Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать особенности денежно-кредитной политики как одного из основных инструментов макроэкономического регулирования экономики.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- охарактеризовать основные виды денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика как инструмент рыночного регулирования……5
1.1 Денежно-кредитная политика: понятие, сущность, цели……………………..5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………..9
1.3 Виды денежно-кредитной политики и механизмы их реализации…………11
2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
2.1 Становление денежно-кредитной политики
2.2 Анализ функционирования денежно-кредитной политики
2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 131.18 Кб (Скачать файл)

По предварительным данным, объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в определении ССРД МВФ на 1 сентября 2012 г. составил 8 141,2 млн. долларов США,  увеличившись  по  сравнению с началом текущего  года  на 225,3 млн. долларов США, или на 2,9 процента.

По итогам августа 2012 г. он сократился на 106,3 млн. долларов США. Данное сокращение  золотовалютных  резервов  было  связано  с  погашением  в  полном  объеме внешних  и  внутренних  обязательств  в  иностранной  валюте Национального  банка  и Правительства Республики Беларусь. Фактором роста золотовалютных резервов стало увеличение стоимости драгоценных металлов на международных рынках.

Обменный  курс.  В  августе 2012 г.  курс  евро  на  мировых  рынках  значительно укрепился  к доллару США (с 1,22 до 1,26 доллара  США за 1 евро).  На этом фоне чистый спрос иностранной валюты на внутреннем валютном рынке обусловил следующую  динамику курса белорусского рубля к основным валютам: белорусский  рубль  ослаб  к  евро - на 4,1 процента,  к  российскому рублю - на 1,6 процента и к доллару США - на 1,9 процента. В целом за январь-август 2012 г. белорусский рубль укрепился к евро на 2,3 процента (до 10 550  рублей  за 1  евро)  и  к  российскому  рублю -  на 0,2 процента (до 260,5 рубля за 1 российский рубль), а также снизился к доллару США на 0,7 процента (до 8 410 рублей за 1 доллар США).

Денежная эмиссия. Рублевая денежная база на 1 сентября 2012 г. сложилась в объеме 25,4 трлн. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2012 г. на 0,25 трлн. рублей. Увеличению рублевой денежной базы в августе 2012 г. способствовали операции Правительства  Республики  Беларусь (снижение  объема  депозитов  в  Национальном банке и продажа иностранной валюты) в сумме 2,09 трлн. рублей. К уменьшению денежной эмиссии привели операции Национального банка в объеме 1,84 трлн. рублей.

Денежная масса в белорусских  рублях (агрегат М2*) в августе 2012 г. увеличилась на 2,7 трлн. рублей, или на 4,5 процента. На 1 сентября 2012 г. она составила 61,7 трлн.рублей. В  августе 2012 г.  отмечается  рост  всех  составляющих  рублевой  денежной массы, за  исключением  переводных  депозитов  юридических  лиц (рисунок 1.8.5).  Наиболее быстрыми темпами росли наличные деньги в обращении, срочные депозиты юридических лиц и ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте соответственно на 5,3 процента, 11 процентов и 20,2 процента.

Несмотря на значительное увеличение срочных депозитов предприятий  в августе 2012 г. в целом за 8 месяцев 2012 г. прирост данного показателя не выделяется из общей картины изменения агрегатов денежной массы. При этом наибольший прирост с начала 2012 г.  принадлежит  срочным  депозитам физических  лиц,  которые  увеличились за указанный период на 53,7 процента.

Широкая  денежная  масса  в  августе 2012 г.  увеличилась  на 6,6 процента  против 4,3 процента в  июле 2012 г. На 1  сентября 2012 г. она  составила 149,3 трлн. рублей. Рост широкой  денежной массы был обусловлен ростом рублевой и валютной составляющих. За август 2012 г. валютная составляющая широкой денежной массы увеличилась на 6 процентов, или на 586,4 млн. долларов США вследствие прироста депозитов в иностранной валюте на 536,3 млн. долларов США, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), на 47,9 млн. долларов США и депозитов в драгоценных металлах на 2,3 млн. долларов США.

Процентные ставки и ликвидность  банковской системы. С 15 августа 2012 г. ставка рефинансирования была снижена на 0,5 процентного пункта до 30,5 процента годовых. C 12  сентября 2012 г.  принято решение о ее  последующем снижении  до 30 процентов годовых, поскольку в реальном выражении она остается на относительно высоком уровне. В августе 2012 г. процентные ставки по операциям поддержки и изъятия ликвидности  банков  Национальным  банком  не  изменялись.  Так,  ставки  по  постоянно  доступным  операциям  поддержки  ликвидности (кредит  овернайт,  сделки СВОП  овернайт), формирующие верхнюю границу колебаний процентных  ставок  на  однодневном  рублевом  межбанковском  рынке (далее -  ставка  МБК),  остались  на  уровне 50 процентов годовых, а процентные ставки, формирующие нижнюю границу (депозит овернайт) - на уровне 19 процентов годовых.

В августе в банковской системе продолжал сохраняться  избыток ликвидности. С целью  сдерживания  роста  денежного  предложения  Национальный  банк  проводил операции по ее изъятию через  постоянно доступные операции (депозиты) и операции на  открытом  рынке  краткосрочных  облигаций.  Кроме  того,  Национальным  банком принято  решение об увеличении с 1 сентября 2012 г. размера нормативов обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте с 10 до 12 процентов. Среднедневной остаток задолженности по операциям регулирования ликвидности в августе 2012 г.  составил 5 164,2 млрд.  рублей,  увеличившись  по  сравнению  с  июлем 2012 г.  на 671,5 млрд.  рублей (рисунок 1.8.8).  Это  увеличение  связано  с  операциями Национального банка на открытом рынке (размещение краткосрочных облигаций) [13, с. 38-43].

Средняя  процентная  ставка  по  новым  рублевым  кредитам  банков  снизилась  по сравнению  с  декабрем 2011 г.  в  августе 2012 г.  на 19,7 процентного  пункта,  до 31,4 процента годовых представлена в таблице 2.2.

 

Показатель

Декабрь

2012 г.

Май

2012 г.

Июнь

2012 г.

Июль

2012 г.

Август

2012 г.

Изменения за

последний

месяц

1

2

3

4

5

6

7

Средняя ставка по новым  срочным рублевым депозитам

юридических лиц

физических лиц

53,6

24,5

22,3

22,3

21,9

-0,4

53,4

23,5

21,0

21,4

21,2

-0,2

53,3

32,3

30,9

28,0

29,5

+1,5

Средняя ставка по новым  срочным депозитам в валюте

физических лиц

7,2

4,3

3,2

2,8

4,8

+2,0

8,4

6,3

5,8

5,7

5,8

+0,1

Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в  белорусских рублях

юридических лиц

1

51,1

36,5

34,7

32,5

31,4

-1,1

52,2

2

36,5

3

34,6

4

32,4

5

31,1

6

-1,3

7

физических лиц

42,5

36,1

35,3

33,8

34,1

+0,3

Средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ

10,2

9,7

9,5

9,0

8,6

-0,4


 

Таблица 2.2 Средние  ставки на депозитном и кредитном  рынках

Примечание – Источник: [13, с. 44, таблица 1.8.2].

 

Основным итогом проводимой денежно-кредитной политики стало повышение сбалансированности экономики. В частности, можно отметить повышение внутренней сбалансированности.

Наблюдается снижение инфляции, что является основной целью денежно-кредитной политики.

 

 

2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики.

 

 

В 2013  году  денежно-кредитная  политика  Республики  Беларусь  сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

 Для поддержания внешней  и внутренней сбалансированности  экономики обменный курс белорусского  рубля, как и в 2012 году, будет  формироваться исходя из спроса  и предложения иностранной валюты  при ограниченном участии Национального   банка  в  курсообразовании (режим управляемого плавания).

Цель денежно-кредитной  политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

 Наряду  с  достижением   цели  денежно-кредитной  политики  Национальный  банк  и  Правительство   Республики  Беларусь  продолжат  реализацию мер, направленных  на поддержание золотовалютных  резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность  страны. 

С  учетом  погашения  Республикой Беларусь  внутренних  и  внешних обязательств  в  иностранной  валюте,  привлечения  прямых  иностранных инвестиций  в  экономику  страны (4,5  млрд.  долларов  США  на  чистой основе), достижения положительного сальдо внешней  торговли товарами и услугами международные  резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год  возрастут на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является  поддержание положительного  уровня (в реальном  выражении) процентных  ставок  в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13 – 15 процентов годовых. Аукционные операции Национального банка направлены на недопущение значительных отклонений  ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования. Национальный банк обеспечит сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке). 

 Кредитная  эмиссия  Национального банка проводится  исключительно 

на рыночных условиях и  на короткие сроки с использованием стандартных 

инструментов регулирования ликвидности банков [7, с. 2-3].

Согласно стратегии развития банковского сектора экономики  Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, приоритетной  целью  денежно-кредитной  политики  будет  являться обеспечение  устойчивости  белорусского  рубля  как  важного  фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный  курс  белорусского  рубля  сохранит  за  собой  ключевую роль  в  реализации  денежно-кредитной  политики,  оставаясь  в  условиях открытой  экономики  Республики  Беларусь  эффективным  инструментом обеспечения  конкурентоспособности  отечественных  производителей  и важным ценовым сигналом для экономики. Стабильность  обменного  курса  белорусского  рубля  оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание  импортируемой  инфляции  и  снижение  инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля  в  качестве  средства  сбережения,  а  также  является  важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

В 2011 – 2015  годах  сохранится  режим  привязки  обменного  курса белорусского  рубля  к  стоимости  корзины  иностранных  валют. При  этом не  исключается  возможность  совершенствования  самого  механизма корзины (в  частности,  пересмотр  долей  иностранных  валют,  ежегодное уточнение  центрального  значения  и  ширины  коридора  колебаний стоимости корзины).

Основным  направлением  повышения  эффективности  курсовой политики  станет  постепенный  переход  к  более  гибкому  формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности  экономики.  Повышение  гибкости  обменного  курса белорусского  рубля  в  рамках  режима  привязки  к  корзине  иностранных валют  позволит  более  взвешенно  реагировать  на  колебания  курсов основных  мировых  валют  и  создавать  стабильные  условия  для осуществления  внешнеторговых  и финансовых  операций. В  то же  время Национальный  банк  будет  противодействовать  явлениям  спекулятивного характера  на  валютном  рынке,  противоречащим  фундаментальным факторам  курсообразования,  и сглаживать  резкие  колебания обменного курса белорусского рубля.

Важнейшими  условиями  сохранения  устойчивости  действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение  сальдо  внешней  торговли  товарами  и  услугами,  достижение его  положительного  уровня  к 2015 году,  а  также  приток  в  страну иностранного  капитала  в  значительных  объемах,  преимущественно  в форме прямых иностранных инвестиций. Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему  совершенствованию  денежно-кредитной  политики  в направлении  установления  в  качестве  ее  главной  цели  ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных  целевых  ориентиров,  таких  как  поддержание  финансовой стабильности,  которая  кроме  ценовой  стабильности  предполагает  и надежную  работу финансовых  рынков  и  институтов,  позволит  повысить ее эффективность.

Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в  первую  очередь  будут  направлены  на  достижение  приоритетной  цели монетарной политики. Операционным  ориентиром  монетарной  политики  по-прежнему останется  ставка  однодневного  межбанковского  рынка  в  белорусских рублях.  Национальный  банк  будет  стремиться  формировать  среднюю стоимость  краткосрочных  ресурсов  на  денежном  рынке  на  уровне, приближенном,  как  правило,  к  ставке  рефинансирования Национального банка.

Наряду с этим продолжится  решение следующих задач:

  • дальнейшее  совершенствование условий для своевременного проведения банками платежей клиентов;
  • ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка;
  • содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Для  повышения  эффективности  инструментов  регулирования текущей ликвидности банков и содействия   своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:

  • увеличить  возможности  банков  по  использованию  стандартных

инструментов  для  регулирования  своей  ликвидности  на  основе расширения форм приемлемого обеспечения;

  • распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований,  подлежащих  депонированию банками в

Национальном банке;

  • сузить  границы коридора,  задаваемого ставками  по  постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности,  и придать

ему симметричность относительно ставки рефинансирования;

  • совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах  регулирования  текущей  ликвидности  и  влияющих  на  нее факторах.

Национальный  банк  намерен  использовать  преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:

  • постоянно  доступные  и  двусторонние  операции,  основная  роль

которых  по-прежнему  заключается  в  ограничении  колебаний   17 краткосрочных  ставок  денежного  рынка  рамками  коридора,  задаваемого ставками по данным операциям;

  • операции на открытом рынке, проводимые на  аукционной основе и

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь