Гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить способы разрешения и особенности межнациональных конфликтов, на основе научного анализа разработать рекомендации относительно путей разрешения межнациональных конфликтов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить межнациональные конфликты как актуальную социально- психологическую проблему;
- определить сущность межнациональных конфликтов и их типологию, проанализировать принципы классификации межнациональных конфликтов;
- исследовать причины конфликтов и их индикаторов;
- изучить специфику межнациональных конфликтов на примере гражданской войны;
- изучить опыт зарубежных стран в разрешении конфликтов;

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………………….3
1. Межнациональные конфликты как важнейшая социально -
психологическая проблема………………………………………….………….6
1.1 Сущность межнациональных конфликтов и их типология…………..…..6
1.2 Принципы классификации межнациональных конфликтов……………..9
1.3 Исследование причин конфликтов и индикаторов
межнациональных конфликтов………………………………………………..11
2. Исследование специфики гражданских войн как одного из
направлений межнациональных конфликтов……………..…………………17
2.1 Анализ понятия гражданская война как социально –
психологического явления…………………………………...……………...17
2.2 Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской
войны в России………………………………………………………………...20
3. Пути разрешения межнациональных конфликтов………………….…….26
3.1 Международный опыт в области преодоления
национальных конфликтов………………………………………..…………..26
3.2 Рекомендации в области преодоления межнациональных
конфликтов………………………………………..…………………..………..31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………37

Файлы: 1 файл

0652702_3F01F_grazhdanskaya_voina_kak_sposob_razresheniya_mezhnacionalnyh.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

  Первый этап – с 25 октября 1917 г. по май 1918 г.

 Второй этап –  с лета 1918 г. до конца 1920 г[12, c. 24].

Таким образом, причины  гражданской войны в нашей  стране нельзя сводить к поискам  однозначных ее виновников, а следует  рассматривать как результат  многоэтапного процесса нарастания и обострения социально-политического  противостояния в российском обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути разрешения межнациональных конфликтов

3.1 Международный опыт в области преодоления национальных

конфликтов

 

Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть более полный, чем это было до сих пор, учёт состояния массового сознания, сложившихся и доминирующих в нём оценок и представлений, связанных с проблемами межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и новации. Даже тогда, когда они явно неадекватны, не учитывать их нельзя. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно-спонтанного, разрушительного. Предвидеть такого рода проявления невозможно, не изучая состояния массового сознания, предшествующего конфликтам.

Ни для кого не секрет, что средства массовой информации существенно  влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому  с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении  важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, пропагандировать примеры не вражды, а дружбы, взаимопомощи, интернационализма и т.п. Трудно считать совершенно безосновательными предложения вообще не муссировать в печати национальный вопрос как политический, а решать национальные проблемы путём развития экономической интеграции, деловой экономической заинтересованности, воспитания чувства духовного единства и т.д. Это позволило бы легче решать сами национальные проблемы.

Одна из важнейших  проблем преодоления конфликтов заключается в том, что само вычленение всех потенциальных возможностей предотвращения, смягчения этнических в своей культурной основе столкновений опирается на философию, культуру гражданского общества, либеральной цивилизации, общества, находящемся на принципиально ином уровне понимания и объяснения мира, чем архаичные этносы, не отделяющие свою жизнь от клочка земли, за который исторически сложившаяся культура санкционирует возможность, необходимость обрекать на гибель сколько угодно людей. Только массовый уход от этих представлений может спасти мир от стремления к взаимному истреблению как средству разрешения конфликтов. Место архаичных представлений должно замещаться представлениями о человечестве как основе, предпосылке и результате решения определяющих внутренних и внешних проблем сообществ.

Разрешение конфликта - это главная цель конфликтологии. В науке отсутствует единая методика разрешения этнических конфликтов, и  это правильно. Хотя в протекании этнических конфликтов много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют реальные люди со своими собственными идеями, страстями, стереотипами, с собственным мировоззрением. Поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддаётся логическому анализу, противоречит здравому смыслу. В качестве лидеров в конфликтных ситуациях, как правило, выступают неуравновешенные, экзальтированные люди, передающие свою конфликтную энергию массам людей. Изучение конфликтов показывает, как часто и как нелепо обе стороны упускают оптимальные возможности для разрешения конфликтов или, по крайней мере, снижения их остроты. Кроме этого, всегда надо учитывать влияние сил, заинтересованных в продолжении конфликта. Поэтому невозможно создать какую-либо универсальную схему или даже набор схем и приёмов для разрешения конфликтов. Разрешение конфликта - всегда творчество.

Западными конфликтологами  разработано немало пособий, рекомендаций по разрешению конфликтов на микросоциальном  уровне (конфликты в семье, в трудовом коллективе). Исследование этих процессов осуществляется в основном методами психологической науки. Разрешение конфликтов на макросоциальном уровне (между государствами, этносами, конфессиями) изучено значительно хуже и не может быть достигнуто только методами психологических приёмов, т. к. в этом случае мы имеем дело не с межличностными, а институализированными конфликтами, хотя между ними имеется немало общего. Психологический фактор стабилизации межнациональных отношений в многонациональном государстве напрямую связан с правовым фактором и заключается в том, что необходимы действенные регулятивные наднациональные правовые средства, общие гражданские нормативы и правила поведения людей. Важно учитывать, что каждый человек несёт в себе черты националиста и интернационалиста. Веками у людей, живущих замкнутыми группами, в ходе естественного отбора вырабатывались инстинкты индивидуальной и групповой защиты, идеи коллективизма, солидарности, альтруизма. Врождённые разнообразные и взаимно противоречащие друг другу инстинкты по-разному представлены в психологии, как разных людей, так и разных народов. С этим надо терпеливо считаться. Регулировать, облагораживать естественные инстинкты общепринятыми нормами поведения - в этом важнейшая функция современного права и морали, будь то групповая или общественная мораль. Важно с научных позиций оценить положительную или отрицательную, в тех или иных обстоятельствах, роль и взаимосвязь этнических факторов и политической ситуации и на этой основе определить пути гармонизации межнациональных отношений. Конфликтологи - авторы многочисленных пособий утверждают, что люди, обученные навыкам разрешения конфликтов на микросоциальном уровне, смогут выступить в качестве посредников конфликтов макроуровня, например, этнических. И в таком подходе есть свой резон: ведь рано или поздно стороны, участвующие в межэтническом конфликте, садятся за стол переговоров, и тогда возникает микросоциальная группа, для работы с которой можно использовать эти многочисленные методики. Однако по опыту даже последних лет мы знаем, что такая работа не всегда имеет позитивный долговременный результат: согласие, достигнутое на переговорах, является недостаточным для больших масс людей, участвующих в этническом конфликте, для масс, которые зачастую готовы идти на многие жертвы «до победного конца»[1, c. 91].

Это, однако, не значит, что  вообще следует отказываться от работы на микросоциальном уровне по разрешению этнических конфликтов. Хотя мировой  опыт разрешения конфликтов свидетельствует  о неспособности разрешения макросоциальных  этнических конфликтов методами, выработанными для микро социумов, однако деятельность с небольшими группами людей способствует снижению общей социальной и этнической напряжённости в конфликтующем сообществе и в конечном итоге создаёт благоприятную почву для разрешения конфликтов политическими средствами.

В принципе, все способы  исхода этнических конфликтов можно  объединить в три группы. Первая - победа одной стороны над другой, т.е. решение проблемы с позиции  силы. Именно на такой результат  этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликтов. Второй вариант - взаимное поражение сторон. Чаще всего такой исход событий возможен, когда стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. Третий способ исхода конфликтов - это взаимный выигрыш (достижение позитивного согласия по основным вопросам и начало интегративного взаимодействия). Такой исход конфликта чаще всего возможен при наличии политической воли к позитивному разрешению конфликта и, как правило, достигается с помощью посредников. Первый способ исхода конфликтов не даёт долговременных результатов, и спустя некоторое время такой конфликт может возникнуть с новой силой. При погашении конфликта вторым способом он переходит в латентное состояние, и также имеет высокую вероятность последующей актуализации. Далеко не всегда можно рассчитывать на третий способ исхода конфликта, особенно если дело касается территориальных конфликтов. Однако именно такой подход может придать конфликту не разрушительное, а созидательное содержание.

Специфика попыток разрешения современных этнических конфликтов заключается в изменении общемировой  обстановки, в том, что сегодня  стремление конфликтующих сторон довести  столкновение до крайних форм взаимного истребления в возрастающей степени входит в противоречие с человечеством в целом, с гуманизацией культуры, с необходимостью решать экологические проблемы, обеспечивать стабильность и развитие. Существует общая озабоченность опасностью перерастания локального конфликта в мировой, общей дегуманизации мира из-за архаизации этнонациональных отношений. Архаическая тенденция вступает в противоречие с общей тенденцией, связанной с возрастанием роли личности, её стремлением к саморазвитию. Преодоление этого рода негативных процессов сопряжено с вмешательством в конфликт третьего участника, т.е. стран с развитым гражданским обществом, или, по крайней мере, стран, стремящихся его утвердить. Новую ситуацию формирует способность развитых стран воспрепятствовать доведению конфликтов до крайних форм, попытки этих стран навязать миру более гуманные смыслы решения.

Немаловажную роль в  урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации  располагают большими возможностями  для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами. Выдвигаемые время от времени различными мыслителями и религиозными деятелями идеи и планы создания единой общечеловеческой религии, способной изжить нетерпимость и установить взаимопонимание между народами, утопичны.

Итогом пути к конституционному решению национальных проблем в современном мире стали следующие выводы:

- национальные споры должны решаться на основе переговоров законным путем;

- национализм ни разу не привел к благосостоянию граждан, но почти всегда приводил к войне;

- наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

К трудным путям снятия национальной принадлежности относятся  попытки предъявить этническое первородство в качестве доказательства права  на территорию (до сих пор имеются  попытки использовать такое право в спорах в Нагорном Карабахе, Курильских островах, перенести их на территорию Крыма и т.д.) Бесперспективно идеологическое принуждение этноса, утверждение его в качестве субъекта в политике, ущемление прав этноса на культурное развитие и т.д. Причем отдаленные последствия таких ограничении могут быть очень сильными (достаточно вспомнить запрет, действующий в Российской империи на изготовление книг на украинском языке)[4, c. 104]

 

3.2 Рекомендации  в области преодоления межнациональных конфликтов

 

Даже в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта. Это предполагает:

во-первых, прекращение  насилия;

 во-вторых, организацию  диалога между сторонами конфликта;

 в-третьих, обеспечение  участия в таком диалоге полномочных  и ответственных представителей  каждой стороны, лучше всего  – государственных органов (а  не, скажем, лидеров экстремистских  групп или «полевых командиров»);

 в-четвертых, формулирование  требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке;

 в-пятых, юридическую  фиксацию итогов каждой из  стадий переговоров, в том числе  поддающихся контролю обязательств  каждой из сторон; в-шестых, максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения. Из перечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Очень важна также роль посредников, о которой будет сказано несколько позже. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами.

А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное  преодоление конфликта интересов  или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов. Скажем, суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут (правда не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы.

Многие межнациональные  конфликты можно в известном  смысле назвать ложными, поскольку  в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов, социально-политический конфликт в любом обществе выполняет определенные функции. Он может воздействовать на формирования нужного равновесия сил в обществе, хотя это равновесие будет носить временный характер. Он может способствовать и более полному выявлению противоположных интересов, переоценке существующих общественных ценностей и норм, а также выявить дисбаланс сил и породить дестабилизацию общества. С учетом этих факторов в демократическом обществе необходим поиск эффективных механизмов, способных предотвратить перерастание конфликтов в деструктивное разрушительное русло с непредсказуемыми последствиями.

Все социальные явления, социальные общности, действия властных структур, политических партий можно рассматривать с точки зрения конфликтов, то есть выяснения определенных разногласий и сплоченности, борьбы и поиска согласия. В этом проявляется двойственная природа конфликта - его разрушительное и, в то же время, созидательное начало, возможность стать фактором разрушения политической системы, а возможно - фактором ее совершенствования и развития.

Анализ конфликтов невозможно подогнать под какую-то единую универсальную схему, что не существует неких универсальных рецептов разрешения конфликтов. Однако практика выработала определенную методологию (систему мер), позволяющую с учетом особенностей каждого конкретного конфликта добиваться его разрешения.

Информация о работе Гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов