Индокитайский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Еще одной основной причиной случившегося Наварр называет недоработку разведки. Нет, в этом направлении его люди в Индокитае работали как надо, однако данные, поступавшие «от других организаций» (как можно предположить, из французских национальных разведывательных агентств), в том что касается участия китайцев и, прежде всего, замыслов главного командования Вьетминя, оказывались недостаточными. Он делает также упор на «утечки» из правительственных кругов Франции и прессы, которые помогали Зиапу быть в курсе планов французов.

Содержание работы

1. Внутренние и внешние факторы победы Вьетнама в войне с Францией 1946-1954 гг….3
2. Женевские соглашения по Индокитаю и их последствия. ………………………………...5
3. Политика США и СССР в Индокитайском конфликте. Влияние китайского фактора на события в Индокитае. Причины поражения США во Вьетнаме……...…………………………6
4. Заключение…...……………………………………………………………………………....13
5. Список использованной литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

доклад2.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

Женевское совещание знаменовало начало следующего этапа национально-освободительного движения в Индокитае – периода  борьбы его народов за дальнейшую демократизацию политической жизни  государств Индокитая, за их развитие по пути экономического и социального  прогресса.

 

Политика США и СССР в Индокитайском  конфликте. Влияние китайского фактора  на события в Индокитае. Причины  поражения США во Вьетнаме.

 

В 40-х годах отношение СССР и  США к национальному освобождению колониальных стран было сходным  хотя бы в том, что касалось негативной позиции в вопросе о сохранении Французской, Британской и Нидерландской  колониальных империй. Параллелизм  советского и американского подходов не остался незамеченным исследователями. «Казалось, что к политике Британии Соединенные Штаты относятся  даже более подозрительно, чем к  политике России», — отмечалось в  изданной под эгидой министерства иностранных  дел Великобритании «Истории британской внешней политики».

Сдержанность  до начала 50-х годов была характерна для СССР и США в подходе  к конфликту во Французском Индокитае. По решениям Потсдамской конференции  капитуляцию японских сил к югу  от 16 параллели в Индокитае принимали  британские войска, к северу — китайские. Британия выступала за сохранение колониального  статуса Индокитая, Китай негативно  относился к французскому присутствию  у своих границ, а США и СССР лавировали, стремясь обеспечить cебе поддержку Британии и Франции в европейских вопросах.

Москву  и Вашингтон устраивала позиция  Чан Кайши, который стремился  сплотить на антииностранной основе всех вьетнамских националистов. Поддерживая некоммунистические силы, китайское руководство было, однако, терпимо и к местным коммунистам во главе с Хо Ши Мином, который, провозгласив в сентябре 1945 г. на территории Тонкина (Северный Вьетнам) Демократическую Республику Вьетнам, удерживал в ней власть в течении всего времени пребывания во Вьетнаме китайских войск. Вьетнамские коммунисты смогли временно распространить свой контроль на юг, заняв Сайгон до прибытия туда британских оккупационных войск. Однако задачей Британии была передача власти французским властям, и отряды коммунистов были оттеснены обратно на север.

Хо  Ши Мин не доверял Китаю и стремился добиться международного признания, что было невозможно без компромисса с Францией. В марте 1946 г. после ухода китайских войск из Вьетнама между вьетнамскими коммунистами и французским правительством было достигнуто соглашение. Париж признал Хо Ши Мина главой ДРВ на территории Тонкина и Аннама (Северного и Центрального Вьетнама) при условии вхождения ДРВ в Индокитайскую Федерацию, которая включалась во Французский Союз — французский аналог Британского Содружества. Хо Ши Мин был не удовлетворен таким урегулированием. Он настаивал на включении в состав ДРВ также и южной части Вьетнама, Кохинхины. Но французские власти не хотели терять прямой контроль над самым богатым районом страны. Отказ удовлетворить требования Ханоя спровоцировал затяжной вооруженный конфликт Франции с ДРВ, который начался в декабре 1946 г.

При этом ДРВ пыталась заручиться поддержкой США, прося в обращениях к президенту Г. Трумэну содействовать Вьетнаму в приобретении международного статуса, подобного тому, что был предоставлен в 1946 г. Филиппинам. Но в Вашингтоне не хотели ни отчуждения с Францией, ни усиления коммунистов во Вьетнаме. Как отмечает австралийский исследователь Р. Томпсон, США оставались нейтральными в Индокитайском конфликте, по крайней мере, до 1949 г. От активной поддержки Хо Ши Мина уклонялась и Москва. Советскому Союзу было не выгодно создавать трудности для французского правительства, которым в первые послевоенные годы руководили социалисты. СССР был слишком заинтересован в сотрудничестве с Парижем в предотвращении ремилитаризации Германии, чтобы осложнять отношения с ним из-за Вьетнама, который тогда не представлял для СССР особого интереса.

Параллелизм курсов заметен и в отношении  СССР и США к ситуации в Индонезии. Независимость этой голландской  колонии была провозглашена лидером  индонезийских националистов Ахмедом  Сукарно в августе 1945 г. после известия о капитуляции Японии. Хотя прибывшие в Индонезию британские и австралийские войска взяли под контроль главные острова архипелага, они не вступали в борьбу с самопровозглашенным режимом и к апрелю 1946 г. покинули индонезийскую территорию, передав власть голландской администрации. В ноябре 1946 г. А. Сукарно и голландские власти договорились о создании двух федеративных частей Индонезии — одной под властью националистов, другой — под управлением колониальной администрации, с тем чтобы к 1949 г. обе части образовали единое федеративное государство Соединенные Штаты Индонезии под верховенством нидерландской короны.

Но 20 июля 1947 г. в Индонезию прибыл стотысячный  голландский контингент для проведения «полицейской акции» с целью установить контроль над частями страны, находившимися  под властью А. Сукарно. Международное сообщество высказалось за мирное решение спора. США и СССР также выступили за переговоры. В январе 1948 г. на борту американского военного корабля «Ренвиль» представители Индонезии и Голландии подписали соглашение о прекращении огня. Но в сентябре того же года в стране произошла новая вспышка нестабильности, вызванная выступлением против А. Сукарно местных коммунистов. Правительство националистов подавило это восстание. Голландия попыталась воспользоваться случаем для проведения в декабре 1948 г. второй «полицейской акции». Однако США выступили против Голландии еще более энергично, убедившись в антикоммунистической настроенности А. Сукарно: Вашингтон пригрозил прекратить помощь Голландии по «плану Маршалла». В августе-ноябре 1949 г. после переговоров «круглого стола» в Гааге было выработано соглашение о создании фактически независимой Индонезии под властью А. Сукарно и номинальным главенством королевы Нидерландов.

Как явствует из документов Совета национальной безопасности США, на рубеже 50-х годов  американская администрация испытывала потребность в партнерстве с  какой-либо из крупных освободившихся стран и рассматривала кандидатуру  Индонезии как одну из наиболее привлекательных. В США полагали, что, освободившись от власти Голландии, эта страна «хочет последовательно и искренно проводить политику 'независимости' между советским блоком и свободным миром» и считали возможным ее в этом поддерживать.

Не  было повода для конфронтации СССР и США и в Малайе. В этой стране восстановление британского правления  было встречено лояльно. В 1947 г. малайцы  составляли меньшинство в своей  стране (43,5%) при 44,7% китайцев и 10,3% индийцев. Малайская аристократия, получившая английское образования, составляла высший слой местного общества, а индийцы и китайцы — его низы. Малайская элита была в целом привержена британской короне, а среди китайского населения были сильны левые настроения, отражавшие недовольство угнетенным положением этой группы — хотя 31% малайских китайцев были уже местными уроженцами, они были ограничены в гражданских правах.

Не  удивительно, что компартия Малайи была по этническому составу китайской, являясь одной из сил антияпонского  сопротивления. За четыре недели —  с момента капитуляции Японии до прибытия британских войск —  власть в стране принадлежала прокоммунистической  Малайской народной антияпонской армии. За данный период бойцы этой армии  уничтожили значительное число тех, кто сотрудничал с японским режимом, — в основном представителей малайской  элиты. В ответ начались нападения  на китайские поселения. В течении 1946 г. в стране происходили межэтнические столкновения, которые по форме представали как борьба между коммунистами и экономически обеспеченными группами. Стремясь снизить остроту ситуации, Британия инициировала в Малайе реформы, чтобы ускорить предоставление гражданских прав китайской части населения. Но компартия продолжала борьбу под лозунгом расового освобождения.

Левое движение на Филиппинах тоже не могло  повлиять на советско-американские отношения  хотя бы в силу изолированного положения  о. Лусон, где оно развивалось. В годы войны в этом районе возник очаг антияпонского сопротивления, ядром которого стала Народная антияпонская армия (Хукбалахап). После изгнания японских войск ее отряды не сложили оружия и с 1946 г., когда Филиппины получили независимость, обернули его против местных помещиков-коллаборационистов и филиппинской администрации. Питательной средой восстания были безземельные крестьяне, недовольство которых наложилось на антияпонские настроения. В отличие от Китая и Вьетнама, коммунистические и левые элементы на Филиппинах не ставили радикальной задачи национальной революции, их установки носили гораздо более частный и «прикладной» характер.

Восстание продолжалось до начала 50-х годов, после  чего сошло на нет в результате военного давления и социальных реформ. Движения в Малайе, Индокитае и на Филиппинах в основном воспринимались как прокоммунистические, что вносило недоверие в отношения между великими державами.

Тем не менее, представляется верным мнение А. Ириэ, который подчеркивает, что в целом в первые послевоенные годы в Восточной Азии «и США, и СССР делали ставку на статус-кво», и добавляет: «По крайней мере, до 1949 г. во всех случаях можно заключить, что Ялтинское соглашение обеспечивало в азиатско-тихоокеанском регионе всеобщую системную стабильность, что резко контрастировало с положением в Европе и на Ближнем Востоке, где границы, едва лишь они были очерчены в Ялте, стали игнорироваться».

 

Проблема подконтрольности пространства в условиях войны США во Вьетнаме

Китайский опыт «прорыва в лидеры» был только наиболее ярким проявлением тенденции  к нарастанию сопротивления восточно-азиатских стран попыткам включить их в структуру двудержавного регулирования. Малые и средние страны региона прибегали к поддержке более мощных держав. Но, во-первых, они, скорее, пытались играть на противоречиях между ними, чем становиться сателлитами одной из них; во-вторых, государства региона сохраняли представление о ценности «самопомощи», то есть способности самостоятельно или при увеличивающейся доле собственных усилий решать национальные задачи; в-третьих, они сохраняли автономность в сфере восприятия региональных реалий.

Абсолютизация коммунистической угрозы в последние  годы администрации Д. Эйзенхауэра  приобрела такую форму, что в  январе 1961 г., передавая власть Дж. Кеннеди, он завещал: «Лаос был ключом ко всей зоне Юго-Восточной Азии. ... Если мы позволим Лаосу пасть, нам придется сдать и весь этот район». Речь, между тем, шла лишь о том, что в этой маленькой стране продолжалось противостояние правых и левых. Нейтрализм принца Суванна Фумы и его склонность к компромиссу с Патет Лао делали его неприемлемой для США фигурой. Поддержав правых, Вашингтон способствовал отстранению его от власти в 1959 г. Но в результате военного переворота в августе 1960 г. Суванна Фума снова возглавил правительство во Вьентьяне и, пытаясь противостоять давлению правых, установил в сентябре 1960 г. дипломатические отношения с СССР. В ответ правые группы предприняли наступление на столицу, вынудив правительство бежать в Камбоджу. Однако Москва стала оказывать по воздуху помощь Патет Лао, который к маю 1961 г. установил контроль над половиной территории страны.

Соединенные Штаты рассматривали вопрос о  направлении войск в Лаос. Но президент  Дж. Кеннеди счел возможным откликнуться на предложение Н. Сианука возобновить Женевскую конференцию по Индокитаю для мирного урегулирования кризиса. В июле 1962 г. представители 14 стран, включая СССР, США, Британию, КНР, Францию, Бирму, Таиланд, Индию, Канаду, Польшу (последние три — в качестве членов международной контрольной комиссии по соблюдению соглашения) подписали декларацию о нейтрализации Лаоса. В Лаосе было создано коалиционное правительство, включившее в себя представителей основных соперничавших сил. Однако к 1963 г. стало ясно, что страна фактически разделилась на две зоны, контролируемые Патет Лао и правыми группами во главе с Фуми Насаваном.

Ситуация  в Лаосе, второстепенная по значимости и тяготевшая к формуле «буферного»  решения, могла стабилизироваться  и при отсутствии единого правительства. Основным источником разрушительных импульсов  в Индокитае было положение в  Южном Вьетнаме. В 60-х годах злоупотребления  Нго Дин Дьема были очевидны. Хотя в 1959 г. борьбу против правительства начали коммунисты, их поддержали умеренные слои — буддистские организации и общественные группы, среди которых буддизм имел влияние. Раздражение против действий Нго Дин Дьема и членов его семьи, захвативших важные государственные должности, было сильным и в среде военного командования. Попытки президента, опасавшегося заговора, делать частые кадровые перестановки усиливали подозрительность генералитета.

Но  «католический фактор», бывший основой  приязненных личных отношений Нго Дин Дьема с Дж. Кеннеди в пору, когда тот еще был сенатором, мешал Дж. Кеннеди-президенту трезво оценить причины слабости южновьетнамского режима. Между тем, Фронт национального освобождения в 1962 г. выдвинул идею распространить формулу нейтрализации Лаоса на Камбоджу и Южный Вьетнам. Президент Франции Шарль де Голль, с раздражением воспринимавший попытки США «занять место Франции» в Индокитае, поддержал план нейтрализации, но идея не была принята Сайгоном.

В мае-августе 1963 г. по Южному Вьетнаму прошли протесты буддистов против преследований. Затем начались репрессии, в ходе которых около полутора тысяч монахов было арестовано. Это резко обострило обстановку и вызвало негативную реакцию за рубежом. Учитывая неспособность Нго Дин Дьема найти взаимопонимание с умеренными слоями общества, американская администрация санкционировала контакты своих представителей в Сайгоне с группой южновьетнамских военных. Силами последних 1 ноября 1963 г. был осуществлен переворот, в ходе которого Нго Дин Дьем был убит. Через несколько недель в Далласе был убит и президент Дж. Кеннеди.

В декабре 1963 г. новое американское руководство  пришло к выводу о том, что и  новое южновьетнамское правительство  не в состоянии контролировать ситуацию. Попытка военных примирить буддистов  с католиками имела ограниченный успех, а ослабление репрессий способствовало формированию новых политических течений, которые добавили неопределенности. В январе 1964 г. в стране произошел  следующий переворот, но и новое  правительство не обеспечило порядка. Напор оппозиции не ослабевал, а  правительство контролировало не более  половины сельских районов. Были основания  ожидать победы сторонников нейтрализации  Южного Вьетнама, что, по мнению американской администрации, было равнозначно утверждению в нем коммунистов. США склонялись к необходимости вмешательства.

Информация о работе Индокитайский конфликт