Информационная безопасность в практике международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.
В ООН был принят ряд резолюций, направленных на формирование правовых основ и повышение эффективности механизма ООН по поддержанию мира в новой пока еще для международного права области – информационном пространстве.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ИБЗ.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

Считается, что у слаборазвитых стран нет другой альтернативы, как принять эти технологии, чтобы выжить в новых условиях. Во многих случаях эти страны не осознают возникающие угрозы и не принимают мер обеспечения безопасности.

Серьезные последствия имеет развитие и глобальных сетей типа интернет, функционирующих на чисто кооперативной основе. Такая добровольная основа интернет является одновременно источником его сильных и слабых качеств, поскольку страны не приняли единообразного законодательства, в отношении подобных сетей.

Куба полагала, что безопасность информации включает защиту ее конфиденциальности (доступность только тем, кто имеет право на ее использование), защиту информации от несанкционированного изменения (неприкосновенность), а с другой стороны – защиту от отказа в обслуживании (общая доступность).

В этой связи в оценках Кубы приводится ряд предлоржений, которые можно свести к следующим:

  • пользователи должны нести ответственность за собственное поведение, т.е. несанкционированный доступ к информационным ресурсам является нарушением, независимо от того, насколько защищены такие ресурсы;
  • организации, пользующиеся информационными технологиями, несут ответственность за их надлежащее использование своими сотрудниками;
  • поставщики услуг несут ответственность за обеспечение безопасности своих систем;
  • пользователи и поставщики услуг должны сотрудничать в обеспечении информационной безопасности.

Что касается межгосударственных отношений, то использование информационных систем и ресурсов для вмешательства в дела других стран является нарушением суверенитета и создает очаги напряженности, представляющие серьезную угрозу международной безопасности.

По мнению Кубы, развитие информационных технологий несомненно требует параллельного развития международного права в этой области. Эта непростая задача может быть облегчена с учетом уже принятых принципов и международно-правовых документов в области науки и техники.

В качестве таких источников Куба указывала следующие:

  • резолюция ГА ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 г., в которой осуждается пропаганда, имеющая целью создать или усилить угрозу мира, нарушение мира или акт агрессии;
  • международно-правовые документы ЮНЕСКО и Международного союза электросвязи;
  • принципы использования государствами ИСЗ для непосредственного телевизионного вещания, принятые ГА ООН;
  • положения о защите конфиденциальной информации в приложении к Конвенции о запрещении химического оружия.

По мнению Кубы, международное сообщество должно признать тот факт, что каждая страна имеет право на защиту своих информационных ресурсов. В рамках ООН могут быть заключены многосторонние договоры, запрещающие агрессивные действия в отношении таких ресурсов. Можно было бы также рассмотреть идею соглашений, гарантирующих использование разрабатываемых информационных технологий в мирных целях и их доступность для всех государств.

В качестве наиболее характерных моментов в информации Омана, видимо, можно отметить право государственного органа по телекоммуникациям этой страны ограничивать доступ к информации в общественной сфере через определенные каналы, например интернет. В действующих в стране правилах предусматривается правовая защита информации в части как ее материальной ценности, так и нравственных аспектов.

Оманом поддерживается идея разработки международных принципов, направленных на укрепление безопасности информационных систем.

По мнению Катара, общей оценке проблемы информационной безопасности может способствовать обмен техническими знаниями и понимание опасности несанкционированного вмешательства и его воздействия на безопасность и финансовые аспекты. Методами обеспечения информационной безопасности могут быть:

  • шифрование;
  • применение программ, обеспечивающих контроль доступа к данным;
  • проверка права пользователя на доступ к данным;
  • применение аппаратных и программных средств сетевой защиты.

Наиболее развернутый документ по данной теме был представлен Российской Федерацией. В документе были детализированы общие подходы и оценки Россией проблематики международной информационной безопасности, изложенные ранее в послании Генеральному секретарю ООН. Кроме того, в общих положениях отмечалось, что увеличение за счет новейших информационных технологий военного потенциала отдельных стран ведет к изменению глобального и регионального балансов сил, возникновению напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы и влияния.

Универсальность, скрытность или обезличенность, возможность широкого трансграничного применения, экономичность и общая эффективность делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством воздействия, причем разработка и применение такого оружия практически не регулируется нормами современного международного права.

По мнению России, возникает очевидная потребность в международно-правовом регулировании мировых процессов гражданской и военной информатизации, разработке согласованной международной платформы по проблеме международной информационной безопасности. При этом была предложена модель действий международного сообщества, которая предусматривала дальнейшее рассмотрение ситуации в сфере международной информационной безопасности и принятие ГА ООН новых резолюций, конкретизированных в части ограничения угроз как криминального, так и военного характера.

Россия предлагала, по мере определения общих подходов, вести дело к разработке принципов международной информационной безопасности (режима, кодекса поведения государств), которые могли бы быть первоначально сформулированы в виде многосторонней декларации, а в перспективе закреплены в форме международно-правового документа. Проработку этих вопросов предлагалось вести также и в рамках женевской Конференции по разоружению.

При этом предлагалось исходить из необходимости принятия таких принципов в комплексе, т.е. применительно как к военной, так и гражданской сферах.

Далее в оценках России излагалось понимание основных угроз в этой сфере и основных задач и целей разработки режима международной информационной безопасности. Кроме того, были предложены терминологические формулировки основных понятий, относящихся к этой проблематике, включая определения собственно «международной информационной безопасности», а также «информационной война» и «информационного оружия».

Все эти основные подходы, понимание угроз, задач международного сообщества и использование терминов впоследствии составили основу предложенного Россией проекта документа «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности»2 (см. Приложение 4).

В заключении Саудовской Аравии отмечалось, что по мере ускорения прогресса в области информационных технологий одновременно возрастает и число актов, направленных на нарушение функционирования информационных систем, их дестабилизацию и вмешательство в них, которые предпринимаются в преступных целях. Такая деятельность наносит ущерб экономике и подрывает безопасность. Внедрение международных принципов и норм имеет важное значение с тем, чтобы противостоять угрозам информационной безопасности. Соответствующие международные организации должны следить за тем, чтобы виновные в совершении таких актов представали перед правосудием и несли наказание.

По оценке Великобритании, связь между информационными системами во всем мире достигла такой степени, что большинство государств подвергается опасности электронного нападения со стороны преступников и террористов на жизненно важные элементы их инфраструктуры.

По мере расширения использования компьютерных систем такая опасность будет возрастать. Поскольку эти системы связаны между собой на международном уровне, данная угроза приобретает трансграничный характер и представляет собой проблему для всех членов ООН. Соединенное Королевство приветствует шаги по изучению соответствующих средств борьбы, включая и многостороннюю основу, которые могли бы обеспечить неприкосновенность от подобных нападений.

Правительство Великобритании принимает меры безопасности на своем национальном уровне. Однако, учитывая характер угроз, оно признает важное значение международного сотрудничества в этом вопросе. Соответствующий диалог включает работу Группы «восьмерки» по вопросам преступности в сфере высоких технологий и в Совете Европы (разработка Конвенции о кибернетической преступности).

Соединенное Королевство полагает, что ООН необходимо следить за ходом работы на этих форумах с тем, чтобы учитывать ее в определении собственных мероприятий. В их число могла бы входить разработка международных принципов укрепления безопасности глобальных систем и содействия борьбе с международным терроризмом и преступностью.

Соединенные Штаты Америки рассматривают информационную безопасность как сложную тему, затрагивающую многие факторы и виды деятельности отдельных лиц, групп и правительств. Эта общая тема включает аспекты, связанные с международным миром и безопасностью (работы Первого комитета ГА ООН), но также охватывает технические аспекты глобальных коммуникационных систем, равно как и нетехнические вопросы экономического сотрудничества и торговли, правами интеллектуальной собственности, соблюдением законности, борьбы с терроризмом и другими, рассматриваемых во Втором или Шестом комитетах.

Касаясь аспектов, непосредственно затрагивающих международную безопасность, США отметили, что методы использования электромагнитных импульсов для борьбы с противником далеко не новы. В будущем же, для вооруженных сил важное значение будет иметь защита их собственных информационных сетей.

Кроме того, государствам необходим потенциал для восстановления информационных сетей в случаях чрезвычайных ситуаций. Информационная безопасность охватывает также защиту данных, связанных с военным потенциалом и другими аспектами национальной безопасности.

Концепция информационной безопасности предполагает защиту результатов научных исследований коммерческого характера, технологий и других видов конфиденциальных данных (планы маркетинга, работа с клиентурой) и связана также с обеспечением выполнения международных договоров об интеллектуальной собственности.

Что касается технических аспектов, то, по мнению США, положения Международного союза электросвязи и меры национальных учреждений обеспечивают надежность международной сети связи. Соответствующие же стандарты обеспечивают гарантии производителям и пользователям электронных устройств.

США рассматривают потенциальную опасность использования преступниками информационных технологий как проблему, представляющую интерес для всех государств и разделяют мнение о необходимости в одностороннем и многостороннем порядке содействовать обеспечению неприкосновенности соответствующих ресурсов.

США также полагают, что любое незаконное вмешательство или попытки нарушить любой аспект их национальных информационных систем представляют угрозу их национальным интересам. Признавая потенциальную серьезность такой угрозы, США инициировали реализацию национальных программ в государственном и частном секторах по защите важных объектов инфраструктуры. В то же время, учитывая глобальную взаимозависимость инфраструктур, усилия на национальном уровне будут в конечном счете зависеть и от степени безопасности систем, находящихся за пределами США.

Поэтому США считают, что всем государствам следует принять на национальном уровне законодательные акты, предусматривающие репрессивные меры против преступников или террористов, действующих на их территории и нарушающих функционирование информационных систем.

Тема информационной безопасности чрезвычайно многопланова. Учитывая несомненную необходимость в анализе всех ее аспектов, было бы преждевременным приступать к разработке всеобъемлющих принципов информационной безопасности. Международному сообществу, прежде чем двигаться дальше еще предстоит проделать значительную работу, чтобы на систематической основе осмыслить пройденный этап,. Поэтому правящим круги должны со всей серьезностью прислушаться к идеям и мнениям широкого круга экспертов.

Международное сотрудничество имеет важное значение в деле решения проблем, порождаемых информационным терроризмом и преступностью. Совет Европы принял Конвенцию о киберпреступности и Первый специальный протокол к ней, Группа «восьмерки» по вопросам преступности в области высоких технологий изучает меры правовой взаимопомощи третьему миру, Организация азиатских государств также учредила подобную группу, Азиатский и дальневосточный институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями рассматривает смежные вопросы.

Все эти усилия заслуживают высокой оценки, и их надо активизировать. Было бы недальновидно, полагают США, если бы ГА ООН занялась разработкой стратегий и мероприятий, способных нанести ущерб уже проводимой работе.

В соответствии с рекомендациями резолюции 53/70 Институтом ООН по проблемам разоружения (ЮНИДИР) и Департаментом по вопросам разоружения Секретариата ООН в августе 1999 г. в Женеве был организован международный семинар по вопросам международной информационной безопасности. В семинаре приняли участие представители более 50 стран, включая экспертов из наиболее развитых в информационно-технологическом плане государств.

Задача семинара заключалась в выявлении подходов различных стран в связи с предстоящим продолжением дискуссии по этой теме на 54-й сессии ГА ООН. Основным итогом семинара стало подтверждение актуальности проблемы информационной безопасности и своевременности постановки этого вопроса в международном плане.

Информация о работе Информационная безопасность в практике международных отношений