Импортная зависимость России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является поиск путей преодоления противоречий, которыми отягощена импортная деятельность в ее современном состоянии. Для достижения этой цели потребовалось решение следующих задач:
- охарактеризовать условия и тенденции развития импортной деятельности России в период 2009 – 2010 гг.
- выявить причины импортной зависимости России;
- предложить пути решения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…..3
Глава 1. Состояние российского импорта в настоящее время:…......6
1.1. Объемы российского импорта важнейших товаров России ..…..6
1.2. Товарная структура российского импорта …………………..…..9
1.3. Инструменты торговой политики: тарифные и нетарифные методы регулирования ………………………………..….10
1.3.1. Тарифные методы регулирования……………………………....10
1.3.2. Нетарифные методы регулирования……………………….……13
Глава 2. Проблема импортной зависимости России и пути решения (на примере продовольственного рыка)………………………………….16
2.1 Проблема зависимости и пути решения…………………………….16
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемой литературы………………………………………32

Файлы: 1 файл

импортная зависимость России.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего  воздействия на экономическую ситуацию.      

Итак, с точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском  или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов  используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает  тем самым национальные цены на импортируемый  товар, снижает его конкурентоспособность  и защищает внутренний рынок.     

Цель  фискальных пошлин — преимущественно  обеспечение государственного бюджета  налоговыми поступлениями. Эту функцию  обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень  высокими.     

Таможенные  тарифы включают в себя обычно три  вида пошлин: максимальные, минимальные  и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин (преференциальные) — обычно используются при импорте товаров  из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система  преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров  развивающихся стран.      

В послевоенный период внешнеторговые отношения  стран регулировались главным образом  путем взаимного уменьшения таможенных пошлин. Это направление представлялось главным в регулировании международной  торговли. Так, уровень таможенного  обложения являлся главным предметом  обсуждения на всех семи турах многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ. В результате за прошедший  период удалось снизить уровень  таможенного обложения более  чем на 3/4. В настоящее время  средний уровень ставок тарифов  развитых стран около 6%, развивающихся  — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно  более широких пределах.

Таможенный  союз.     

Одним из направлений развития тарифных методов  регулирования внешней торговли является координатция таможенной политики между странами путем создания зон  свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной  торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины  в торговле между собой, но сохраняют  каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлиную торговлю между странами – участницами союза, но и установлление  единого внешнего таможенного тарифа.      

В настоящее время в мире насчитывается  более 30 различных интеграционных объединений  во всех частях света, абсолютное большинство  которых использует в той или  иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение  – Европейский союз (ЕС), одним  из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного  союза.  

1.3.2. Нетарифные методы  регулирования     

По  сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и  методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения.Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.     

Квотирование     

Наиболее  распространенной формой нетарифного  ограничения является квота, или  контенгент. Квотирование (контенгирование) представляет собой ограничение  в количественном или стоимостном  выражении обьема продукции, разрешенной  к ввозу в страну (импортная  квота) или вывозу из страны ( экспортная квота ) за определенный период.     

Как правило, квотируется импорт товаров  и квота выполняет роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.     

К нетарифным барьерам можно отнести  также государственную монополию  как исключительное право государства  на осуществление определенных видов  внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.п.     

Государственное воздействие распространяется и  на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных  для иностранных инвесторов, участие  национальных кадров в управлении, доступность информации и т.й.     

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного  обьема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран ( так называемая генеральная лицензия).      

Существует  также практика автоматического  лицензирования, когда для ввоза  или вывоза определенных товаров  требуется получить лицензию, что  позволяет государству осуществить  наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В  настоящее время положения ГАТТ/ВТО  разрешают вводить полные ограничения  импорта в случае резкого неравновесного баланса.

Экономические санкции      

Крайней формой государственного ограничения  внешней торговли являются экономические  санкции, например, торговое эмбарго  – запрещение государством ввоза  в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции  по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.     

Рассмотренныее  методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время  широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров  в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений  и др.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблема импортной зависимости России и  пути решения      

2.1. Проблема импортной  зависимости      

Полки продуктовых магазинов сегодня  завалины импортной едой, как в  середине 1990-х. И даже купив отечественную колбасу, н до помнить, что она может на 100% состоять из иностранного сырья. Статистика подтверждает, что импорт продуктов быстро растет, а это признак того, что с продовольственной безопасностью в стране не все в порядке. Наши фермеры наращивают производство, но не успевают: потребление растет быстрее. Вот и приходится «открывать двери» импорту, чтобы сдержать цены.      

В мире стремительно растут цены на продовольствие. Поэтому каждая страна стремится  как можно больше завозить, а вывозить как можно меньше. Россия не исключение. После того как прошлой осенью цены на продукты рванули вверх, власти снизили ввозные пошлины на молоко, сливочное масло, сыр и некоторые  овощи. Естественно, в магазинах  сразу стало больше импортных  товаров.      

Угроза первая: «импорт  губит наших фермеров»     

Выигрыш на короткой дистанции не гарантирует  победу на длинной. Ведь что получилось? Цены осенью росли потому, что наши фермеры производили меньше, чем  мы съедали. Чтобы сдержать цены, мы пустили импорт - и он немедленно ударил по тем же фермерам, которые  не могут конкурировать со своими европейскими коллегами. Там же государство тратит миллиарды евро на субсидии. Ударили по фермерам - они не могут наращивать производство. А потребление растет, значит, снова надо увеличивать импорт. Скоро мы попадем в такую ситуацию, когда соскочить с "импортной иглы" уже будет нельзя.      

Угроза вторая: «такими  бананами сыт не будешь»

Что же такое продовольственная безопасность? Международные соглашения определяют этот термин как "состояние экономики, при котором всем и каждому  гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим продуктам в качестве, ассортименте и объемах, достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и воспроизводства населения страны". Иными словами, мы имеем право требовать от государства, чтобы товары в магазинах были вкусными, полезными и доступными. Можно ли обеспечить это при нынешней зависимости от импорта?      

Беда  в том, что в Россию по-прежнему везут в основном некачественные и недорогие продукты. Американские окорочка у нас дешевле российских, а вопрос об их качестве и возрасте можно задать только заокеанским  морозильным камерам. А в мороженом  импортном мясе, из которого у нас  делают колбасу (так называемая блочка), можно обнаружить самые неожиданные  части тела, причем разных животных. Бразильская говядина на поверку  оказывается мясом неизвестного происхождения.     

Наши  пельмени на 70% из импортного сырья. При  этом речь идет не только о мясе, но и о других ингредиентах. Например, наши производители активно используют импортную сою. Причем далеко не самую  качественную - кормовую.     

Порою заграничные продукты питания бывают просто опасны для здоровья. Недобросовестные экспортеры поставляют нам продовольствие, зараженное самыми опасными бактериями - от сальмонеллы до кишечной палочки. А иногда, не мудрствуя, сплавляют  обычную тухлятину. Конечно, нельзя сказать, что этими нарушениями  грешат только заграничные продукты. Но, судя по отчетам Россельхознадзора, их доля - основная.     

Наши прилавки завалены китайской рыбой. И хорошо, если это  просто переработанный российский продукт. А если эта рыба "приплыла" к  нам прямо из китайской реки, где  в силу ужасающей экологии «давно уже водятся одни мутанты?!»     

Угроза третья: «кругом  враги»     

Как бы ни улыбались сторонники глобализации, зависимость от импортных продуктов  делает страну уязвимой для врагов.      

У нас уже есть не потенциальные  враги, а самые настоящие, реальные. Это - все другие страны, которые  защищают свои экономические интересы. Глобальная конкуренция - это вечный бой, и побеждают в нем те, кто умело защищается и вовремя нападает. К сожалению, мы невсегда выигрываем. Свежий пример - прошлогодняя инфляция.     

Богатеющий  Китай резко увеличил потребление  продуктов. На мировом рынке спрос  превысил предложение, и цены резко  пошли вверх. А что мы? Мы могли  бы защититься экспортными пошлинами, не дать хотя бы вывозить наше зерно  на продажу китайцам. Но сделали  это слишком поздно. В итоге  цены на хлеб выросли, наша экономика  пострадала от инфляции. Пострадал  каждый гражданин России, который  покупает продукты. А потом еще  наш бюджет понес прямой ущерб  от того, что пришлось снизить ввозные  пошлины. На войне как на войне.

А вот если бы наши фермеры производили  достаточно продуктов, а наше правительство  вовремя вводило пошлины, этого  можно было бы избежать. Вот еще  пример: цены на сухое молоко в мире в прошлом году выросли на 100%. А большинство наших производителей на нем и сидят. В итоге если раньше литровый пакет в зависимости  от жирности обходился в 15-20 рублей, то теперь - в 20-30 рублей. Так, с молоком, ценовая война пришла в каждый дом.      

Угроза четвертая: «биоэтанол»

Мировой спрос на продукты быстро растет. И  дело не только в прожорливых китайцах, но и в массовом увлечении альтернативными  видами энергии: по всему миру зерно  перегоняют на топливо для машин - биоэтанол. Все наши мясопереработчики используют импортную говядину и свинину, которая в последнее время дорожает из-за дефицита кормового зерна. Это у нас оно полностью идет на корм скотине, а на Западе из него делают горючее. Вот и получается, что цены на наши колбасы и сосиски зависят от того, насколько активно заграница осваивает альтернативные источники энергии.      

Ситуация  досадная, но объективная. Избавиться от импортной зависимости мы пока не можем. Несмотря на то что общее  производство мяса в стране увеличивается (в прошлом году - на 9,3%), потребление  растет быстрее. Поэтому России приходится закупать за рубежом треть необходимого количества свинины, 40% курятины и 35% говядины. Снова получается, что единственное наше спасение - поднимать собственное  производство. Тем более что при  наших размерах лесов, полей и  рек мы сами этого этанола можем  выпускать неограниченное количество. Но не выпускаем. Почему?     

Угроза пятая: «фермеров не хватает»     

Если  внимательно посмотреть на все перечисленные  угрозы, становится ясно, что защита от них одна - надо наращивать собственное  производство. Самая главная угроза нашей продовольственной безопасности в том, что у людей не хватает  стимулов заниматься сельским хозяйством. Целые отрасли являются сегодня  нерентабельными. Так, например, крестьяне  не хотят заниматься молочным животноводством. Слишком велик срок окупаемости - не менее пяти лет. Итог - производство крупного рогатого скота на убой уменьшилось  в прошлом году на 0,8%.     

Информация о работе Импортная зависимость России