Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;
- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;
- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5
1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5
1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5
2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16
2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16
2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ООН.docx

— 64.87 Кб (Скачать файл)

Поэтому 1990-е гг. и начало XXI в. характеризовались  значительным расширением масштабов  использования международной полиции  в операциях.

Для миротворческих сил существуют угрозы как военного, так и невоенного характера. И только успешная политика специализированных агентств ООН позволит избежать деградацию социально-экономических  условий и уровня жизни, что неизбежно  ведет к нестабильности, гражданским войнам и даже межгосударственным конфликтам среди слабо развитых стран. Так, например, эпидемия СПИДа представляет собой планетарную пандемию. Таким образом, международное сообщество при поддержке ООН должно решить проблему СПИД/ВИЧ-инфекции. Поэтому резолюцией Совета Безопасности ООН №1308, принятой в 2001 году с целью усиления борьбы со СПИДом, содержится призыв к государствам решать проблемы СПИДа/ВИЧ-инфекции в контексте безопасности человека. Резолюцией предусматриваются мероприятия по образованию, обучению и профилактике эпидемий и настоятельно рекомендуется проведение этих мероприятий в вооруженных силах всех стран, особенно в подразделениях, размещенных за границей. В Африке, где многие страны страдают от конфликтов, эпидемии усиливают угрозу безопасности населения. Организации армейского типа, включая военнослужащих и полицию, постоянно входят в число групп населения, подвергающихся наибольшему воздействию эпидемий.

Как прямой ответ на свои конкретные обязательства и цели, ЮНЭЙДС создала  Управление по СПИДу, безопасности и  гуманитарным ответным мерам. Это управление стремится интегрировать профилактику ВИЧ в странах, пострадавших в  результате конфликтов, где осуществляются миротворческие операции, уделяя особое внимание персоналу силовых структур, уязвимым группам населения и  сотрудникам гуманитарных программ. В связи с этим ЮНЭЙДС и Департамент  миротворческих операций ООН (ДМОООН) 17 декабря 2000 года подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках сотрудничества будет проводиться работа с личным составом миротворческих сил и другими  лицами, находящимися в зоне действия миротворческих операций, — в первую очередь, с сотрудниками гуманитарных служб и уязвимыми группами населения, — а также обучение миротворцев  для того, чтобы они пропагандировали меры безопасности и ухода за больными.

Некоторые мероприятия, предусмотренные  Резолюцией №1308, уже выполняются. Полевые  группы проводили работу в Эфиопии  и Эритрее, Восточном Тиморе и  Бурунди. С участием Департамента миротворческих операций ООН и партнеров ЮНЭЙДС проведены обсуждения, а также  практические мероприятия по тестированию и просвещению персонала, в ходе которых было привлечено внимание к  тому, как конфликты и чрезвычайные ситуации повышают риск инфицирования  ВИЧ. Работа по исполнению Резолюцию  ООН №1308 получила дополнительную поддержку  от правительства Норвегии, которое  объявило сегодня о предоставлении примерно 1 миллиона долларов для повышения  национального и регионального  потенциала, необходимого для решения  проблем ВИЧ/СПИДа в конфликтных  ситуациях, особенно в странах, которые  направляют своих миротворцев в  зоны конфликтов. План работы, с учетом ключевых этапов, получил широкую  поддержку Организации Африканского Единства. Прогресс, достигнутый другими  инициативами, включая уточнение  эпидемиологической информации, усиление работы по борьбе с ВИЧ/СПИДом в критических  ситуациях и среди воинских подразделений, и облегчение долгового бремени  для бедных стран, имеющих большую  задолженность, ― все это уже  позволило некоторым странам  Африки выделить дополнительно 20 миллионов  долларов США на борьбу со СПИДом.8

Следует также отметить, что огромный ущерб авторитету ООН, международного сообщества и, как результат, делу укрепления мира и безопасности наносят правонарушения со стороны персонала миссий по обеспечению  мира. О масштабах правонарушений сексуального характера говорит  такой факт, что в период с мая  по сентябрь 2004 г. одной только администрацией Миссии ООН в Конго получено свыше 70 жалоб на неправомерные действия сексуального характера со стороны  миротворцев. Секретариат ООН был  вынужден создать специальную комиссию Иордании при ООН принцем Зейдом по разработке программы по борьбе с этим явлением.

Таким образом, следует прийти к  выводу, что изменение стиля проведения и увеличение числа операций по поддержанию  мира представляет значительный вызов  для ООН как международной  организации. Завершение «холодной войны» привело к трансформации концепции «миротворческих операций» и методов их осуществления. К традиционным типам миротворческих операций был включен комплекс мер, направленных на предотвращение гуманитарных катастроф. Более того, современные миротворческие миссии ООН преследует не только миротворческие цели, но и осуществляют гуманитарную деятельность, а также воплощают меры по нормализации жизнедеятельности гражданского населения. Данные меры включают развитие социально-экономической инфраструктуры и политико-правовых институтов, устраняющих условия, приведшие к кровопролитным конфликтам в странах «третьего мира».

За  первые 40 лет своей истории (1945–1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986–2010 годы) была развернута 51 такая операция.

Смешанная операция Африканского союза — Организации  Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД)

31 июля 2007 года Совет Безопасности санкционировал создание Смешанной операции Африканского союза — Организации Объединенных Наций в Дарфуре. Действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет уполномочил ЮНАМИД принимать необходимые меры для поддержания процесса осуществления Мирного соглашения по Дарфуру, а также для защиты своего персонала и гражданских лиц «без ущерба для ответственности правительства Судана». Совет постановил, что ЮНАМИД приступит к выполнению своего мандата не позднее 31 декабря 2007 года.

Миссия Организации  Объединенных Наций в Центральноафриканской  Республике и Чаде (МИНУРКАТ)

25 сентября 2007 года Совет Безопасности одобрил развертывание в Чаде и Центральноафриканской Республике при взаимодействии с Европейским союзом многокомпонентной структуры с целью создания благоприятных условий для добровольного, благополучного и планомерного возвращения беженцев и перемещенных лиц. Совет постановил, что многокомпонентная структура будет включать Миссию Организации Объединенных Наций в Центральноафриканской Республике и Чаде.

Миссия Организации  Объединенных Наций в Судане (МООНВС)

24 марта 2005 года Совет Безопасности единогласно проголосовал за направление в Южный Судан 10 000 военнослужащих и контингента гражданской полиции численностью более 700 человек для содействия выполнению мирного соглашения между правительством Судана и Народно-освободительным движением/Армией Судана, с подписанием которого закончились гражданские беспорядки, продолжавшиеся более двух десятилетий. До того как в 2005 году было подписано Всеобъемлющее мирное соглашение в Южном Судане, в течение 21 года шла непрерывная борьба за ресурсы и власть, за место религии в обществе и самоопределение. Более 2 миллионов человек погибли, 4 миллиона человек были вынуждены оставить свои дома, а примерно 600 000 человек бежали из страны.

Интегрированная миссия Организации Объединенных Наций  в Тиморе-Лешти (ИМООНТ)

В конце 1999 года помощь ООН потребовалась в Восточном Тиморе (сегодня Тимор-Лешти). Здесь после проведенного под руководством ООН референдума об интеграции с Индонезией начались погромы и беспорядки, в связи с чем встал вопрос о создании нового государства. ООН наладила эффективное управление, содействовала возвращению беженцев, помогла организовать работу общественных институтов и социальных служб, предоставила гуманитарную помощь нуждающимся, наладила механизм самоуправления и помогла создать условия для устойчивого развития. В 2005 году миротворческая миссия была преобразована в миссию по оказанию помощи и миростроительству.

Миссия Организации  Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МООНСЛ)

Благодаря усилиям международного сообщества, направленным на прекращение  гражданской войны в Сьерра-Леоне, продолжавшейся 11 лет, и налаживание мирной жизни, с 2002 года в стране существенно улучшилась обстановка в плане безопасности. После решительных действий британских войск в 2001 году ООН оказала содействие в разоружении и демобилизации примерно 75 000 комбатантов. Миротворцы ООН прокладывали дороги; ремонтировали и строили школы, культовые сооружения и клиники; организовывали сельскохозяйственные проекты и программы социальной помощи. Кроме того, МООНСЛ помогла Сьерра-Леоне обеспечить полную защиту прав ее граждан; предать правосудию лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, с помощью специального суда для Сьерра-Леоне, действующего под эгидой ООН; и создать профессиональные и демократичные полицейские силы. Для укрепления мира и правозащитных институтов, развития экономики, повышения транспарентности и проведения выборов в 2007 году Совет Безопасности учредил новую миссию — Объединенное представительство Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (ОПООНСЛ). Миссия Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне, которая в 2005 году была свернута, могла бы служить примером нового акцента в деятельности ООН на миростроительство.9

Деятельность  ООН на благо мира не заканчивается  с успешным завершением миротворческой миссии. После окончания конфликта  ООН помогает перемещенным лицам  и беженцам вернуться домой. Она  занимается обезвреживанием мин, ремонтирует дороги и мосты и оказывает экономическую и техническую помощь для восстановления экономики. Кроме того, ООН наблюдает за ходом выборов и следит за тем, как в стране соблюдаются права человека. Благодаря этому процессу, который также называется миростроительством, более чем в 60 странах были созданы демократические институты.

Миротворчество связано, прежде всего, с развертыванием воинских контингентов. Нередко оно составляет основу миростроительства. Государственное строительство разными людьми понимается по-разному, и в ООН этот термин не употребляется. Обычно оно означает более длительный исторический процесс и включает формирование национальной самобытности. Миростроительство предполагает все, что необходимо стране для перехода от войны к миру и полноценному самоуправлению.

Организация Объединенных Наций сыграла чрезвычайно  важную роль в уменьшении масштабов  конфликтов в ряде регионов мира, выступая посредником на мирных переговорах  и содействуя осуществлению мирных соглашений. Однако некоторые из этих соглашений не выдержали испытания  временем — например, в Анголе в 1993 году и в Руанде в 1994 году. Примерно в половине всех стран, переживших войны, в течение пяти лет вновь происходят вспышки насилия, из чего можно заключить, что во избежание конфликтов мирные соглашения должны осуществляться поступательно.

В июне 2006 года ООН учредила Комиссию по миростроительству, призванную помогать странам осуществлять переход от войны к прочному миру. Она служит связующим звеном между миротворчеством и постконфликтными операциями. Ее задача заключается в налаживании диалога между всеми основными сторонами в той или иной ситуации для выработки долгосрочных стратегий миростроительства. Это позволяет улучшить координацию помощи и порядок расходования средств и обеспечить реальную увязку текущей постконфликтной деятельности, с одной стороны, с долгосрочным восстановлением и развитием — с другой.

 

2.2. Основные перспективы развития  ООН в урегулировании международных кризисов

 

В настоящее время «международные миротворческие операции» понимаются как международные действия, либо как предупреждение возникновения конфликтов выполнением разъединения конфликтующих сторон и их разоружения. Основной проблемой для ООН до сих пор остается развитие внутренне гибкой, способной к изменению структуры, эффективно реагирующей на вызовы внешней среды. Мировые державы зачастую считают, что могут проводить миротворческие операции и без UN, из-за её бюрократического характера. Действительно, бюрократия и квазибюрократическая организация внутри ООН также сильно мешает новациям в проведении миротворческих операций (далее — МО).

Государства с высоким жизненным  уровнем населения полагают, например, США, что их финансовый вклад в UN для поддержания МО мог бы быть и поменьше, а бедные страны возмущены  тем, что государства — крупнейшие кредиторы международных организаций  используют свои позиции и в политическом плане, подрывая тем самым демократические  принципы UN. Так, основным должником  являются США, которые тем самым  выражают несогласие с некоторыми аспектами  политики ГА ООН.

Следует также отметить, что в  дальнейших миротворческих операции UN требуется воплощение концепции  интегрированных миссий (т.е. миссий, в которых принимают участие  несколько международных организаций, например, в Судане, где действуют  ООН, НАТО, ЕС, Африканский Союз и  т.д.). Поскольку большинство будущих  МО будут проводиться в Африке, особого внимания требует сотрудничество со странами-членами Африканского Союза. Основной задачей в области работы с военным контингентом и персоналом миротворческих миссий UN следует считать улучшение положения с подготовкой персонала. Особое внимание при этом необходимо уделять подготовке руководящего состава миссий.

По мнению профессора Йельского  университета П. Кеннеди, опыт миротворческой деятельности после завершения «холодной войны» «многому научил» Совет Безопасности UN. Так было, например, в отношении Намибии, когда Совет Безопасности обсуждал миротворческую операцию ООН, имевшую целью обеспечить выполнение соглашения, согласно которому Южная Африка предоставляла Намибии независимость при условии, что кубинские войска будут выведены из Анголы. Департамент миротворческих операций освоил практику координации действий различных стран-участниц в МО и их функциональному разделению обязанностей, например, в Восточном Тиморе и ставшую более плодотворной кооперацию с силами в Афганистане. Однако, американский социолог А. Этциони полагает, что американская гегемония в скором времени обречена и предлагает укрепить СБ ООН с целью создать действенный механизм, способный эффективно реагировать на мировые кризисы.10

С 1990-х гг. количество вооруженных  конфликтов увеличивается. однако ресурсы UN для проведения таких операций весьма ограничены. Поэтому составной  частью военной реформы проведения МО должно быть создание регулярных частей и соединений. Наиболее значительные предложения о реформе миротворческой деятельности ООН исходит изнутри  этой организации, но сама эта организация  не может себя реформировать, для  этого необходимы скоординированные  усилия её государств-членов.

Совет Безопасности ООН сталкивается в настоящее время с международными конфликтами, требующими новых подходов и методов решения. Должно быть приложено  еще немало усилий для того, чтобы  СБ смог более эффективно и действенно справляться с возможными международными конфликтами в будущем. Для повышения  эффективности функционирования СБ необходимо провести реформирование этого органа ООН, однако Комиссия по миростроительству стала практически единственным новым институтом, учрежденным в процессе реформирования UN.

Информация о работе Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе