Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:50, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

Содержание работы

1. Законодательное обоснование внешнеторговой деятельности Российской Федерации………………………………………………………...3
1.1 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности……………………………………………………………………4

2. Методы государственного регулирования………………………….5
2.1 Тарифные методы…………………………………………….6
2.2 Нетарифные методы………………………………………….8

3. Система внешнеторгового регулирования России…………………9

Заключение………………………………………………………………16

Литература……………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Копия Реферат Гос.регулирование.docx

— 43.92 Кб (Скачать файл)

Общий объем субсидий был  значительным и составлял 7,5% ВНП России в 1992 г. Уровень субсидирования колебался от 60% по импорту продовольствия до 90% при закупке оборудования не переработке сельскохозяйственных товаров.

 Источниками субсидирования  обычно являются получаемые правительством  от иностранных государств банков  или международных организаций.  На практике система субсидирования  далеко не всегда выполняет  свои задачи и оправдывает  вложенные в нее средства. Минуя  намечаемых потребителей, товары попадают в коммерческую торговлю, где продаются, по рыночным ценам. Это особенно часто происходит с продовольственными товарами и медикаментами. Что касается станков, оборудования и запасных частей, то их распределение не по назначению менее типично, однако и здесь зачастую происходит перепродажа импортных товаров на биржах.

Неценовые методы регулирования  внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации  экспортеров и специальный экспортный контроль.

Наиболее значимый из перечисленных  методов— квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего  рынка Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения товаров при которой экспорт осуществлялся только в том случае, если товары производились в избытке по сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение, необходимого количества валюты для оплаты запланированного импорта.

Квоты распределяются Министерством  внешних экономических связей. В начале 90-х годов на долю Росконтракта (отделение бывшего Госплана) приходилось около 50% всех разрешенных объемов экспорта; из этого количества предприятия получили около 30—35%, приблизительно 10% пришлось на регионы и приблизительно 3—5% продавалось на аукционах.

Непосредственное осуществление  поставок на экспорт производится Росконтрактом  через общероссийские объединения. Вырученные средства используются для оплаты централизованного импорта и выплаты государственного долга. Главными источниками поступления валюты по линии Росконтракта служат нефть и газ, обеспечивающие около 40% всего экспорта на России, некоторая часть квот передается регионам. Такие квоты обычно выделяются местному руководству и используются в качестве средства стимулирования со стороны центрального правительства отдельных регионов.

В дополнение к перечисленным  задачам лицензионная система России контролирует вывоз запрещенных международными организациями товаров (наркотиков» расщепляющихся материалов, товаров военного назначения). Россия согласилась подчиняться правилам Координационного Комитета по контролю за экспортом (КОКОМ), накладывающим ограничения на экспорт и лицензирование продукции двойного назначения. Лицензии на экспорт вооружения предоставляются Министерством внешних экономических связей после одобрения Министерством экономики.

Еще одной формой нетарифных ограничений является предоставление права на экспорт стратегически важных товаров только зарегистрированным экспортерам. Около 200 наиболее крупных внешнеторговых организаций и предприятий обладают правом экспорта товаров, значащихся в официальных списках. Все другие экспортеры стратегически важных товаров обязаны осуществлять экспорт по линии 'этих официально зарегистрированных экспортеров, взимающих комиссию, не превышающую 2% стоимости товара. Официально такая практика объясняется необходимостью обеспечить контроль за получаемой экспортерами валютой и помочь мелким предприятиям, стремящимся выйти на внешний рынок, но не обладающим соответствующими возможностями» получить Информацию о специфике рынка. Фактически же такая система приводит к ограничениям в развитии рыночных структур, стимулирует монополию и концентрацию производства. В результате система сбыта концентрируется в руках небольшого числа экспортных организаций и не обеспечивает создание рыночной структуры, которая могла бы гибко реагировать на изменение цен.

Экспортное квотирование поставок нефти, дополненное системой «зарегистрированных» экспортеров, представляет собой наиболее одиозный рудимент бывшей государственной монополии. Оно вызывает вполне обоснованную озабоченность сторонников развития рыночных отношений в России, а, также представителей международных организаций, ведающих распределение программ финансовой поддержки реформам в России. Вопросы внешнеторгового, регулирования стали камнем  преткновения в переговорах о кредитах международных \финансовых организаций на начало 1995 г.

Отменив под нажимом международных  органов систему  экспортных  квот  на  нефть, российской правительство  фактически снова вернулось к  этой системе через месяц, поставив этот экспорт в зависимость от баланса производства и потребления нефти на внутреннем рынке».

Что касается системы лицензирования импорта, то она Ориентирована не столько на ограничение импорта  как Лакового, сколько на защиту здоровья и жизни граждан. Лицензионная система контролирует ввоз промышленных отходов и химикалий. Лицензии выдаются Министерством сельского хозяйства и охватывают около 3% импорта. Однако в ряде случаев требуется сертификат качества ввозимого товара (особенно это относится к продовольственным товарам).

Общий вывод, касающийся системы  государственного регулирования внешней торговли в России, заключается в том, что она охватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высоким уровнем дифференциации. Существующее, с одной стороны, значительное расхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможным беспрепятственный Допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны, различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом.

Отечественные производители  защищены не столько высокими импортными пошлинами, сколько дешевизной сырья  и действенным экспортным контролем  за его вывозом. Такая поддержка производителей требует дотаций на импорт машин и оборудования, ведет к значительным государственным расходам.

Регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны  и противоречивы; они отражают, в  свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса.

 

 

 

Заключение

 

В соответствии со ст.13 Федерального Закона «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» внешнеторговая политика осуществляется посредством  таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования экономических операций. Иные методы регулирования путем  вмешательства и установления различных  ограничений органами государственной  власти РФ и ее субъектов не допускается. В этом же Законе (ст.4) закреплен  приоритет экономических мер, среди  которых центральное место занимает таможенный тариф.

В Законе «О таможенном тарифе»  сформулированы основные цели таможенного  тарифа. В качестве одной из них  определена рационализация товарной структуры  ввоза товаров в Россию. Как  правило, снижаются или полностью  отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время  сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить  конкуренцию отечественным производителям. Еще одной задачей таможенного тарифа в Законе названа защита экономики России от неблагоприятного иностранной конкуренции. Тариф – средство стимулирования отечественного производства.

Тариф – важный источник бюджетных доходов. Кроме того, таможенный тариф выполняет еще одну важную на сегодняшний день функцию –  обеспечение экономической безопасности России, под которой понимается состояние  экономики, гарантирующее достаточный  уровень социального, политического  и оборонного существования и  прогрессивного развития РФ, неуязвимости и независимости ее экономических  интересов по отношению к возможным  внешним и внутренним угрозам  и воздействиям.

Наконец, еще одной задачей  таможенного тарифа является обеспечения  условий для эффективной интеграции России мировую экономику. Эта задача не только тарифной, но и таможенной политики в целом.

Действующий в настоящее  время таможенный тариф в значительной мере стимулирует приток иностранных  инвестиций именно в производство, ориентированное на внутренний рынок. Уровень ставок таможенных пошлин, применяемых в отношении готовых  изделий, выше уровня выше уровня ставок для подавляющего большинства сырьевых товаров или комплектующих изделий  в 2-5 раз. Для сырьевых товаров и  комплектующих изделий установлена  минимально возможная ставка пошлины  в размере 5%, в то время как  для большинства части готовых  изделий она составляет максимально  возможную величину в 30%.

Таможенный тариф во всем мире является одним из важнейших  инструментов структурного регулирования  экономики. Между тем возможности  российского таможенного тарифа выполнять данную функцию недостаточны и настоящее время они обнаруживают тенденцию к дальнейшему сужению. Во-первых, степень его дифференциации в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых стран, где число тарифных позиций превышает 10 тысяч. Диапазон ставок российского тарифа узок – от5 до 30%.

Несмотря на все недостатки действующего таможенного тарифа, таможенно- тарифное регулирование в России создается не вопреки, а на базе мировой  традиции, отражает стремление России стать полноправным членом мирохозяйственных  связей, реально участвуя в принятии глобальных экономических решений.

 

Литература:

 

1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Владос, 2001. - 370 с.

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/Под ред.Н.Н. Ливенцева.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.-256 с.

3. Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 458 с.

4. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая  деятельность. - М.: Инфра-М, 2003. - 446 с.

5. Управление внешнеэкономической  деятельностью хозяйствующих субъектов  в России / Под ред. Э.Э. Батизи. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 428 с.

 


Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли