Индокитайский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Еще одной основной причиной случившегося Наварр называет недоработку разведки. Нет, в этом направлении его люди в Индокитае работали как надо, однако данные, поступавшие «от других организаций» (как можно предположить, из французских национальных разведывательных агентств), в том что касается участия китайцев и, прежде всего, замыслов главного командования Вьетминя, оказывались недостаточными. Он делает также упор на «утечки» из правительственных кругов Франции и прессы, которые помогали Зиапу быть в курсе планов французов.

Содержание работы

1. Внутренние и внешние факторы победы Вьетнама в войне с Францией 1946-1954 гг….3
2. Женевские соглашения по Индокитаю и их последствия. ………………………………...5
3. Политика США и СССР в Индокитайском конфликте. Влияние китайского фактора на события в Индокитае. Причины поражения США во Вьетнаме……...…………………………6
4. Заключение…...……………………………………………………………………………....13
5. Список использованной литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

доклад2.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

ДРВ тоже была настроена расширить помощь ФНО. При ограниченности собственных  ресурсов Ханой стремился при  этом опереться на поддержку из-за рубежа. Но Советский Союз показал  себя сторонником «буферного» решения. В задачи Москвы не входило обострение отношений с Вашингтоном из-за Северного Вьетнама. В вопросах революционной  войны союзником Хо Ши Мина мог быть Китай. Начало 60-х годов было апогеем вьетнамо-китайского сотрудничества. В 1962 г. северовьетнамское правительство поддержало Пекин в китайско-индийском конфликте. В мае 1963 г. в Ханое побывал Председатель КНР Лю Шаоци, после чего ДРВ солидаризировалась с китайской концепцией войн за национальное освобождение. Ханой отказался присоединиться к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия и осудил его. Эти шаги были восприняты в Москве с неодобрением. Не поддерживая установки на вооруженную борьбу, СССР оказал давление на Вьетнам посредством свертывания предоставляемой ему помощи. В 1964 г. она была сокращена вдвое по сравнению с 1962 г.

Начало  интервенции США изменило ситуацию. 4 августа 1964 г. два американских миноносца  в Тонкинском заливе, войдя в территориальные воды Северного Вьетнама, спровоцировали атаку северовьетнамских катеров. Используя инцидент, администрация Л. Джонсона обратилась в конгресс за разрешением применить силу. Соответствующая резолюция («тонкинская») была принята. В ней говорилось о том, что конгресс «одобряет и поддерживает необходимые меры для отражения нападения на вооруженные силы США и предупреждения дальнейшей агрессии».

Как отмечает американский исследователь  Мин Чен, «в целом новые события ослабили прежнюю уверенность в том, что во Вьетнаме, да и вообще везде, США имеют дело с монолитом коммунистических сил, рвущихся к мировому доминированию. Но поскольку администрация Л. Джонсона продолжала считать советско-китайский раскол семейной ссорой, ей не удалось переориентировать свою политику в отношении обеих коммунистических держав так, чтобы воспользоваться преимуществами вновь образовавшихся трехполярных отношений и изменить свои биполярные представления о ситуации».

Администрация рассматривала две формы вмешательства: бомбардировки территории ДРВ с  целью побудить ее к прекращению  оказания помощи югу [1] и высадку  американских войск в Южном Вьетнаме [2]. Тонкинская резолюция санкционировала и то, и другое. Однако Л. Джонсон не хотел начинать войну в 1964 г., поскольку в ноябре ему предстояло выступать на президентских выборах против «крайнего» республиканского претендента Барри Голдуотера, и он стремился противостоять сопернику в образе сдержанного, ответственного политика.

После переизбрания Л. Джонсона последовала  эскалация. В феврале 1965 г. начались бомбардировки ДРВ, а в июле во Вьетнам были направлены сухопутные части, численность которых к  концу 1965 г. достигла 150 тыс. чел. Касаясь  адекватности решения США, Р. Томпсон, замечает: «Все дело было в том, что  Эйзенхауэр и Кеннеди сделали  Южный Вьетнам вопросом национального  престижа для Соединенных Штатов. Одновременно они приписали этой маленькой стране стратегическое значение, в котором не усомнился и Джонсон».

Администрация Л. Джонсона действовала оглядываясь на предшественников. Президент боялся быть обвиненным в «потере Вьетнама», как в «потере Китая» был обвинен Г. Трумэн. Л. Джонсон, подобно Д. Эйзенхауэру, воспринимал вьетнамскую ситуацию в контексте «теории домино». Но в отличие от них обоих он видел разницу между перспективами общей и локальной войны. Интервенция во Вьетнаме была ограниченным конфликтом, не обязательно — это в Вашингтоне уже знали — сопряженным с автоматическим вовлечением в него СССР и даже Китая.

После прихода к власти в СССР нового руководства Москва стала отходить от линии на минимальное участие  в конфликте. Во-первых, новому руководству  хотелось преодолеть раскол в комдвижении и подтвердить свою способность оставаться его лидером. Во-вторых, СССР смущало отчуждение в отношениях не только с Ханоем, но и Пхеньяном, наметившееся в последние годы пребывания у власти Н. С. Хрущева. Требовались шаги если не для восстановления советского влияния в этих странах, то для предупреждения их блокирования с КНР на антисоветской основе. В-третьих, советское руководство было уязвлено инцидентом, когда американские ВВС нанесли массированный бомбовый удар по Ханою в момент пребывания там с официальным визитом председателя совета министров СССР А. Н. Косыгина 7-8 февраля 1965 г. Как бы то ни было, Советский Союз занял более активную позицию в вопросе оказания поддержки ДРВ. Вместе с тем, СССР не выходил за рамки «буферной» политики.

Одним из проявлений новой линии было адресованное Китаю и Северному Вьетнаму в  апреле 1965 г. предложение о единстве действий в интересах борьбы с  американским вмешательством. Однако этот план не были принят КНР. Ряд исследователей считает, что тем самым КНР стала подавать сигналы, указывающие на ее нежелание содействовать разрастанию войны. Эти сигналы были не сразу распознаны в США. Только в апреле 1966 г. представители американской администрации сделали ряд заявлений, в которых признавали сдержанность китайской политики во Вьетнаме и указывали на отсутствие у США намерения вступать в конфликт с КНР. Аналогичные по смыслу заявления последовали в мае 1966 г. и со стороны китайского руководства, хотя в сентябре 1966 г. КНР повторила свою позицию относительно того, что нападение на ДРВ будет рассматриваться как нападение на Китай (впервые об этом было заявлено после принятия «тонкинской» резолюции в 1964 г.). На фоне этих сигналов в 1966 г. в Варшаве открылись перенесенные туда из Женевы американо-китайские переговоры о нормализации отношений на уровне послов.

С весны 1966 г. поворот к переговорному  урегулированию конфликта под влиянием Москвы обозначился и в политике ДРВ. К январю 1967 г. он стал заметным после того, как Ханой заявил о  готовности вступить в переговоры с  США в случае безусловного прекращения  бомбардировок северовьетнамской территории. Эта позиции была поддержана Советским Союзом. В феврале 1967 г. в ходе визита А. Н. Косыгина в Великобританию глава британского кабинета передал ему адресованное северовьетнамским руководителям послание Л. Джонсона по поводу нормализаций отношений. СССР выступил посредником между США и ДРВ. Однако результатов эта миссия не дала.

Только  в марте 1968 г. в преддверии новой  президентской кампании американские ВВС прекратили бомбардировки Северного  Вьетнама, вслед за чем в апреле начались американо-вьетнамские переговоры. Но вьетнамская сторона затягивала их, используя как мирную передышку. В меморандуме государственного департамента США, представленном в СНБ в январе 1969 г., отмечалось, что «советские возможности влиять на политику ДРВ ограничены твердым намерением Ханоя сохранить максимум свободы маневра внутри разобщенной коммунистической системы и успешно освоенной Ханоем практикой игры на противоречиях между СССР и Китаем, позволяющей ему избегать решающего влияния на его политику со стороны соперничающих между собой обоих его могущественных покровителей». Мнение об устойчивости ДРВ к советскому и китайскому влиянию подтверждали эксперты министерства обороны США, ОКНШ и сотрудники американского посольства в Сайгоне.

В 1968 г. радикализм «культурной революции» в Китае стал слабеть. Сближение  ДРВ с СССР и тенденция к  нормализации отношений СССР с США  в сочетании со страхами, вызванными вмешательством СССР в Чехословакии подтолкнули КНР к пересмотру политики в отношении США. В ноябре 1968 г. МИД Китая выступил с предложением провести переговоры о заключении китайско-американского  соглашения о нормализации отношений  на принципах мирного сосуществования. Это был шаг, адресованный новому американскому руководству, так  как выборы 1968 г. в США выиграл  кандидат республиканской партии Р. Никсон, с 1967 г. известный своим мнением о необходимости перестроить американскую политику в Азии с учетом «реалий в Китае».

После прихода к власти новая администрация  начала уточнять внешнеполитические ориентиры. 21 января 1969 г. СНБ разослал в государственный  департамент, ЦРУ, ОКНШ, а также послу  в Сайгоне меморандум, содержащий ряд оценочных вопросов относительно политики СССР во Вьетнаме. Касаясь  достоверности предположений о  давлении в пользу компромисса с  США, которое Вьетнам мог испытывать со стороны Москвы и Пекина, ответ госдепартамента указывал на критику Китаем посреднических усилий СССР. В документе признавалось, что действия советской стороны в 1967 и 1968 гг. показали, что «СССР использует свое влияние на Ханой своевременно, а также в общем и по существу конструктивно». Выводы ЦРУ совпадали с мнением госдепартамента.

В мае 1969 г. в Париже начались контакты США и ДРВ относительно вывода войск США из Вьетнама. Принципиальное решение о его необходимости  в Вашингтоне уже созрело и  требовалось его политическое обоснование. В июне 1969 г. президент Р. Никсон огласил  новую доктрину политики США в  Азии, в основу которой был положен  принцип «вьетнамизации» войны — то есть перенос основного бремени физического ведения боевых действий с американских экспедиционных войск на части регулярной армии правительства Южного Вьетнама.

Доктрина  Р. Никсона означала, что США снимают  с себя ответственность за устойчивость союзных режимов в Азии силовыми методами. Более того, даже в случае агрессии извне азиатским союзникам  США предстояло принять на себя ответственность  за, так сказать, первую линию своей  обороны. Вашингтон гарантировал «ядерный зонтик», сдерживая опасность вмешательства  со стороны враждебных великих держав. Но урегулировать конфликты с  соседями азиатским странам предстояло опираясь на собственную живую силу, хотя США были готовы оказывать авиационную и военно-морскую поддержку. Новый подход предусматривал и сокращение баз на иностранной территории. Их значение предполагалось сократить за счет использования подвижных баз — подводных лодок и морской авиации. Во всем, что выходило за рамки безопасности непосредственно Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда и Филиппин, американская администрация была склонна искать взаимопонимания с Советским Союзом на базе нейтрализации соответствующих стран и районов.

 

Заключение.

После окончания второй мировой войны  Франция решает вернуть свои владения в Индокитае. Однако в этой ситуации Франция переоценила собственные  силы и недооценила силы противника. В результате чего она потерпела  поражение, а Вьетнам вышел из войны победителем, что и было закреплено на Женевской конференции. На конференции Вьетнам признавался независимым государством, провозглашалась его территориальная целостность, но предусматривалось временное разделение страны по 17 параллели. Это решение противоречит само себе, так при формальном провозглашении территориальной целостности, страна остается разделенной на две части. К северу дислоцировались войска ДРВ, к югу – французский экспедиционный корпус.

В ходе всего конфликта США и  СССР вели сдержанную политику и предпочитали не вмешиваться, т.к. отношения с Францией они больше ценили, чем отношения с Вьетнамом. После ухода Франции из региона, они заняли там ее место. При этом, США рассматривал свою позицию во Вьетнаме как дело национального престижа, а также стремился предотвратить распространение коммунизма с его помощью.

После ликвидации монархии, новая власть объявляет коммунизм вне закона, в связи с чем коммунисты начинают активную борьбу за объединение страны под своим началом. Эти события встревожили США, которые принимают решение вмешаться в дела региона. Внутринациональный конфликт во Вьетнаме рассматривался через призму противоборства социализма и капитализма. СССР решает принять более активное участие в конфликте, с целью поддержать социализм в борьбе с коммунизмом. По мере развития конфликта США лишаются поддержки западных держав, их теперь поддерживают только страны региона, опасающиеся распространения коммунизма. Ситуация для США осложняется и в результате разделения мнений внутри страны, многие американцы начинают ратовать за прекращение военных действий во Вьетнаме. Влияние на США оказывали и те факты, что Китай воспринимал агрессию США во Вьетнаме, как угрозу собственной безопасности, о чем открыто и заявлял, а СССР активно поддерживал вьетнамских коммунистов, не собираясь уступать, что грозило уже крупномасштабным конфликтом. Все это побудило США перевести конфликт в русло переговоров, после этого США начинают вывод войск из региона.

Таким образом, недооценка соотношения сил  во Вьетнаме, а также переоценка собственного влияния в мире и  регионе привела к позорному  поражению США во Вьетнаме, повредила  национальному престижу США, а также  привела к обратному исходу конфликта  – в регионе устанавливаются  прокоммунистические режимы.

 

Список использованной литературы.

1. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). М.: Конверт - МОНФ, 1997. 353 с.

2. Дементьев Ю.П. Политика Франции  в Индокитае., М., 1975

 

3. Дэвидсон Ф.Б.  Война во Вьетнаме. – М.:Изографус, Эксмо, 2002

 

4. Политика США в Азии., М., 1977

 

5. Черкасов Ф. П. Франция и  Индокитай, М., 1976

 


Информация о работе Индокитайский конфликт