Казахстанско-турецкие отношения в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение эволюции взаимной значимости Казахстана и Турции с точки зрения их политического, экономического, культурно-образовательного взаимодействия в постсоветский период (1991 – 2006 гг.).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-оценить потенциал и реальную роль нормативно-правовой базы казахстанско-турецкого сотрудничества и выявить соглашения, которые имели первостепенное значение с точки зрения интересов двух государств, а также эффективность их реализации;
-выявить влияние идеологической составляющей политики Турции в отношении Казахстана, на процесс развития двусторонних связей;

Содержание работы

Глава 1 Политические аспекты казахстанско-турецких отношений 5
1.1 Процесс становления и развития политических связей 5
1.2 Идеи тюркского объединения 9
1.3 Военно-техническое сотрудничество 14
Глава 2 Экономическое сотрудничество между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой 22
2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана 22
2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области 26
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Казахстано-турецкие отношения в 90 е годы КУРС ИСТОРИЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Распад СCCР привел к резкому изменению ситуации в центрально-азиатском регионе. В нем возникли независимые государства, наиболее крупным из которых стала Республика Казахстан (далее – РК).  Наряду с Россией, в соперничество за влияние в регионе (в том числе и в Казахстане) включились и другие страны. Особую активность в этом соперничестве проявила Турецкая Республика (далее – ТР). Анкара аппелировала к «общим тюркским корням» и при этом позиционировала себя, как образец успешных экономических и политических реформ в западном духе. Следует также учитывать, что Турция занимала выгодное стратегическое положение на Среднем Востоке, так как через ее территорию проходил важный транспортный коридор для поставок товаров на европейские рынки.

В научно-исследовательском плане работа актуальна, поскольку представляет попытку объективно рассмотреть сотрудничество двух стран в различных областях. Некоторые распространенные оценки ряда аспектов казахстанско-турецких отношений отличаются чрезмерной политизированностью и недостаточной опорой на факты, поэтому исследование динамики этих отношений за более чем 15-летний период может способствовать формированию взвешенных и обоснованных оценок и преодолению массовых стереотипов.

Целью данного исследования является определение эволюции взаимной значимости Казахстана и Турции с точки зрения их политического, экономического, культурно-образовательного взаимодействия в постсоветский период (1991 – 2006 гг.).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-оценить потенциал  и реальную роль нормативно-правовой  базы казахстанско-турецкого сотрудничества и выявить соглашения, которые имели первостепенное значение с точки зрения интересов двух государств, а также эффективность их реализации;

-выявить влияние идеологической  составляющей политики Турции  в отношении Казахстана, на процесс развития двусторонних связей;

-выделить этапы казахстанско-турецкого военно-технического сотрудничества;

-определить проблемы, которые препятствовали углублению связей Турции и Казахстана; рассмотреть их влияние на развитие двусторонних связей;

-проследить динамику внешнеторговых отношений Республики Казахстан и Турецкой Республики с использованием казахстанской и турецкой статистики;

-оценить роль  инвестиционного сотрудничества, а  также совместных предприятий в рамках казахстанско-турецких отношений;

-выделить сферы,  в которых интенсивно развивалось инвестиционное сотрудничество, а также создавалось наибольшее число совместных предприятий;

-определить  значение образовательного и  культурного сотрудничества в  контексте двусторонних отношений;

Источниковая  база исследования представлена письменными опубликованными и архивными материалами. При написании работы были использованы различные источники на русском, английском и турецком языках. Их можно разделить на несколько видов: межгосударственные и делопроизводственные документы; статистические материалы; мемуары; выступления.

Среди письменных источников необходимо выделить межгосударственные документы: Протокол об установлении дипломатических отношений на уровне посольств, Договор о дружбе и сотрудничестве, Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области военного образования, Протокол  между Министерством образования РК и Министерством национального образования ТР в области образования, Соглашение об оказании безвозмездного военного содействия Республике Казахстан, Соглашение о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве и т. п.. Эти источники позволили оценить нормативно-правовую базу двухсторонних связей, сферы сотрудничества, а также определить место Турции в казахстанской внешней политике, роль Казахстана для Турции.

К важным документам можно отнести многосторонние соглашения, подписанные на встречах глав «тюркских» государств (Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Кыргыстана, Узбекистана, Туркменистана): Анкарская декларации, Стамбульская декларация, Бишкекская декларация и ряд других. Анализ вышеперечисленных документов позволил выявить наиболее актуальные вопросы, которые представляли интерес с точки зрения «тюркских» стран. Удалось проследить эволюцию формулировок, зафиксированных в декларациях в разные периоды, на их основе сделать вывод о значимости межтюркских встреч для указанных государств. В целом, межгосударственные документы позволили проследить эволюцию казахстанско-турецких отношений, приоритетов каждой из двух стран в сотрудничестве друг с другом.

Большое значение для исследования имела делопроизводственная документация, включая неопубликованные источники. Прежде всего, это материалы фондов Центрального Государственного Архива РК. Среди них:     Ф. 1890 - «Министерство культуры РК», Ф. 1991 - «Министерство строительства, жилья и застройки территорий РК», Ф. 2255 - «Заседания коллегии министерства образования", Ф. 2265 - «Министерство образования, культуры и здравоохранения РК", Ф. 2261 - «Министерство внешнеэкономических связей РК». Значительная часть использованных архивных материалов введена в научный оборот впервые.

Глава 1 Политические аспекты казахстанско-турецких отношений

1.1 Процесс становления и развития политических связей

 

 

Углубление  политических и экономических отношений  со странами Ближнего и Среднего Востока вызывает практический интерес с точки зрения обеспечения сбалансированности внешней политики Казахстана. При этом приходится учитывать, что данный регион представляет собой клубок сложных политических, этнических и религиозных проблем, глубоких противоречий современного мира, взаимоотношений мировых религий.

В сфере регионального  сотрудничества одной из важнейших задач является работа в Организации экономического сотрудничества (ОЭС), которая в перспективе может стать авторитетной региональной экономической организацией, объединяющей потенциал стран Центральной Азии и Среднего Востока.

Интересам укрепления суверенитета нашей страны, расширения ее участия в международных делах  отвечает активное сотрудничество с  Организацией Исламская Конференция (ОИК)1.

Важное значение для Казахстана имеют взаимоотношения с Турцией. Перед казахстанской дипломатией стоит задача задействовать значительный потенциал политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества с Анкарой как в двустороннем плане, так и в рамках ОБСЕ, ОЭС. Заинтересованность Турции в реализации проектов транспортировки нефти через ее территорию может обеспечить Казахстану альтернативный канал транспортных коммуникаций и выхода к мировому рынку. Тесные отношения с Турцией, являющейся членом ряда важных международных организаций, включая НАТО, интересны и с точки зрения интеграции Казахстана в европейские структуры.

Показательно, что уже в 1996 году, то есть через  пять лет после обретения независимости, в Казахстане были аккредитованы представительства практически всех ведущих зарубежных государств и международных организаций. По количеству иностранных представительств наша страна уверенно вышла на третье место в СНГ после России и Украины.

Говоря об усилиях  нашей дипломатии по обеспечению глобальной безопасности и стабильности нельзя обойти вниманием инициативу, с которой Н.Назарбаев выступил в 1992 году в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстанский руководитель первым из лидеров новых независимых государств выступил с предложением о создании структур безопасности на азиатском континенте. Речь шла о многоплановой работе, нацеленной на созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Данная инициатива получила поддержку практически во всех азиатских государствах, играющих заметную роль в современных международных отношениях. Особо важное значение имела для Казахстана положительная реакция Москвы, Пекина, Дели, Анкары, Исламабада, Улан-Батора, а также соседей по Центрально-азиатскому региону - Кыргызстана и Таджикистана. Активное участие в процессе СВМДА приняли даже такие политические антагонисты, как Иран, Египет и Израиль.

В качестве наблюдателей в сложной, порой вязкой дипломатической работе участвовали США, Украина. Большое содействие в подготовке соответствующих документов оказали также эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила Организация Исламская Конференция. Немалый интерес проявила к этой инициативе ОБСЕ.

Напряженная работа на уровне экспертов в рамках Специальной Рабочей Группы завершилась встречей министров иностранных дел государств-участников СВМДА. Собравшись 14 сентября 1999 года в Алматы, руководители внешнеполитических ведомств 14 стран впервые подписали документ, имеющий принципиальное значение для создания институтов безопасности в Азии, - "Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА". В этом документе в развернутом виде нашли свое отражение такие важные положения, как суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль за вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права человека и основные свободы.2

Итоги Алматинского форума вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Политики, дипломаты и исследователи международных отношений сошлись во мнении, что сам факт проведения совещания руководителей внешнеполитических ведомств государств, многие из которых находятся в неприязненных отношениях друг с другом, а также подписание всеми странами Декларации - это несомненный успех казахстанской дипломатии.

Казахстан принимает  активное участие в деятельности таких организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ,  ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП ООН, ОИК и другие. В процессе реализации находится инициированная Главой казахстанского государства Специальная программа по социально-экономическому развитию стран Центральной Азии (СПЕКА) под эгидой ЭСКАТО и Европейской Экономической Комиссии ООН.

Как весьма продуктивное можно оценить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша страна исходит из необходимости  более развернутого диалога с  ОБСЕ, включая вопросы безопасности, экологии в Центральной Азии. ОБСЕ еще не исчерпало своих возможностей как универсальный механизм обеспечения безопасности на обширном пространстве Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно ограничивать консультации с постсоветскими государствами рамками обмена мнениями о выборном процессе и соблюдении прав человека, хотя эти вопросы представляют несомненный практический интерес.

Что касается НАТО, то Казахстан присоединился к  программе "Партнерство во имя мира", имея в виду сотрудничество не только в военной сфере, но и регулярные консультации в политической, научно-технической и экологической областях.

Активизируется  деятельность Казахстана в рамках Организации экономического сотрудничества. Приоритетное значение для нашей страны имеют такие сферы, как транспорт, коммуникации, торговля, энергетика. В Казахстане уделяется повышенное внимание развитию транспортной инфраструктуры. Ставится задача полного и эффективного использования транзитного потенциала нашей страны. В этих целях наша страна планирует присоединиться к международным соглашениям о транзитных коридорах Юг-Север, Восток-Запад. Изучаются также потенциальные возможности транспортного проекта ТРАСЕКА.

В 1997 году произошла  стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом, морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран. Эта магистраль может обеспечить Казахстану доступ к открытым морям.3

В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные  отношения вступили в принципиально новую фазу своего развития. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возможности для внешнеполитической и внешнеэкономической активности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдержав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция проявилась в странах Азии. Многие из государств азиатского континента, обладая мощным экономическим потенциалом, громадными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процессы в мировом масштабе.

Нынешняя обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных международных отношениях. В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли - 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экспертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наибольшим ВНП пять государств будут азиатскими4.

Крайне отрицательное  влияние на укрепляющиеся позиции стран оказал азиатский финансовый кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который нередко увязывают с попытками Запада ограничить возрастающую роль Азии, имел в конечном итоге положительный эффект. Государства региона сумели заметно укрепить экономическую жизнеспособность и в настоящее время демонстрируют прежние темпы развития. В значительной мере благодаря азиатскому кризису в современном мире укрепилось понимание, что наибольшую опасность стабильности государств стали представлять скорее финансовые и экономические факторы, нежели военная угроза. Это обусловило значительное усиление экономической составляющей в стратегии национальной безопасности государств

Информация о работе Казахстанско-турецкие отношения в 90-е годы