Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;
- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;
- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5
1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5
1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5
2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16
2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16
2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ООН.docx

— 64.87 Кб (Скачать файл)

Проблема реформирования миротворческих операций ООН была рассмотрена и  в докладе Л. Брахими. Он, исполняя обязанности секретаря по специальным  поручениям в поддержку превентивных и миротворческих усилий генсекретаря ООН, возглавлял независимую группу, учрежденную для всестороннего  анализа и совершенствования  системы проведения МО. В докладе, представленном UN в 2000 г. комиссией  под председательством Л. Брахими  дана оценка недостатков существующей системы проведения миротворческих операций UN. Среди них указаны: недостаточное  финансирование, излишний бюрократизм  и формальность обсуждений в ГА ООН  и процедур принятия решений в  СБ, отсутствие необходимых материальных средств для осуществления миротворческих миссий, недостаточная координация  усилий представителей государств-участников и недостаточная эффективность  усилий самих миссий UN по созданий условий  для стабильного развития постконфликтных  обществ.

В докладе Брахими, в частности, подчеркивается необходимость применять  новые методы и модели миротворческой деятельности, учитывая технологические  и информационные изменения, не отвергая при этом традиции и положительный  опыт проведения миссий ООН. Также подчеркивается роль превентивных действий и миростроительства  для поддержания региональной стабильности. В докладе Брахими содержится призыв к улучшению управления миссиями и руководства МО. Кроме того, предлагаются и институциональные  изменения.

Рабочая группа также рекомендовала  внести изменения в работу миротворческих миссий и подразделений, с целью  осуществлять не только просветительскую работу по популяризации идеи прав человека в конфликтогенных регионах, но и развитию механизмов своевременного контроля и мониторинга, а также устранения при помощи миротворческих сил и миссий факторов, способствующих таким нарушениям. Однако, в настоящее время только немногочисленные маргинальные пожелания рабочих групп были претворены в практике миротворческой деятельности UN (улучшение координации миротворческих миссий, поиски привлечения средств для финансирования МО, осознание необходимости миростроительства для устранения причин конфликтогенности и др.).11

Итак, в этой заметке были рассмотрены  правовые и организационные аспекты  в контексте проблемы реформирования ООН как международной организации, участвующей в урегулировании международных, региональных и локальных конфликтов. В рамках своей миротворческой деятельности UN использует дипломатические процедуры  и помогает конфликтующим сторонам и государствам прийти к взаимному  соглашению о прекращении конфликтов. Усилия ООН также направлены на миростроительство. UN осуществляет операции по поддержанию  мира, посылая миссии и контингенты  военнослужащих для устранения причин насилия в странах «третьего мира» и соблюдения подписанных мирных договоренностей.

Изучив в заметке основные тенденции  миротворческой деятельности ООН в  области регулирования международных  и региональных конфликтов, следует  отметить некоторые выводы:

1. Дезинтеграция СССР и коммунистического  блока, крах советской системы  и блокового противостояния в «холодной войне» радикальным образом трансформировали систему международных отношений, а также систему международной и региональной безопасности. Данная радикальная трансформация системы международных отношений имеет далеко идущие последствия для миротворческой деятельности UN. Наряду с внешнеполитическими преобразованиями в государствах Восточной Европы и в СССР стали активными центробежные процессы, движения ирденты (национального сепаратизма), стали актуальными старые национальные и этнические конфликты в Югославии, СССР, в Азии и Африке.

2. Урегулирование международных,  региональных и локальных конфликтов  при участии ООН следует рассматривать  как долгосрочную интегрированную  программу действий, целью которой  является устранение первопричин  вооруженных конфликтов.

3. Ключевые проблемы миротворчества  заключаются, во первых, в растущей  потребности UN осуществлять многочисленные  миротворческие миссии в различных  регионах; во-вторых, бюджет ООН оказывается  не в состоянии вынести бремя  многочисленных МО так как  основные доноры, включая США,  по политическим мотивам задерживают  свои членские взносы; в-третьих,  в современной международной  политике наблюдается отход США  и их стратегических союзников  от практики санкционирования  МО и «гуманитарных интервенций» СБ ООН.

4. Опыт миротворческой деятельности  ООН со всей убедительностью  демонстрирует острую актуальность  вопроса о применении принудительных  мер невоенного характера. Одно  из достоинств, которыми обладают  принудительные меры невоенного  характера, к коим относятся  и экономические санкции, ―  это возможность гибкого реагирования  на поведение государства-объекта.  Совет Безопасности имеет возможность,  в зависимости от ситуации, ужесточать, смягчать или иным образом  модифицировать применяемые меры. Однако нельзя забывать, что Совет  Безопасности — это политический  орган, а это иногда мешает  принятию конструктивных, отвечающих  объективным требованиям решений.

5. Можно предположить, что в ХХI веке миротворческую деятельность  Организации Объединенных Наций  ожидают значительные перемены. Проблемы институционального реформирования  миростроительства в настоящее  время включают возможность изменения  состава и принципов работы  структурных подразделений, ответственных  за выполнение миротворческих  миссий.

6. Для достижения принципов устойчивого  развития как средства устранения  многих причин региональных и  локальных насильственных конфликтов, ООН и региональные организации  должны разработать эффективную  политику устойчивого развития  и отказаться от имитационного  и догоняющего развития. Данная  политика необходима, так как  в начале XXI столетия многие регионы  Азии, Латинской Америки и Африки  предстают в качестве маргинальной  части мировой экономики и  не обладают самостоятельными  ресурсами для дальнейшего изменения  столь плачевной ситуации. Более  того, многие достижения постиндустриального,  плюралистического западного общества  остаются недостижимыми для населения  этих стран, которое занято  борьбой за выживание, за ресурсы  и становится восприимчивым к  ксенофобским идеям.

Итак, принцип осуществления миротворческой деятельности ООН после завершения «холодной войны» должен соответствовать новым вызовам международной и региональной политики и безопасности. Нововведения должны включать не только институциональные, организационные и финансовые реформы, но и меры по миростроительству, включающие как стабилизацию и нормализацию гражданской жизни в постконфликтных обществах, так и совершенствование политико-правовых институтов и социально-экономических условий для устойчивого бесконфликтного развития этих обществ в дальнейшем. Таким образом, только системный и комплексный подход будет способствовать укреплению систем региональной безопасности и создаст условия для устранения угрозы и агрессии. Это и приведет к упрочению экономической и социальной основы безопасного существования людей, о чем мечтали основатели ООН.

  

Заключение

 

В процессе работы была изучена ООН  как посредник в урегулировании международных конфликтов. В результате были решены следующие задачи:

- рассмотрена история возникновения  миротворческого института ООН;

- определена правовая база, задачи  и принципы деятельности миротворческой  практики ООН;

- охарактеризованы миротворческие  операции ООН на современном  этапе деятельности;

- проанализированы основные перспективы  развития ООН в урегулировании  международных кризисов.

Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы сделать некоторые выводы.

За последние 60 лет в мире произошло более 50 войн. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, только в 2006 году в мире произошло 17 крупных вооруженных конфликтов. К счастью, ни один из них не перерос в опустошительную мировую войну. По общему мнению, большая заслуга в этом принадлежит проводимой ООН кампании за мир и разоружение.

Многие считают, что ООН необходимо усилить, с тем чтобы она могла  прекращать малые войны и обеспечивать полное выполнение своих решений. Однако эффективность действий Организации  Объединенных Наций зависит от политической воли государств-членов, от их готовности выполнять те решения, которые они  сами приняли. Кроме того, эта деятельность сопряжена с немалыми расходами. Нехватка средств часто не позволяет  ООН взять на себя более весомую  роль.

Сила ООН в том, что она  не сдается, даже перед лицом больших  трудностей. Если страны, находящиеся  в состоянии войны, не обладают политической волей, чтобы ее остановить, ООН бывает вынуждена выводить свои миротворческие контингенты. Однако она продолжает свою деятельность по дипломатическим каналам и с помощью переговоров, ведя постоянный диалог с соответствующими сторонами. Если обстановка улучшается, миротворцы могут вернуться.

Пройдет еще немало времени, прежде чем человечество сможет жить в мире и справедливости. Войны, нищета и  нарушения прав человека — по-прежнему распространенные явления. Именно поэтому ООН должна продолжать действовать. Кто-то сказал, что если бы ООН не было, странам мира пришлось бы создать другую организацию, возможно с другим названием, которая делала бы как раз то, что делает ООН.

 

Список литературы

 

1. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - Москва, 2009.

2.Баскин  Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного  права. - Москва, 2010.

3.Белан С.Р.  Черты глобального мира. Миротворческая  деятельность ООН // Экология и  жизнь. - 2011. -№ 5.

4. Гаджиев  К.С. Введение в геополитику. - Москва, 2012.

5. Крылов  Н. Б. Правотворческая деятельность  международных организаций. - Москва, 2008.

6. Маныкин А.С. Введение в теорию международных отношений. - М.: Издательство МГУ, 2011.

7. Мелков  Г. М. Международное право в  период вооруженных конфликтов. -Москва, 2010.

8. Организация  Объединенных Наций. Сборник документов. - М., 2008.

9. Скакунов  Э.И. Международно-правовые гарантии  безопасности государств. - Москва, 2011.

10.Тинберген  Я.. Пересмотр международного порядка. - Москва, 2010.

11. Торкунов  А. В. Современные международные  отношения. - Москва, 2011.

12. Цыганков П.А. Международные отношения. - М.: Новая школа, 2010.

1 Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. - Москва, 2008. – 84 с.

2 Скакунов Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. - Москва, 2011. – 152 с.

3 Маныкин А.С. Введение в теорию международных отношений. - М.: Издательство МГУ, 2011. – 144 с.

4 Организация Объединенных Наций. Сборник документов. - М., 2008. – 234 с.

5 Торкунов А. В. Современные международные отношения. - Москва, 2011. – 131 с.

6 Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - Москва, 2009. – 165 с.

7 Цыганков П.А. Международные отношения. - М.: Новая школа, 2010. – 190 с.

8 Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. - Москва, 2008. – 254 с.

9 Белан С.Р. Черты глобального мира. Миротворческая деятельность ООН // Экология и жизнь. - 2011. -№ 5. – 46 с.

10 Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. -Москва, 2010. – 177 с.

11 Гаджиев К.С. Введение в геополитику. - Москва, 2012. – 209 с.

 


Информация о работе Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе