Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия и описание основных принципов исламского банкинга, а также последствий появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
выявить особенности исламских банков;
рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
выявить отличия исламских банков от западных (традиционных);
раскрыть основные финансовые инструменты, которые используют исламские банки;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоритические основы исламского банкинга 5
1.1 История становления исламского банкинга 5
1.2 Сущность и принципы исламского банкинга 9
2 Исламские финансовые институты 14
2.1 Финансовые инструменты, используемые исламскими банками 14
2.2 Модели баланса исламского банка 19
2.3 Риски в исламском банкинге 21
3 Анализ международных исламских банков 24
3.1 Исламские банки в мировой финансовой системе 24
3.2 Международный Исламский Банк Развития 27
3.3 Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь 29
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение А Графический разрез структуры портфеля исламских банков 34
Приложение Б География распространения банковских продуктов, основанных на исламских технологиях 35

Файлы: 1 файл

КР ИСлм. банкинг (итог).docx

— 539.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра мировой экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Исламский банкинг: основные отличия и инструменты.

 

 

 

 

Студент

факультета ВШУБ

4 курса группы ВВВ-2 А.О.Роговская

09.10.2013

 

 

Руководитель

________________________ ______________________

«____» __________ 2013

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 36 с., 2 рис., 14 источников, 2 прил.

ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ, ПРИНЦИПЫ И ЗАПРЕТЫ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА, ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСЛАМСКИЕ БАНКИ

 

Объект исследования: исламская финансовая система.

Предмет исследования: особенности и тенденции развития исламского банкинга.

Цель работы: определение понятия и описание основных принципов исламского банкинга, а также последствий появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.

Методы исследования: анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, логический и исторический анализ.

Исследования  и разработки: определены инструменты, выявлены особенности развития исламских банков, рассмотрены аспекты развития исламской банковской системы в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «Мировая экономика», а также в деятельности банков Республики Беларусь.

Экономическая и  социальная значимость: знание инструментов и принципов, на которых основана работа в целом и деятельность исламского банкинга, может помочь белорусским банкам и предприятиям лучше понять своих потенциальных партнеров и привлечь иностранных инвесторов. Развитие исламских финансовых институтов позволит повысить эффективность финансового рынка и ускорить его развитие.

 

_________________

(подпись студента)

 

 

тема курсовой работы: «Исламский банкинг: основные отличия и инструменты»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1 Теоритические основы исламского банкинга 5

1.1 История становления исламского банкинга 5

1.2 Сущность и принципы исламского банкинга 9

2 Исламские финансовые институты 14

2.1 Финансовые инструменты,  используемые исламскими банками 14

2.2 Модели баланса исламского банка 19

2.3 Риски в исламском банкинге 21

3 Анализ международных исламских банков  24

3.1 Исламские банки в мировой финансовой системе  24

3.2 Международный Исламский Банк Развития 27

3.3 Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь 29

Заключение 32

Список использованных источников 33

Приложение А Графический разрез структуры портфеля исламских банков 34

Приложение Б География распространения банковских продуктов, основанных на исламских технологиях 35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В ХХI веке понятие «исламский банк» прочно закрепилось в лексиконе финансистов во многих развитых странах. Этот финансовый институт, функционирующий в мусульманских странах, постепенно начинает играть все большую роль в традиционных финансовых системах. Причем в таких странах, как Великобритания и США, где число граждан, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, выросло многократно, игнорировать исламские институты более не представляется возможным.

Интерес к исламскому банкингу вызван в большей степени и тем, что современная мировая финансовая система, основанная на теориях и практике западных экономистов, все чаще порождает кризисы мирового масштаба. В связи с этим, среди экономистов в самих США и Европе возникают сомнения в ее универсальности и применимости ко всем странам мира. До недавнего времени теория исламской экономической модели в западном мире вызывала лишь научный интерес среди узкого круга ученых. Однако, в наши дни исламская экономическая модель, ее устройство, механизмы актуальны, так как только в исламских странах наблюдается рост ВНП и экономический подъем.

Следовательно, исследование исламских финансовых институтов является достаточно актуальной темой в мировой экономической литературе, а также представляет практический интерес для экономических агентов в нашей стране и за рубежом.

Данная курсовая работа является шагом на пути изучения экономической теории, имеющей некоторые фундаментальные отличия от западных экономических школ. Положения этой теории успешно реализуются множеством организаций в различных странах мира, как с развитой, так и с развивающейся экономикой.

Целью данной работы является определение понятия и описание основных принципов исламского банкинга, а также последствий появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.

Зачастую то немногое, что известно об исламских финансовых институтах, сводится к запрету получения прибыли за счет получения банковского процента и принятия избыточных рисков, в том числе вследствие использования производных финансовых инструментов. При этом бурное развитие исламских банков диктует необходимость более подробного знакомства с особенностями их функционирования. В частности, представляется интересным изучение основных продуктов, предлагаемых исламскими банками, моделей их балансов, а также принципов их функционирования.

Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  1. выявить особенности исламских банков;
  2. рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
  3. выявить отличия исламских банков от западных (традиционных);
  4. раскрыть основные финансовые инструменты, которые используют исламские банки;
  5. дать прогноз перспективам развития исламской банковской системы в Республике Беларусь.

 

Объект исследования: исламская финансовая система.

Предмет исследования: особенности и тенденции развития исламского банкинга.

Курсовая работа состоит  из трех глав:

в первой главе рассмотрены история становления исламского банкинга и основные этапы развития исламского банковского дела, отражены основные принципы, запреты и особенности, характеризующие исламский банкинг и его отличительные черты;

вторая глава посвящена финансовым инструментам, используемым исламскими банками, структуре баланса исламского финансового института, а также рассмотрены риски, присущие исламским банкам;

в третьей главе рассмотрены основные тенденции современного исламского банкинга, его место в мировой финансовой системе и перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь;

в заключении излагаются основные выводы по проведенным исследованиям.

Информационным обеспечением курсовой работы послужили материалы различных экономических учебников, журналов экономического толка, газет, а также ресурсы глобальной сети и т.п., где приведены теоретические основы исследуемых вопросов.

 

1 Теоритические основы исламского банкинга

 

 

1.1 История становления исламского банкинга

 

 

Происхождение современного исламского банка может быть прослежено до самого рождения Ислама, когда сам  пророк действовал как агент для  торговых действий его жены. Исламские  товарищества (мудараба) доминировали над деловым миром в течение многих столетий, и понятие интереса нашло очень немного применения в ежедневных сделках. Такие товарищества выполняли важную экономическую функцию. Они объединяли три наиболее важных фактора производства, а именно: капитал, труд и предпринимательство.

Очевидно, что в Средневековье исламские финансы преобладали в мусульманском мире повсюду, способствуя торговле и деловым операциям. В Испании и Средиземноморье и Странах Балтии, исламские торговцы стали обязательными посредниками для торговых действий. Из этого следует, что много понятий, методов, и инструментов исламских финансов были позже приняты европейскими финансистами и бизнесменами [2, c. 36].

Чтобы в полной мере оценить  появление исламских банков, надо понять историческую эволюцию основ  банковской системы и ее роль в  мусульманских странах, так как  значимость исламского банкинга можно  понять и оценить лишь в контексте  развития коммерческих банков.

Развитие деятельности коммерческих банков на Западе синхронизировано с появлением индустриальной цивилизации. С началом промышленной революции возник огромный рост торговцев, производителей, промышленников и других предпринимателей, которые хотели, расширить свой бизнес и создать различного рода фирмы, но собственных финансовых ресурсов было не достаточно. Таким образом, нужно было найти метод для получения доступа к финансам других предпринимателей.

Существование потребности  финансового посредничества и явилось  основной мотивацией возникновения  коммерческих банков, которые очень  скоро стали основой современной  промышленной и финансовой системы. Эффективно и гладко функционирующая  банковская система является одной  из самых основных предпосылок успешного  развития экономики.

Впрочем, все это происходило  на фоне западной культурной традиции, которая отмахнулась от морально-этических  норм христианства в ведении экономических  и деловых связей [2, c. 36].

Когда мусульманский мир  начал контактировать с учреждениями капитализма, включая коммерческую банковскую систему, мусульмане могли выбрать один из двух вариантов:

  • принять схему существующих коммерческих банков, если при этом будет утверждено, что процент, начисляемый коммерческими банками, не будет содержать элементов риба, запрещенный исламом. Таким образом, коммерческие банки смогут стать допустимыми для мусульман.
  • принять решение, что процент, начисляемый коммерческими банками, является риба и с учетом этого принять альтернативную систему банков, которая не будет нарушать принципы исламского шариата.

Следует иметь в виду, что эти два варианта не были столь  ясны в начале, как они представляются в настоящее время. Существовали некоторые факторы, стирающие различия между ними [2, c. 36].

Во-первых, экономика большинства мусульманских стран находилась в ведении колониальных властей и население этих стран мало участвовало при выборе политических и экономических систем. Учреждения, которые существовали в мусульманских странах на протяжении веков, такие, например, как суды шариата, стали бы неэффективными и без необходимости прекратили бы свое существование. Они были бы заменены новыми учреждениями. В этих условиях, мусульмане не имели никакого практического выхода, кроме того как работать с ними, даже если существовали серьезные оговорки в отношении некоторых из них по моральным и этическим соображениям. Это было и в случае с коммерческими банками.

Тем не менее, следует признать, что в середине девятнадцатого ХIХ века некоторые богословы в некоторых мусульманских странах, таких, как Египет, Индия и Индонезия, сделали попытку примирить запрещенную в исламе риба с существовавшими в то время коммерческими банками. При этом они полагались на то, что запрещенная в исламе риба в основном применима к ростовщическим займам, а не к операциям коммерческих банков.

Было также отмечено, что  риба, осужденная и запрещенная в Коране, является на самом деле ростовщичеством, а не кредитом, который лежит в основе функционирования современных банков. Некоторые другие утверждали, что запрет в основном направлен на устранение излишеств и применения в потребительском кредитовании процентов и то, что, коммерческие банки дают кредиты в основном для производственных целей, запрет на риба не может покрыть банковские кредиты.

Сторонники этих взглядов игнорировали тот факт, что Коран  категорически запрещает любые  излишки (или избыток) по сравнению  с основной суммой, подлежащей риба и ясно говорит о том, что кредиторы имеют право только на основную сумму. Было также забыто, что ислам не делает никаких различий между потреблением и производством кредитов. Запрещение риба должно применяться независимо от целей выдачи кредитов.

Тем не менее, это также  исторический факт, что вышеприведенные  взгляды были приведены лишь незначительным меньшинством в мусульманских странах. Большинство мусульманских ученых и верующих, имеющих серьезные  знания в правильности этих позиций  и допустимости банковского процента, не принимают эти мнения.

Как следствие, современные  коммерческие банки не могут добиться значительного прогресса в мусульманских  странах, как это было в западном мире, и даже в некоторых азиатских  странах. Это подтверждается тем  фактом, что коммерческие банки в мусульманском мире в основном ограничиваются расположением в крупных городских центрах, где западная культура и цивилизация сделали глубокий прорыв. Но даже в городах, значительное количество людей держится подальше от коммерческих банков по религиозным и моральным причинам, соблюдая предписания Корана в отношении риба. Есть среди них те, кому приходится иметь дело с банками, в силу обстоятельств или из-за отсутствия каких-либо банковских институтов, допустимых исламом, которые считают, что это нарушение веры. Они не используют проценты в качестве собственных средств. То ли они оставить их в банке невостребованными, то ли дать кому-нибудь другому.

Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты