс. Большинство довольствуется своим умом, хотя берёт свои идеи из уже готового запаса, что указывает на интеллектуальную закоснелость.

Существует различие, которое  разделяет глупых и мудрецов:

Элита никогда не уверенна в своём совершенстве. Она знает, как сделать глупость, поэтому  всячески старается её избегать. Глупец никогда в себе не сомневается, он тщеславен и всегда спокоен. Замкнутость души не даёт ему сравнить себя с другими и увидеть своё несовершенство.

Человека массы нельзя назвать совершенным глупцом. Сегодня  он гораздо умнее и способнее, чем были его предшественники, но это не играет существенной роли. Осознавая, что у него есть определённый запас идей о том, что происходит в мире, причём мысли его абсолютно ограничены, человек не видит смысла развиваться дальше и слушать других.

Являясь приверженцами чужих  идей, массы не становятся культурными, так как они не стремятся к  истине.  Человек масс отвергает  какую-либо высшую инстанцию и систему  норм. Нормы же опора культуры, что  автоматически исключает и первое и второе. Это и есть новое варварство. Таковым можно считать фашизм и синдикализм. Приверженцы этих явлений не считают должным оправдывать свои претензии перед другими. Он решены добиться своей цели любой ценой, захватив общество, при этом не умея им управлять.

Человек масс открыл в себе возможность мыслить, однако он не имеет  предрасположенности к идейному творчеству. Следовательно, его идеи – это всего лишь его желания, облеченные в словесную форму. Для  того чтобы создать идею нужно  верить в хоть какие-то условия её существования, например в разум  или в мир идей. Создавая идеи или составляя мнения, люди обращаются к высшим инстанциям, приобщаются  к диалогу – высшей форме общения, которая способствует обсуждению новых  идей. Но большинство не воспринимает подобную инстанцию и отказывается от неё, что приравнивается к отказу от культурной жизни, основанной на системе  норм и возвращению к варварскому  существованию. Всё это приводит к замкнутости души, которое подталкивает людей к вмешательству во всю  общественную жизнь.

 

  1. Примитивизм и техника

Восстания масс, как и  сама эпоха – двусмысленны и предстают  в двух аспектах. Подобная двойственность характерна для самой действительности, так как она имеет в исходе две возможности и плохого, и хорошего.

Восстание масс способно привести к катастрофе. Причиной этому является сама жизнь, сущность которой сама по себе опасна.

По мнению Шпенглера8, за веком «культуры» следует век «цивилизации». Вместе с последним приходит и техника, которая имеет свойство развиваться даже тогда, когда интерес к науке угасает. Х.Ортега-и-Гассет, выражая не согласие, что техника и наука - равнозначны. Если человек перестаёт думать о науке бескорыстно – она угасает. Если же люди перестают интересоваться техникой, рано или поздно она прекращает своё существование, так как с помощью техники жизнь идёт своим чередом, но без неё она останавливается. Наука и масса взаимно необходимы друг другу, в противном случае – гибель. Кризис данной ситуации заключается в полном отсутствии интереса масс к благам, которые предоставляются наукой.

 

  1. Примитивизм и история

Люди должны обращаться к  истории. Накопление опыта прошлого и анализ событий помогает избежать ошибок прошлого.

Типичным проявлением  регресса и антиисторизма является большевизм и фашизм. Подобные явления  характерны для масс, так как они  свидетельствуют об отсутствии исторического  чутья и короткой памяти. Это возвращение  к давно пережитому, архаичному.

 

  1. Эпоха самодовольства

Заурядный человек решил  прийти к власти, хотя сам до этого  руководствовался другими людьми, то есть элитой. Изучая социальную характеристику масс можно выделить следующие черты:

  1. Уверенность в изобилии и лёгкости жизни, в отсутствии трагических ограничений. Именно поэтому человек масса чувствует себя властителем и победителем.
  2. Самоуверенность в себе и в своих интеллектуальных способностях. Отрицание каких-либо авторитетов и объективной критики. Внутреннее ощущение превосходства, перерастающее в эгоизм.
  3. Навязывание своего мнения происходит методом «прямого действия», что является по своей сути насильственным.

Подобные черты более  характерны для варвара, дикаря или  же избалованного ребёнка. Он не признаёт за собой никаких прав или обязанностей и не испытывает чувства благодарности  за все достижения. Эта неуравновешенность искажает человека и его структуру  в целом. Она отрывает его от подлинной  жизни, в которой находит место  опасность и неопределённость. «Человек самодовольный», появившись на свет, считает  своим предназначением делать всё в своих интересах и не делать что-либо в серьёз. Подобная психология характерна для «маменькина сынка», так как данные поступки в типичной семейной обстановке проходят безнаказанно. Всё что человек делает, он делает наигранно, так как не верит в подлинную трагичность, разыгравшуюся на сцене цивилизации.

Человека массы стремится  уклониться от встречи с тем, чему суждено случиться, пытается обыграть свою судьбу. В искусстве это находит  отражение в процветании риторики.

Не смотря на оригинальность современного мира, он тесно связан со своим прошлым. Так в III веке до н.э., в эпоху расцвета Средиземноморья, появляются циники. Их задачей было разложение эллинизма. Не трудясь и не творя, они саботировали цивилизацию того времени. Циник занят тем, что отрицает всё, что связано с его цивилизацией, так как уверен в её прочности.

 

  1. Варварство «специализаций» - анализ появления человека массы на конкретном примере.
  1. Выявление категорий людей, у которых сосредоточена власть над другими

Информация о работе "Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет