Иностранные инвестиции в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить динамику и размеры иностранных инвестиций в России.
Основные задачи:
1. Дать характеристику основных видов инвестиций и организационные формы капиталовложений и рассмотреть их общую роль в экономике.
2. Оценить инвестиционный климат в России (рассмотреть административно-правовой аспект и оценить основные социально-экономические показатели).
3. Изучить деятельность иностранных инвесторов в России влияние иностранных инвестиций на российскую экономику.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект иностранных инвестиций………………5
Сущность и виды иностранных инвестиций…………………………….5
Роль иностранных инвестиций в экономике……………………………11
Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями……………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности инвестирования в Российскую экономику ……...16
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………………………………………………………….….16
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России………………………………………………………………..21
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций……………………...30
Глава 3. Основные тенденции Российской экономики……………………36
3.1. Иностранные инвестиции в РФ в период мирового финансового кризиса 2008года………………………………………………………………………….36
3.2. Потенциал Российского рынка …………………………………………....37.
3.3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области...................................................................................................................42
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………..........................51 Приложения………………………………………………………...…………....53

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 730.50 Кб (Скачать файл)
  • создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);
  • четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
  • создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;
  • снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
  • введение частной собственности на землю;
  • создание условий страхования иностранных инвестиций.

Основными механизмами привлечения прямых и портфельных иностранных вложений в экономику России являются инвестиции, вкладываемые путем обратного поглощения; путем создания совместных предприятий; и свободных экономических зон. 

Глава 2. Особенности инвестирования в Российскую экономику 

    2.1. Необходимость привлечения иностранных  инвестиций в Российскую экономику  

  Политика  Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, так как это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

  Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

  Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, "что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов".

  Проблема  состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.

  Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность).

  В Российской Федерации иностранные  инвестиции могут осуществляться:

  • путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
  • путем приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • путем приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
  • путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

  Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением  находящихся в государственной  монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения  должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов - имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

  Привлечение в широких масштабах иностранных  инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

  Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется  следующими основными обстоятельствами:

  • приостановить возникший упадок промышленного производства в стране, из-за проведения непродуманных темпов рыночных реформ;
  • нестабильность в динамике производства по некоторым видам экономической деятельности в Российской Федерации (таб. № 2 в%)

     Таблица № 2

Производство 2006 2007 2008 2009
Общие показатели по всем видам экономической  деятельности в РФ 108,9 108,3 103,9 106,1
Добыча  полезных ископаемых 108,7 106,8 101,3 102,3
Обрабатывающие  производства 110,3 105,7 104,4 106,5
в том числе: химическое производство 105,4 106,6 101,9 103,8
  деревообрабатывающая 

промышленность

109,7 108,7 100,5 105,5
  производство машин 

и оборудования

119,0 121,1 99,9 103,3
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 103,3 101,3 101,2 104,2
 

  одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности, при этом происходит снижение коэффициента обновления (табл. № 3)  

  Таблица № 3

Степень износа 2006,% 2007,% 2008,% 2009,%
Все основные фонды 42,8 44,3 45,4 46,3
Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на конец года) 2,7 3,0 3,4 3,8
Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на начало года) 1,1 1,1 1,0 1,0
 

  Коэффициент обновления основных фондов – это  отношение основных фондов, введенных  в действие в течение года, к  их наличию на конец года по полной учетной стоимости, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес  новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме.

  Коэффициент выбытия основных фондов – это  отношение ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года по полной учетной стоимости, в процентах. Данный показатель, наряду с коэффициентом обновления, характеризует интенсивность процесса обновления основных фондов.

  Как и другие страны, Россия рассматривает  иностранные инвестиции как фактор:

  1 ускорения технического и экономического  прогресса; 

  2 обновления и модернизации производственного  аппарата;

  3 овладения передовыми методами  организации производства;

  4 подготовки кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики. 

  Для нормализации российской экономики  в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании "Энрют  и Янг", нужно привлечь 200-300 млрд. долл., а для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.

  По  оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать  за более скромный объем инвестиционного  капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие "приметы" переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира. Из-за спада производства и накоплений страна испытывает недостаток собственных средств для финансирования капитальных вложений в основные фонды.

  Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.  
 

      2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России 

  Готовность  инвесторов к вложению капитала в  экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата5.

  Инвестиционный  климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

  Долгое  время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным  для полномасштабного привлечения  иностранных инвестиций:

  • отсутствовало научное обоснование экономической и социальной концепций развития страны;
  • существовала правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
  • земельное законодательство было неэффективным;
  • уровень инфляции был очень высок, из-за нестабильности обменного курса рубля;
  • рыночная инфраструктура имела низкий уровень развития;
  • производственная и транспортная инфраструктуры были сильно изношены;
  • таможенный режим не поддавался прогнозам;
  • наблюдалось слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов в возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
  • сильными сторонами оставались бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.

Информация о работе Иностранные инвестиции в национальной экономике