Особенности примемнения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;
3. оценить роль региональных соглашений в развитии многосторонней преференциальной системы;

Файлы: 1 файл

курсовая Федорова И.В. тд 51 во.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций

 

Региональные торговые соглашения (РТС) являются одной из наиболее важных характерных черт современной  многосторонней торговой системы. Их число, также как и доля преференциальной торговли в общем объеме международного торгового сотрудничества в течение последних 10 лет постоянно растет. Медленный и незначительный прогресс в многосторонних торговых переговорах в рамках Доха-раунда стал дополнительным стимулом для формирования и развития РТС и усилил и без того заметные различия между общей системой преференций и региональными торговыми соглашениями, предусматривающими широкий спектр сфер сотрудничества и масштабы двусторонних льготных режимов.

Процесс формирования РТС  изначально характеризовался четырьмя основными тенденциями. Прежде всего, многие страны, традиционно стремящиеся к либерализации мировых торговых соглашений (МТС), все в большей степени стали рассматривать РТС как основу своей торговой политики. При этом, для некоторых из них значение РТС и многосторонней либерализации было одинаковым, в то время как для других РТС являлись приоритетным направлением торговой политики. Во-вторых, механизмы РТС существенно усложнились. Во многих случаях они устанавливают торговые режимы, выходящие за рамки многосторонних правил. Так, большинство новых РТС ориентированы в основном на либерализацию торговли услугами, что, в свою очередь, влечет за собой согласование правил в сферах, не подпадающих под многостороннее регулирование. В этом случае правила, закрепленные в региональном соглашении, становятся инновационными и исключительными для стран региона (субрегиона). В-третьих, явное предпочтение в мировой практике отдается соглашениям о предоставлении взаимных преференций не только между развивающимися странами, но и между развитыми и развивающимися странами, что на практике демонстрирует их недоверие к международной системе либерализации торговли. Заключение РТС между ведущими развивающимися странами ведет к усилению так называемых тенденций Юг-Юг в мировой торговле и прямом зарубежном инвестировании. Важное значение имеют новые РТС между развитыми и развивающимися странами (так называемые Север-Юг), которые постепенно вытесняют систему невзаимных преференций. В-четвертых, динамика РТС свидетельствует о том, что, несмотря на региональные диспропорции и противоречия, налицо общая тенденция к консолидации в региональном масштабе. С одной стороны, наблюдается активное взаимодействие в форме межрегиональных РТС, а с другой, основополагающей тенденцией становится формирование «континентальных» торговых блоков.

Учитывая это, можно  предложить использовать термин «многосторонние  преференциальные торговые соглашения»  вместо традиционного региональные торговые соглашения, что в более  полной мере будет отражать специфику  современного этапа регионализации.

В современной экономике  сформировались две основные системы  взглядов на регионализм: сторонники и  противники этого явления. Одна из точек  зрения заключается в том, что  интеграционные объединения способствуют закрытости и диверсификации торговли. В обобщенном виде их можно свести к следующим аргументам:

1. В процессе формирования  интеграционных связей преобладает  эффект создания торговли, что  препятствует эффективной диверсификации  и не позволяет достигать оптимального  размещения ресурсов в мировом масштабе.

2. В интересы участников  региональных и преференциальных  соглашений не входит дальнейшая  либерализация вследствие того, что может произойти диверсификация  торговых связей (например, африканские  страны поддерживали борьбу ЕС  против решения Уругвайского раунда ГАТТ снизить пошлины на тропические товары).

3. В рамках некоторых  интеграционных объединений вырабатывается  система протекционистских мер,  направленных на защиту от  товаров, происходящих из третьих  стран.

4. Большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает политиков от участия в решении общемировых задач, т.е происходит так называемая диверсификация интересов.

В качестве основных позитивных характеристик РТС можно назвать  преимущества, вытекающие из расширения масштабов рынка и усиления конкурентоспособных позиций. Несмотря на то, что либерализация в рамках РТС является вторичной задачей, она может стать единственной возможностью, если либерализация в данной сфере на многостороннем уровне невозможна или не может быть достигнута из-за противоречий. РТС могут служить полигоном для инноваций и основой для принятия новых правил торговли на многостороннем уровне. Формирование региональных блоков способствует усилению степени внешней открытости и созданию и расширению торговли. В качестве аргументов в защиту процесса регионального объединения стран можно выделить следующие:

1. В рамках интеграционных  объединений либерализация и,  главным образом, унификация и  снятие нетарифных ограничений  осуществляются быстрее, чем в  рамках всей мировой торговой системы. Это можно рассматривать как основу для дальнейшей либерализации, поскольку решения, принятые на уровне группировки редко подлежат пересмотру в сторону ухудшения.

2. Кроме того, очень  многие меры, направленные на  либерализацию, «отработанные и проверенные» в региональных масштабах, были перенесены в практику ВТО.

3. Инициативы по региональной  интеграции являются хорошим  стимулом для дальнейшей активной  работы чиновников и политиков  на международном уровне.

4. В региональных и преференциальных соглашениях создаются основы для создания торговли, региональная либерализация лишь ускоряет эти процессы и облегчает их регулирование.

5. Региональные механизмы  зачастую позволяют подтянуть  уровень экономического развития  более слабых звеньев региона за счет более сильных в экономическом отношении партнеров.

6. Многие интеграционные  объединения способствуют решению  сложных политических конфликтов, которые не могли быть решены  до сих пор. [29]

Общей чертой всех исследований РТС является, главным образом, изменение позиций участников в мировой торговле и состояния внутренних рынков до и после образования интеграционного объединения. В то же время в этом случае не исследуется институциональный аспект, а именно вопросы выработки торговой политики участников объединения и соответствие положений РТС правилам многосторонней торговой системы.

Эволюция РТС ведет  к возникновению понятия региональная торговая политика (РТП). В то же время  не во всех региональных объединениях можно констатировать наличие региональной торговой политики, понимаемой как согласование мер регулирования внешнеэкономических связей с третьими странами на региональном уровне. Снятие ограничений во взаимной торговле в рамках зоны свободной торговли еще не ведет к формированию подобного явления, поскольку не изменяет формы регулирования внешних связей стран-участниц, а лишь может влиять на обоснование отдельных мер или преференций. Аналогично и в случае соглашений о преференциальной торговле меняются лишь направления и сегменты рынка, подлежащие регулированию. О наличии региональной торговой политики можно говорить, начиная с формы таможенного союза, когда у стран впервые появляется общий инструмент регулирования внешней торговли товарами. Дальнейшее согласование и углубление региональной торговой политики неизбежно связано с развитием интеграционных процессов, поскольку каждый новый этап интеграционного развития представляет собой более сложную систему целей и задач макроэкономической политики. Чем сложнее задачи и выше уровень макроэкономического развития участников соглашения, тем больше вероятности, что интеграция выйдет на более высокий уровень и потребуется более детальное согласование правил доступа на единый рынок.

В этой связи следует  внимательно изучать и совершенствовать правовую базу формирования подобных региональных объединений с целью обеспечения прозрачности и сопоставимости правил их функционирования. В рамках ГАТТ/ ВТО эти правила получили свое закрепление уже в первых документах и прошли существенную эволюцию. Непосредственно ст. XXIV не претерпела изменений с момента подписания ГАТТ, однако она получила дополнительное толкование в форме «Договоренности», принятой на Уругвайском раунде и получившей название в ГАТТ-94 «Договоренность о толковании статьи XXIV». Текст этого документа представляет собой основу для современного правового толкования статьи XXIV и ее положений за счет более детального рассмотрения некоторых положений. Новые изменения в институциональные положения были внесены после Министерской Конференции в Сингапуре в 1996 г., когда было принято решение о создании Комитета по региональным торговым соглашениям (КРТС). КРТС стал постоянно действующим органом в структуре ВТО, получающим информацию и осуществляющим рассмотрение и обзор региональных соглашений. КРТС также представляет доклад в Совет по торговле товарами и Совет по торговле услугами (для РТС заключенных, на основании статьи 5 ГАТС).

Важное значение для  понимания современных РТС имеют  системные вопросы. Прежде всего, это  касается определения существенного объема торговли. Без уточнения критериев и расчета существенного объема торговли решение вопроса о соответствии РТС невозможно. Еще одной из важнейших проблем в процессе регулирования РТС является определение страны происхождения товара.

На Министерской конференции в Доха члены ВТО признали, что РТС играют важную роль в либерализации торговли и ускорения экономического развития и подчеркнули необходимость гармонизации правил многосторонней и региональной торговли. В качестве первого шага министры договорились приступить к переговорам, направленным на разъяснение и совершенствование процедур формирования РТС, установление контроля за развитием РТС и минимизацию риска участия в РТС. Из-за политических и юридических сложностей, большая часть из которых была унаследована от ГАТТ, Комитет по региональным торговым соглашениям пока не достиг существенных результатов в своей деятельности. Одна из проблем заключается в возможной связи между решениями КРТС и процедурой разрешения споров. Кроме того, определенные противоречия возникают в отношении интерпретации правил ВТО или из-за противоречий между правилами ВТО и правилами некоторых действующих РТС. Одной из попыток преодоления этих противоречий стала разработка механизма транспарентности, в рамках которого определяются процедуры раннего оповещения о готовящихся к подписанию РТС и их нотификации в ВТО с целью проверки на соответствие базовым нормам и принципам ВТО.

Глава 3. Преференциальная система Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан)

3.1 Формирование  и функционирование системы преференций  Таможенного союза

 

 

26 февраля 1999 года в  Москве в рамках СНГ был  подписан Договор о Таможенном  союзе и Едином экономическом пространстве. Его подписали пять государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Россия (с 2000 года - Евразийское экономическое сообщество) (ЕврАзЭС). Товары из этих стран были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территории перечисленных стран при наличии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1.

9 июня 2000 года в Москве  на заседании Межгосударственного  совета ЕврАзЭС на уровне глав  правительств было принято решение о создании нового Таможенного союза. Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан в г. Душанбе 6 октября 2007 года в рамках более широкого экономического объединения стран бывшего СССР -- ЕврАзЭс.

Стороны таможенного  союза Договором от б октября 2007 года (г. Душанбе) учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно  действующий регулирующий орган.

Высший орган Таможенного  союза (в него входят Россия, Беларусь и Казахстан) - это так называемый Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне трех, то есть высший орган представлен либо на уровне премьеров, либо на уровне глав государств.

12 декабря 2008 года в  Москве были заключены соглашения, касающиеся функционирования Таможенного  союза: Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот, Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза. Протокол о предоставлении тарифных льгот, Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза и др.

27 ноября 2009 года Межгоссоветом  ЕврАзЭС было принято решение  № 17 о заключении Договора  о Таможенном кодексе Таможенного  союза. Этим же решением Комиссии  Таможенного союза было поручено  сформировать специальную рабочую  группу уполномоченных представителей сторон для подготовки Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Такой документ должен был быть подготовлен, согласован с заинтересованными ведомствами и партнерами России по Таможенному союзу до 15 февраля 2010 года, с тем чтобы он вступил в силу одновременно с Таможенным кодексом Таможенного союза. Министерство экономического развития РФ координирует работу с целью формирования позиции российской стороны по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза до вступления его в силу.

Информация о работе Особенности примемнения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС