Информационная безопасность в практике международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.
В ООН был принят ряд резолюций, направленных на формирование правовых основ и повышение эффективности механизма ООН по поддержанию мира в новой пока еще для международного права области – информационном пространстве.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ИБЗ.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Направление 081100.68 Государственное и муниципальное управление

Магистерская программа «Государственное управление

и национальная безопасность»

Выпускающая кафедра: Кафедра национальной безопасности

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

  «Информационная безопасность в практике международных отношений»

 

 

Автор работы:

студент 3 курса

заочной формы обучения, группа 1,

Токарев Дмитрий Алексеевич


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2014 г.

 

 

В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

В ООН был принят ряд резолюций, направленных на формирование правовых основ и повышение эффективности механизма ООН по поддержанию мира в новой пока еще для международного права области – информационном пространстве.

 

Россия еще в середине 1998 г. предложила США подписать на уровне президентов совместное заявление, посвященное исключительно проблематике международной информационной безопасности. Проект документа предлагал видение современной ситуации в информационной сфере, характеризующейся с одной стороны качественно новым потенциалом развития человечества, который создает глобальный информационно-технологический прогресс, а с другой – очевидными угрозами использования таких новых технологий в целях противоречащих общей стабильности и безопасности. Подчеркивалось, что наличие таких угроз требует принятия превентивных мер. Такой процесс мог бы, как предполагалось, предусматривать следующие этапы и меры:

  • определение общих взглядов мирового сообщества на проблемы возможного использования информационных технологий в военных целях в качестве оружия;
  • определение основных понятий («информационное оружие», «информационная война»);
  • учет фактора возможного использования информационных технологий для совершенствования существующих и создания новых систем оружия;
  • рассмотрение вопроса о целесообразности создания международной системы (центра) мониторинга угроз, связанных с информационной безопасностью;
  • внесение вопроса о глобальной информационной безопасности на рассмотрение ООН, и других ведущих международных форумов с целью разработки международно-правового режима запрещения разработки, производства и применения особо опасных видов информационного оружия;
  • разработка международного многостороннего договора о борьбе с информационным терроризмом и криминалом.

По мнению российской стороны, такое совместное заявление могло бы способствовать началу конкретного, всестороннего и целенаправленного обсуждения возникающих проблем.

В итоге обсуждения этого предложения идея конкретного заявления по проблемам международной информационной безопасности реализована не была. Однако, в общей форме обеспокоенность возникающими угрозам в этой сфере нашла отражение в Совместном заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже ХХI века подписанного в итоге саммита Президентами России и США 2 сентября 1998 г. в Москве.

В Заявлении, в частности, было отмечено, что стороны:

  • «согласились активизировать совместные усилия по противодействию транснациональным угрозам экономике и безопасности наших стран, включая те из них, которые являют собой [...] преступления с использованием компьютерной техники – и других высоких технологий»;
  • признали «важность содействия положительным сторонам и ослабление действия отрицательных сторон происходящей информационно-технологической революции, что является серьезной задачей в деле обеспечения стратегических интересов безопасности наших двух стран в будущем»;
  • заявили, что «общие вызовы безопасности на рубеже XXI века могут быть отражены только посредством мобилизации усилий всего международного сообщества [...] в случае необходимости мировое сообщество должно своевременно принимать эффективные меры по противодействию таким угрозам».

Таким образом, в общем контексте развития идеи международной информационной безопасности, значение Заявления определяется тем, что в нем впервые две великие державы признали наличие проблемы, обозначили в этой сфере реальные угрозы стратегического характера и были едины во мнении о необходимости комплексного, многостороннего подхода в противодействии этим общим вызовам безопасности. Характерно, что такое взаимное понимание было отражено именно в политическом двустороннем документе.

Дальнейшее развитие тема международной информационной безопасности получила в деятельности ООН. 23 сентября 1998 г. Генеральному секретарю ООН К. Аннану было направлено специальное послание Министра иностранных дел России И.С. Иванова1.

ГА ООН уже на протяжение целого ряда лет рассматривала на своих сессиях вопрос «Роль науки и техники в контексте международной безопасности, разоружения и других, связанных с этим областей». По мнению России, именно такая новая область возникает в связи с качественно новым этапом научно-технического развития – беспрецедентным уровнем развития и внедрения современных, принципиально новых информационных технологий и средств телекоммуникаций.

В послании констатировалось, что информационная революция проникает практически во все сферы жизнедеятельности общества, открывает перспективы для ускоренного развития всей мировой цивилизации и способствует увеличению созидательного потенциала человечества. Формируется глобальное информационное пространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента как национального, так и общечеловеческого достояния, его стратегического ресурса.

При этом, однако, была подчеркнута возможно потенциальная, но от этого не менее серьезная опасность использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности и безопасности, соблюдением принципов неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, увеличения прав и свобод человека.

Особый акцент в послании был сделан на необходимости предотвращения появления принципиально новой – информационной – области конфронтации, способной спровоцировать новый виток гонки вооружений.

В этой связи подчеркивалось, что речь идет о создании информационного оружия и опасности возникновения информационной войны. Принимая при этом во внимание уровень информатизации общества и одновременно уязвимость информационных структур нельзя исключить возможности появления такого информационного оружия, разрушительные свойства которого могут оказаться сравнимыми с ОМУ.

К посланию был приложен проект резолюции ГА ООН, озаглавленный «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». По сути дела, проект явился развитием упомянутой резолюции ГА о роли науки и техники применительно к конкретной области. В новом проекте, в частности, отмечалось, что научно-технические достижения могут иметь как гражданское, так и военное применение и что необходимо поддерживать развитие науки и техники в гражданских целях. Кроме того, в этом документе нашли отражение основные тезисы послания российского Министра иностранных дел. Отмечалась также необходимость предотвращения появления информационных технологий и средств, применение которых в военных целях может оказаться сравнимым с применением ОМУ. В проекте, в частности, содержалось приглашение государствам-членам ООН информировать Генерального секретаря о своей точке зрения и оценках по следующим вопросам:

  • общий взгляд на проблемы использования информационных технологий в военных целях;
  • определение понятий «информационное оружие», «информационная война», другое враждебное или несанкционированное воздействие на информационно-коммуникационные системы и информационные ресурсы;
  • целесообразность разработки международно-правовых режимов запрещения разработки, производства и применения особо опасных видов информационного орудия, а также борьбы с информационным терроризмом и криминалом, включая создание международной системы (центра) мониторинга угроз, связанных с безопасностью глобальных информационно-коммуникационных систем.

Инициативные предложения России вызвали активное обсуждение в Первом комитете, в результате которого проект резолюции был модифицирован в основном в части рекомендаций относительно информирования Генерального секретаря о точках зрения и оценках государств-членов. 2 ноября 1998 г. пересмотренный проект был одобрен Комитетом, а 4 декабря 1998 г. принят без голосования (консенсусом) ГА ООН (документ А/RES/53/70)

В части упомянутых рекомендаций резолюция предусматривала информирование Генерального секретаря по следующим позициям:

  • общая оценка проблем информационной безопасности;
  • определение основных понятий, относящихся к информационной безопасности, включая несанкционированное вмешательство или неправомерное использование информационных и телекоммуникационных систем и информационных ресурсов;
  • целесообразность разработки международных принципов, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и способствовали борьбе с информационным терроризмом и криминалом.

Таким образом, прямые ссылки первоначального российского проекта на использование информационных технологий в военных целях, определение конкретных понятий «информационное оружие» и «информационная война», разработки режима запрещения разработки и применения информационного оружия, а также положений о сравнении воздействия информационного оружия и ОМУ в принятой резолюции отражения не получали.

В заявлении делегации США по мотивам голосования в Первом комитете ГА ООН (вопросы разоружения и международной безопасности) отмечалась «гибкость, продемонстрированная основным спонсором резолюции в продвижение этой инициативы». По мнению американской стороны, одобренный текст отражает сбалансированный подход, который позволит международному сообществу начать тщательное, обдуманное рассмотрение этой новой и сложной темы. В то же время, было подчеркнуто, что одобрение резолюции означает вступление международного сообщества в процесс решения задач, включающих многие взаимосвязанные факторы, не относящиеся обычно к компетенции Первого комитета. Эта тема включает, например, технические аспекты, связанные с экономическим сотрудничеством и торговлей, интеллектуальной собственностью, правоохранительной деятельностью, борьбой с терроризмом и другими вопросами, рассматриваемыми во Втором (экономические и финансовые вопросы) и Шестом (правовые вопросы) комитетах ГА. Кроме того, не следует фокусироваться исключительно на действиях правительств и их программах, поскольку данная инициатива также затрагивает существенные интересы личностей, предприятий и других организаций в частном секторе.

Резолюция постановила включить тему международной информационной безопасности в повестку дня очередной 54-й сессии ГА ООН.

В последующий период в соответствии с рекомендациями пунктов 2 и 3, резолюции 53/70 Генеральному секретарю ООН были представлены соответствующие оценки правительств (Австралия, Белоруссия, Бруней, Куба, Оман, Катар, Российская Федерация, Великобритания и США), опубликованные в докладе А/54/213.

Мнение Австралии сводилось к тому, что, несмотря на актуальность проблемы, эта страна не разделяет мнения о том, что подходящим органом для разработки принципов обеспечения безопасности глобальных информационных систем является Департамент по вопросам разоружения Секретариата ООН. Информационная инфраструктура действительно оказывает внимание на торговлю, экономику, общественное благосостояние планеты, правопорядка и безопасности. Но принципы и руководящие указание по этим вопросам уже разработаны на других форумах (Организация экономического сотрудничества и развития, Международная организация по стандартизации, Международный союз электросвязи, международные центры по предупреждению преступности), причем с применением более широких подходов, чем это предложено в резолюции 53/70. Австралия не видит смысла в дублировании такой работы.

В мнении Белоруссии отмечалось своевременность принятия резолюции и поддерживалась идея о разработке концепции международной информационной безопасности и принципов, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных систем и предупреждение информационного терроризма и преступности.

Бруней, признавая важность информационной безопасности в эпоху информационных технологий, считал, однако, что ответственность за обеспечение гарантий безопасности международных коммуникаций не следует относить к выходящим за рамка компетенции Международного Суда ООН.

В оценках Кубы, в частности, отмечалось, что процесс «компьютеризации общества», вступление в «информационный век» создает новые проблемы безопасности, требующие рассмотрения всем международным сообществом. ООН является подходящим форумом для обсуждения этих проблем. Кроме того, должны приниматься меры для обеспечения доступа к новым информационным технологиям в целях развития, особенно слаборазвитых стран. Следствием процесса глобализации в сфере информатизации и телекоммуникаций является широкая стандартизация в сфере информационных технологий, облегчающая вмешательство в такие системы. Куба считает, что информационные технологии, создаваемые в развитых странах и их доминирующее положение позволит навязывать технологические стандарты, облегчающие использование таких технологий как средство агрессии.

Информация о работе Информационная безопасность в практике международных отношений