Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать особенности денежно-кредитной политики как одного из основных инструментов макроэкономического регулирования экономики.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- охарактеризовать основные виды денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика как инструмент рыночного регулирования……5
1.1 Денежно-кредитная политика: понятие, сущность, цели……………………..5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………..9
1.3 Виды денежно-кредитной политики и механизмы их реализации…………11
2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
2.1 Становление денежно-кредитной политики
2.2 Анализ функционирования денежно-кредитной политики
2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 131.18 Кб (Скачать файл)

 

Кривая предложения денег  MS имеет положительный наклон. Рост спроса на деньги с МD1 до MD2 приводит к увеличению количества денег с M1/Р до M2/P, повышению ставки процента с i1 до i2.

Влияние изменения денежного  спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в  зависимости от вида кривой MS. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая монетарная политика. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой [5, c.295-298].

В зависимости от целей, поставленных центральным банком, различают политику «дешевых» денег и политику «дорогих» денег.

Политика «дешевых» денег. Если в экономике наблюдаются недогрузка производственных мощностей и высокий уровень безработицы, то руководством центрального банка принимается решение об увеличении предложения денег, т.е. проводится политика «дешевых» денег, или кредитной экспансии. Большее количество денег у предприятий и населения стимулирует совокупный спрос, способствует развитию производства и росту занятости в стране.

При кредитной экспансии центральный  банк должен, во-первых, совершить покупку  ценных бумаг на открытом рынке у населения и коммерческих банков; во-вторых, провести понижение учетной ставки; в-третьих, внести в банков, которые являются основой увеличения денежного предложения, а процентная ставка отреагирует понижением, что приведет к росту инвестиционных расходов фирм. Одновременно высокая процентная ставка привлечет в страну зарубежный капитал, что скажется на снижении курса национальной валюты, уменьшении импорта, росте экспорта и, как следствие, — чистого экспорта. Таким образом, следствием увеличения расходов фирм, населения и чистого экспорта станут возрастание совокупного спроса, ускорение темпов развития экономики и снижение безработицы.

Политика «дорогих» денег (политика кредитной рестрикции). В ситуации, когда в экономике наблюдаются излишние расходы, порождающие инфляционные процессы, центральный банк должен понизить совокупные расходы, ограничив предложение денег, и тем самым снизить темпы инфляции, т.е. применить систему мер, называемую политикой «дорогих» денег.

Иными словами, чтобы решить проблему инфляции, центральный банк должен повысить резервы коммерческих банков. Он продает государственные облигации на открытом рынке, увеличивает резервную норму, повышает учетную ставку. Вследствие этого денежное предложение снижается, а уровень процентной ставки возрастает. В результате сокращаются внутренние инвестиции и приток зарубежного капитала, повышается валютный курс национальной денежной единицы, уменьшается экспорт, а следовательно и чистый экспорт. Все эти действия ограничивают совокупные расходы и обуздывают инфляцию [4, c. 107-108].

 

 

 

 

 

 

 

  1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

 

 

2.1 Становление  денежно-кредитной политики

 

 

 

Самостоятельную денежно-кредитную  политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения  независимости. В 1992 г. были приняты  законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые  определили экономические и правовые основы деятельности Национального  банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную  политику. В этом же году был введен в оборот белорусский рубль. В  настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения  в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

В реализации денежно-кредитной  политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные  просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлены либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Данные факторы и ряд других обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

Чтобы снизить инфляцию, Национальный банк с конца 1994 г. начал  проводить жесткую денежно-кредитную  политику, направленную на ограничение  монетарных факторов инфляции путем  неуклонного сокращения темпов роста  денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. С этой целью  устанавливались предельные размеры  кредитной эмиссии Национального  банка, осуществлялся постепенный  переход от централизованного распределения  кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались  льготные кредиты промышленности и  аграрному сектору. Была повышена учетная  ставка, осуществлен переход на регулирование  процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции понизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, что проявилось в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, и прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел на довольно мягкую денежно-кредитную  политику, направленную на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был  удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия  Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в  национальной валюте выросла почти  в 2 раза, а темп ее прироста практически  трехкратно превышал установленные  параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного  строительства и АПК, которая  в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального  банка. В 1998 г. их объем в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало  невозможным удерживать единый обменный курс национальной валюты, и в 1998 г. был введен режим множественности  обменного курса белорусского рубля. Несмотря на некоторые попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые  Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии  превысил установленные параметры  в 2,5 раза). Увеличение денежной массы  привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг — 351,2 %.

Вместе с тем произошли  положительные сдвиги в структуре  денежной массы: увеличилась доля срочных  депозитов. В 1999 г. была ликвидирована  множественность валютных курсов. Кроме  того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и тем  самым способствовала экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются  положительные темпы роста реального  ВВП.

Начиная с 2000 г. и по настоящее  время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. В эти  годы ее приоритетными задачами были: 1) снижение темпов инфляции и обеспечение  устойчивости национальной денежной единицы; 2) развитие и укрепление банковской системы; 3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны  [9, с. 152-153].

Уже в 2000 г. были установлены  более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего  кредита Национального банка. Благодаря  проводимой процентной политике впервые  с 1996 г. установились положительные  процентные ставки, что позволило  белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей  денежно-кредитного регулирования, продолжал  последовательно снижать устанавливаемые  ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных  реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось  неуклонным снижением инфляции в  эти годы. В 2001 г. индекс потребительских  цен составлял 146,3 %, в 2002 г. - 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками  обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом  уровне в течение месяца. Другими  словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости  от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного  предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц  — 16 %, по привлеченным средствам в  иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны: 6, 10 и 10 %.

Начиная с 2004 г. контрольным  показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению  к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более  чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей  выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы  роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов [9, с. 155].

В последующие годы денежно-кредитная  политика ориентировалась на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Постепенно снижаются темпы инфляции, ограничивается покрытие дефицита государственного бюджета кредитами Нацбанка, принимаются меры по достижению положительных процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам.

Добиваясь минимизации инфляции и создания необходимых экономике страны расчетно-платежных средств, Нацбанк проводит кредитную эмиссию в относительно ограниченных размерах.

Серьезные изменения претерпевает валютная политика. Все государственные золотовалютные резервы страны концентрируются в ее Национальном банке. Принимаются меры по приостановке оттока свободно конвертируемой валюты, стимулируется привлечение прямых иностранных инвестиций путем либерализации операций на валютном рынке, создаются условия для повышения прибыльности и надежности вложения иностранного капитала в экономику республики.

Сформирована многоуровневая система разработки и реализации денежно-кредитной политики, включая  анализ, прогнозирование, программирование направлений и мероприятий монетарного регулирования в различных временных аспектах (долго-, средне- и краткосрочном) [3, c. 110].

На данный момент в Республике Беларусь принята программа развития банковского сектора экономики  на 2011-2015 г.г.

Согласно данной программе  основополагающей целью денежно-кредитной  политики будет являться обеспечение  устойчивости белорусского рубля как  важного фактора поддержания  стабильного роста экономики.

Меры по достижению этой цели осуществляются с учетом складывающихся внутренних и внешних макроэкономических условий в комплексе мер экономической политики государства [10, с. 15].

 

 

2.2 Анализ функционирования денежно-кредитной политики

 

 

В текущем году в экономике страны наблюдается быстрая стабилизация. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее. Инфляция снизилась с гиперинфляционного уровня до умеренных размеров. В основе стабилизационных  процессов лежат в том числе изменения стратегии и принципов денежно-кредитной политики, сформированные во второй половине 2011 г. Данные изменения были направлены на исправление сложившихся макроэкономических дисбалансов и создание условий для стабильного, сбалансированного экономического роста.

Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19—22%. При этом Национальный банк продолжает проводить курсовую политику в режиме “управляемого плавания” и не принимает никаких жестких ориентиров по величине обменного курса. Вместе с тем поддержание внутренней стабильности национальной валюты — низкой инфляции — создаст фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости — стабильности обменного курса. Важнейшей задачей является также увеличение международных резервных активов. Это способствует повышению доверия к проводимой курсовой политике и расширяет возможности Национального банка для проведения валютных интервенций и сглаживания колебаний обменного курса. Поэтому наряду со снижением инфляции Национальный банк и Правительство реализуют меры, направленные на постепенное доведение резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. С учетом предстоящих выплат по погашению внешнего долга задача-минимум — не допустить снижения резервов по сравнению с уровнем на начало года.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь