Особенности примемнения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;
3. оценить роль региональных соглашений в развитии многосторонней преференциальной системы;

Файлы: 1 файл

курсовая Федорова И.В. тд 51 во.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Межгоссоветом ЕврАзЭС  и Комиссией Таможенного союза 27 ноября 2009 года были также приняты  решение № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и решение № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Главы правительств стран  Таможенного союза условились прекратить переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) поодиночке и вести их совместно. Другими словами, Россия, Беларусь и Казахстан создают единый блок для ведения переговорного процесса по присоединению к ВТО. Это крупный успех на пути восстановления экономического единства постсоветского пространства.

Обозначив основные этапы  создания договорно-правовой базы Таможенного  союза, определю цели его создания.

Ключевая идея создания Таможенного союза - единый таможенный тариф (ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров внутри единой таможенной территории Таможенного союза. Создан институт реализации единой таможенной и торговой политики. Предполагается, что таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированы, а сам таможенный контроль будет осуществляться по внешней границе. Что касается товаров, произведенных в России, Беларуси и Казахстане, то они вообще не будет облагаться таможенными пошлинами.

С 1 января 2010 года заработал  Таможенный союз «Большой тройки» в  рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - России, Беларуси и Казахстана, а к 1 июля 2011 года будут завершены все процедуры по созданию у трех стран единой общей таможенной границы. Таким образом, совсем скоро на постсоветском пространстве Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России станет действительно единой таможенной территорией, внутри которой (от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской) все товары смогут передвигаться свободно и беспошлинно. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участницами, а также общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 года. В период с 1 января по

1 июля 2010 года приведены  в действие единые механизмы  регулирования внешней торговли, ввести в действие Таможенный  кодекс, завершить перенос контрольных функций на внешнюю границу Беларуси, облегчить контроль на российско-казахстанском участке границы. С 1 июля 2011 года намечено вынести таможенный и другие виды контроля с внутренних границ Таможенного союза трех стран на внешние.

Таможенная граница будет проходить по внешним границам трех государств. Граждане смогут беспрепятственно въезжать и выезжать на территорию стран-участниц без осуществления таможенного досмотра и паспортного контроля на внутренних границах. Будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между государствами, то есть не нужно будет заполнять декларации, платить таможенные сборы, преодолевать какие-либо еще таможенные барьеры в отношении внутренних товаров.

Достижение реальной экономической интеграции. С 1 января 2012 года на территории СНГ начнет действовать Единое экономическое содружество России, Беларуси и Казахстана, что будет выражаться в едином рынке товаров и услуг, единой валюте, общей системе правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования и согласованной экономической политике. Внутри этого объединения также обеспечивается свободное движение капиталов и рабочей силы.

На неизбежную интеграцию в рамках ЕврАзЭС работает сохраняющаяся  общность используемых технологий, стандартов и условий производства. Продолжают функционировать созданные еще в союзные времена общая энергетическая инфраструктура, сеть магистральных нефте- и газопроводов, железно- и автодорожных коммуникаций.

Выступление на переговорах  о членстве в ВТО единым фронтом. Это позволило бы добиваться определенных уступок, выдвигать скоординированные встречные требования, оперативно и согласованно разрешать возникающие в ходе переговоров вопросы. Прежде всего, это касается определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном развитии бизнеса не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа), и постепенное снижение уровня таможенного тарифа. При этом следует учитывать, что ставки ввозных пошлин в национальном перечне тарифных уступок какой-либо страны согласно режиму наибольшего благоприятствования (ст. I Генерального соглашения по тарифам и торговле -- ГАТТ) (30 октября 1947 года) распространяются на всех членов ВТО. Еще одно преимущество вступления в ВТО единой организацией состоит в возможности установления внутренних -- между странами -- членами Таможенного союза -- таможенных пошлин, налоговых льгот, дотаций для сельского хозяйства. ВТО разрешает вступать в свой состав «таможенным территориям», то есть экономическим союзам государств. «Таможенная территория» рассматривается как единое целое. Иначе говоря, если Россия снизит тарифы для Беларуси и Казахстана в рамках единой таможенной территории, она не будет обязана по правилам ВТО делать то же самое для Китая. Появляется возможность коллективного протекционизма, когда протекционистские меры принимаются одновременно всеми и по отношению не к другим членам союза, а к товарам из стран, находящихся за его пределами.

Обеспечение более надежной защиты от внешней конкуренции и создание надежных барьеров для контрабанды и реэкспорта. Введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, создание единой таможенной границы по внешним границам трех государств позволит членам Таможенного союза утроить усилия по формированию эффективно работающей системы государственного контроля за прохождением грузов через таможенную границу (в том числе стратегического сырья и продукции двойного применения) и полнотой уплаты таможенных платежей.

Для достижения поставленных целей необходимо формирование общего таможенного законодательства. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза заключен в г. Минске 27 ноября 2009 года. Разрабатываются единые механизмы декларирования товаров, унифицированные виды таможенных режимов и процедур с целью создания общего режима торговли с третьими странами. Формируется единый порядок тарифного регулирования, нетарифных мер внешнеторговой деятельности (квот, лицензий, антидемпинговых, защитных и специальных пошлин и др.), косвенного налогообложения и валютного регулирования внешнеторговых операций с другими странами, единой таможенной статистики внешней и взаимной торговли. Готовятся соглашения, предусматривающие создание единой системы таможенного регулирования, и договоры о взимании акцизов и НДС при импорте из третьих стран. Утвержден единый тариф из 11 тысяч позиций, что составляет более 60 процентов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Планируется рассмотреть  вопрос о порядке ведения единой товарной номенклатуры ВЭД Таможенного союза. Необходима корректировка ставок ввозной таможенной пошлины единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении некоторых товаров. Применительно к таможенно-тарифному регулированию требуется также установление единого порядка уплаты, зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, единых правил определения страны происхождения товара и таможенной стоимости.

Единая таможенная территория предусматривает открытие внутренних границ стран, входящих в союз, для товаров и грузов. Соответственно это также предполагает переход на единую систему деклараций и стандартов таможенного администрирования и контроля. Помимо таможенного тарифа, нетарифных мер экономического характера и таможенного контроля существуют санитарные, фито-санитарные, ветеринарные и технические барьеры в торговле. Поэтому необходимо разработать единые стандарты ввоза и вывоза товаров и грузов, которые будут существовать на единой таможенной территории.

Таможенный кодекс Таможенного союза описывает финансовую ответственность участников ВЭД не в рублях, а в евро. Изменения ожидают институт участников ВЭД -- решено упразднить институт таможенных брокеров, их заменят таможенные представители.

Институт участников ВЭД будет дополнен институтом уполномоченного экономического оператора, пользующегося специальными упрощенными таможенными процедурами. По сравнению с действующими в Таможенном кодексе РФ «специальными упрощенными процедурами» эти операторы получат весьма серьезные льготы: право хранить таможенные товары на собственных складах и там же проводить необходимые таможенные процедуры, право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей» -- фактически беспроцентную отсрочку платежа на срок от 10 до 40 дней. Для получения такого статуса импортер будет обязан внести обеспечение в размере не менее 1 млн. евро.

Сохранится разница  в отношении национальных законодательств  к солидарной ответственности брокера  с импортерами и экспортерами. В России это правило продолжит действовать, Беларуси и Казахстану на его введение предоставляется переходный период в один год.

Наметились и проблемы формирования единого таможенного  законодательства. Главная - согласование сторонами нормативных документов. Законодательства государств -- участников Таможенного союза существенно отличаются друг от друга. Для формулирования норм регулирования единой таможенной территории, которые будут действовать в трех государствах, приходится находить компромиссы.

До сих пор остаются несогласованными 5 процентов таможенных тарифов в отношении товаров, не произведенных на общей таможенной территории. К тому же существуют реальные риски для внутренних производителей, поскольку с введением единой таможенной территории Россия, Беларусь и Казахстан автоматически открывают свои рынки. Наиболее острая конкуренция даже не между Российской Федерацией и Казахстаном в сырьевом секторе (Россия осуществляет транзит казахских углеводородов), а между РФ и Беларусью.

Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, в настоящее время особенно актуальным в условиях действия Таможенного кодекса Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (ТК ТС) становится вопрос правильности исчисления таможенных пошлин и налогов, связанных с перемещением товаров через границу Таможенного союза. В ТК ТС таможенной стоимости товара посвящена глава 8. Поскольку таможенная стоимость ввозимых товаров является базой для исчисления таможенных пошлин (п. 2 ст. 75), а, следовательно, и НДС, и акцизов, необходимо рассмотреть вопрос о порядке контроля такой стоимости (ст. 66).

Решением от 20 сентября 2010 года № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» Комиссия Таможенного  союза утвердила ряд нормативных  правовых актов, предусмотренных ТК ТС, в том числе Порядок контроля таможенной стоимости товаров, Порядок декларирования таможенной стоимости товаров и Порядок корректировки таможенной стоимости товаров. Два последних вступят в силу с 1 января 2011 года. Порядок контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, вступил в силу 21 октября 2010 года.

Вопросы контроля таможенной стоимости и связанной с ним  корректировки таможенной стоимости  ввезенных товаров всегда обсуждались  особенно остро. Поэтому участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо руководствоваться первым из названных документов - Порядком контроля таможенной стоимости товаров (как базой для исчисления таможенных платежей (для адвалорных и комбинированных ставок таможенных пошлин). Рассмотрим основные положения Порядка, который относится не к вывозимым, а к ввозимым товарам.

Прежде всего, следует  отметить, что в Порядке существуют разделы: Порядок контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска (раздел II), Порядок проведения дополнительной проверки (раздел III), Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска (раздел IV).

В данной статье будут  рассмотрены разделы II и III -- Порядок  контроля таможенной стоимости товаров  до их выпуска и Порядок проведения дополнительной проверки.

Она состоит в проверке соблюдения декларантом требований, установленных таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  РФ, в части:

· правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров;

· структуры и величины таможенной стоимости товаров;

· документального подтверждения  заявленной таможенной стоимости товаров.

После того, как таможенная декларация принята таможенным органом, сведения, заявленные в ней, подлежат проверке должностным лицом таможенного органа. В настоящее время срок проведения такой проверки, то есть срок с момента регистрации таможенной декларации до момента выпуска товаров, составляет не более одного рабочего дня (ст. 196 ТК ТС).

Согласно ст. 67 ТК ТС, п. 7 Порядка по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости, то есть возможны два окончательных решения о таможенной стоимости: ее подтверждение или корректировка.

Однако возникают ситуации, когда сделать однозначный вывод  о согласии с исчисленной таможенной стоимостью или ее корректировкой нельзя (п. 1 ст. 69 ТК ТС, п. 7 Порядка): это обнаружение  таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо они должным образом не подтверждены.

В Порядке (п. 11) названы  признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров (лишь примерный перечень):

1) выявленные с использованием  системы управления рисками (СУР)  риски недостоверного декларирования  таможенной стоимости товаров;

2) установленные в  результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);

3) более низкие цены  декларируемых товаров по сравнению  с ценой на идентичные или  однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

Информация о работе Особенности примемнения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС