Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:50, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

Содержание работы

1. Законодательное обоснование внешнеторговой деятельности Российской Федерации………………………………………………………...3
1.1 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности……………………………………………………………………4

2. Методы государственного регулирования………………………….5
2.1 Тарифные методы…………………………………………….6
2.2 Нетарифные методы………………………………………….8

3. Система внешнеторгового регулирования России…………………9

Заключение………………………………………………………………16

Литература……………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Копия Реферат Гос.регулирование.docx

— 43.92 Кб (Скачать файл)

 

Экономический факультет

Специальность: Финансы и  кредит

Кафедра экономики

 

 

 

 

ЭКСТЕРНАТ

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Международные  экономические отношения

на тему: Государственное  регулирование внешней торговли

 

 

 

2009

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Содержание………………………………………………………………2

 

1. Законодательное обоснование внешнеторговой деятельности Российской Федерации………………………………………………………...3

1.1 Мероприятия, содействующие  развитию внешнеторговой деятельности……………………………………………………………………4

 

2. Методы государственного регулирования………………………….5

2.1 Тарифные методы…………………………………………….6

2.2 Нетарифные методы………………………………………….8

 

3. Система внешнеторгового регулирования России…………………9

 

Заключение………………………………………………………………16

 

Литература……………………………………………………………….18

 

1. Законодательное  обоснование внешнеторговой деятельности Российской Федерации

 

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации  и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных  интересов российских производителей  и потребителей товаров и услуг; 

2) равенство и недискриминация  участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено  федеральным законом; 

3) единство таможенной  территории Российской Федерации; 

4) взаимность в отношении  другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения  обязательств Российской Федерации  по международным договорам Российской  Федерации и осуществление возникающих  из этих договоров прав Российской  Федерации; 

6) выбор мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для участников внешнеторговой  деятельности, чем необходимо для  обеспечения эффективного достижения  целей, для осуществления которых  предполагается применить меры  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного  вмешательства государства или  его органов во внешнеторговую  деятельность и нанесения ущерба  участникам внешнеторговой деятельности  и экономике Российской Федерации; 

10) обеспечение обороны  страны и безопасности государства; 

11) обеспечение права на  обжалование в судебном или  ином установленном законом порядке  незаконных действий (бездействия)  государственных органов и их  должностных лиц, а также права  на оспаривание нормативных правовых  актов Российской Федерации, ущемляющих  право участника внешнеторговой  деятельности на осуществление  внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения  методов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на  всей территории Российской Федерации. 

 

В данном законе зафиксировано  также положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее  благоприятный, чем режим, предоставляемый  аналогичным товарам российского  происхождения.

Специально сформулированы положения о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

 

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного  дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались  такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные  в рамках ВТО и Международной  таможенной организации.

В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает  таможенные режимы, порядок таможенного  оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность  за это также предусмотрены специальными разделами.

В Таможенном кодексе даются определения основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются  такие вопросы, как страна происхождения  товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

 

1.1 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Правительство Российской Федерации  и органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в рамках своей  компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:

1) кредитование участников  внешнеторговой деятельности;

2) функционирование систем  гарантий и страхования экспортных  кредитов;

3) организацию торговых  выставок и ярмарок, специализированных  симпозиумов и конференций и  участие в них; 

4) проведение кампаний (в  том числе рекламных) по продвижению  российских товаров, услуг, интеллектуальной  собственности на мировые рынки. 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы государственного  регулирования

 

К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся:

1) таможенно-тарифное регулирование; 
2) нетарифное регулирование; 
3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 
4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные Федеральным законом.

Среди многочисленных доводов  в пользу введения ограничений вообще и таможенно - тарифной защиты в частности, используется положение о необходимости защиты нарождающейся национальной промышленности.

Смысл создаваемой защиты промышленности сводится к следующему. 
Утверждается, что страна обладает сравнительными преимуществами в производстве какого-либо товара, однако в связи с отсутствием знаний и незначительного начального объема производства промышленность не может начать его выпуск. Поэтому необходима временная защита, так как промышленность находится на этапе становления. Трудно предположить, что вновь создающаяся промышленность может на равных выдержать конкурентную борьбу с развитым производством другой страны. После того как промышленность сможет достигнуть «зрелого» или «развитого» уровня, обеспечить массовость производства, защита может быть снята.

Протекционизм - экономическая политика данной страны, стремящейся оградить свой внутренний рынок от проникновения импорта в интересах развития внутреннего производства и ограждения отечественных предпринимателей от иностранной конкуренции. Протекционизм осуществляется как с помощью повышения ставок ввозных таможенных пошлин, так и путем нетарифных мер внешнеэкономического регулирования.

 

2.1 Тарифные методы

 

Таможенный тариф –  основополагающий инструмент протекционистской  политики. Таможенно-тарифное регулирование  – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального  торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Таможенная пошлина –  обязательный взнос, взимаемый таможенными  органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта  или экспорта.

По объекту обложения таможенные пошлины делятся на:

- Импортные – накладываются  на импортные товары, при выпуске  их для свободного обращения  на внутреннем рынке страны. Являются  преобладающими пошлинами во  всех странах. На начальном  этапе развития капитализма с  помощью импортных пошлин обеспечивались  налоговые поступления; сейчас  их значимость резко сократилась,  а фискальные функции выполняют  другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово- экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.

- Экспортные – пошлины,  которые накладываются на экспортируемый  товар. В соответствии с нормами  ВТО применяются крайне редко,  обычно в случае больших различий  в уровне внутренних регулируемых  цен и свободных цен мирового  рынка на отдельные товары  и имеют целью сократить экспорт  и пополнить бюджет.

- Транзитные – пошлины,  которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через  территорию данной страны. Вводятся  крайне редко и используются  как средство торговой войны.

 

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющем собой список (или реестр) облагаемых таможенными пошлинами товаров. По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Если первоначально существовала только одна ставка пошлины, накладываемая на все импортированные товары, и тариф был одноколонным, то впоследствии начали широко использоваться и многоколонные тарифы.

При одноколонном (простом) тарифе величина пошлины едина вне  зависимости от страны происхождения  товара. Недостаток такого тарифа связан с тем, что он не позволяет гибко  менять величину пошлин и использовать их при решении торгово-политических задач.

В настоящее время все  страны имеют многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товара две или большее количество ставок. В таком сложном тарифе обычно наибольшей является генеральная, или автономная, пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений

Многоколонный тариф позволяет  использовать таможенные пошлины дифференцированно  в зависимости от конкретного  торгово-политического режима, применяемого в отношениях с конкретной страной (группой стран).

Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, т. е. товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы.

Таможенные тарифы промышленно  развитых стран строятся так, чтобы  уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени  обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного  хлопка отсутствует, т. е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она  увеличивается до 7—9%, а для изделий  уже может достигать 20%.

Таким образом, английский производитель  хлопчатобумажных изделий, покупая  беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную  величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно  или с минимальными пошлинами.

Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается  тем больше, чем выше разница между  величинами пошлин на готовое изделие  и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие.

Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители  же вынуждены покупать импортные  товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого  производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли