Казахстанско-турецкие отношения в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение эволюции взаимной значимости Казахстана и Турции с точки зрения их политического, экономического, культурно-образовательного взаимодействия в постсоветский период (1991 – 2006 гг.).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-оценить потенциал и реальную роль нормативно-правовой базы казахстанско-турецкого сотрудничества и выявить соглашения, которые имели первостепенное значение с точки зрения интересов двух государств, а также эффективность их реализации;
-выявить влияние идеологической составляющей политики Турции в отношении Казахстана, на процесс развития двусторонних связей;

Содержание работы

Глава 1 Политические аспекты казахстанско-турецких отношений 5
1.1 Процесс становления и развития политических связей 5
1.2 Идеи тюркского объединения 9
1.3 Военно-техническое сотрудничество 14
Глава 2 Экономическое сотрудничество между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой 22
2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана 22
2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области 26
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Казахстано-турецкие отношения в 90 е годы КУРС ИСТОРИЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Можно констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних отношениях, а также совпадение взглядов по многим международным проблемам, турецкий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней политике Казахстана (также как и других Центрально-азиатских стран). Это подтвердили и итоговые документы встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной сфере, кроме образования и культуры.

Тем не менее, в  Казахстане воздают должное турецкому  руководству и народу этого государства  за неизменно дружественное отношение к нашей стране. Турция была первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.

Двусторонние  торгово-экономические отношения  развиваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенденцию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Турции со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку после России и Украины. Общий объем турецких инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, превысил 500 млн. долларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие взаимной торговли оказали азиатский и российский финансовые кризисы. Если в 1998 году общий товарооборот составил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигнутый в 2000 году объем товарооборота на уровне 206 млн. долларов.

Заметную активность проявляют турецкие деловые круги  в Казахстане. К началу 2000 года более 200 турецких фирм вели разработку или  приступили к реализации десятков проектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность турецких компаний, работающих в Казахстане, направление их деятельности ограничивается в основном строительством и торговлей. Они пока не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою очередь, казахстанские компании, за исключением "Эйр Казахстан", не представлены в Турции.

На 1 января 2002г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных предприятий (на 1 января 2001г. - 2366), созданных с участием партнеров из 107 стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г. Алматы - 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует - по 270 предприятий, Карагандинской - 191, Восточно-Казахстанской - 129.

Наибольшее  число действующих предприятий  из числа стран Содружества создано  с фирмами Российской Федерации - 834, Кыргызстана - 74, Узбекистана и Украины - по 53.

С участием стран  из азиатского региона на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных и иностранных предприятия из 26 стран Азии. К наиболее активным относятся: Турция - 513 предприятий, Китай - 336, Иран - 122 и Республика Корея - 119.7

В качестве фактора, способного заметно оживить двустороннее сотрудничество, дипломаты двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства транскаспийских и транскавказских экспортных трубопроводов. Понятно, что особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия. Позиция Турции заключается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и неоднозначное восприятие международным сообществом ситуации вокруг Каспия не позволяют Анкаре акцентировано выражать свою позицию по этому вопросу.

В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева была подписана Стамбульская Декларация по проекту нефтепровода "Баку-Джейхан". Анкара придает большое значение этому проекту, отводя ему роль основного экспортного маршрута по доставке каспийской нефти на мировые рынки. Казахстан же исходит из многовариантности экспортных маршрутов и экономической целесообразности каждого проекта.

Подписание  упомянутых документов - это, скорее всего, лишь начальный этап перед более  сложной фазой - обсуждения технических и коммерческих условий проекта. Здесь необходимо выделить один существенный момент: по мнению большинства специалистов, "Баку-Джейхан" вряд ли будет рентабельным и жизнеспособным без казахстанской нефти. Этим обстоятельством можно объяснить активные дипломатические усилия Анкары, Баку, Тбилиси и Вашингтона по склонению Казахстана к участию в проекте. Только в 2000 году подобную цель преследовали миссии в Астану высокопоставленных представителей Турции, Азербайджана и Грузии, а также специального советника Президента США по энергетическим ресурсам Каспийского региона.

Нурсултан Назарбаев  подтвердил позицию Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан. Он информировал турецкого коллегу о том, что в следующем году завершается строительство КТК, что позволит увеличить экспорт нефти через территорию России.8

Открытие новых  месторождений нефти на казахстанском  шельфе Каспия добавляет уверенность в конечной реализации проекта Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской нефти по данному маршруту, поскольку объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут до 150 миллионов тонн. В этой связи он не исключил возможность появления и других маршрутов транспортировки в восточном и южном направлениях, а также новых вариантов в российском направлении, в частности, ведущих к Балтийскому морю.

С турецкой стороны  было высказано предложение о  присоединении Казахстана к Межправительственному соглашению по транспортировке нефти между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Нурсултан Назарбаев ответил, что в таком случае трубопроводный проект должен называться Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. И в этой связи необходимо решать множество вопросов, начиная с размеров тарифных ставок за транзит и завершая техническими аспектами транспортировки нефти. Для решения этих вопросов необходимы не только конкретные действия специалистов, но и обстановка реального и тесного сотрудничества.

Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге)9.

Скоро в Казахстан  прибудут первые из 30 обещанных автомобилей  повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения.

Выступление министра обороны  Турции Сабахаттина Чакмакоглу здорово  напоминало спич удачливого бизнесмена: у наших стран - особое место на карте, в турецких компаниях в Казахстане работают местные жители, а потому "наплыв турецких фирм в Казахстан будет продолжаться". Взамен же Сабахаттин пообещал "и дальше помогать Вооруженным силам Казахстана встать в кратчайшие сроки на ноги и выполнить свои функции".

В отличие от казахстанского министра обороны, который сделал вид, что не расслышал вопроса по поводу развития событий в Центральной  Азии и упреждающих мер, принимаемых  республикой в связи с терактами  в США, г-н Чакмакоглу сказал, что  военной базой Инджирлик сегодня уже активно пользуются и турецкие, и натовские ВВС. Пока самолеты США и НАТО вылетают отсюда для проведения воздушной разведки над Северным Ираком. Министр обороны явно поскромничал и не рассказал прессе о том, что для Ирака "разведка" уже обернулась бомбардировкой его баз ПВО. Однако заявил во всеуслышание, что, если блок НАТО запросит любую помощь против международного терроризма у Турции, он сразу же ее получит.

 

2.2. Казахстанско-турецкое  сотрудничество в культурно-гуманитарной области

 

 

Успешное развитие получило казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Наиболее продвинутым проектом в сфере образования стал Международный казахско-турецкий Университет имени Х.А.Яссави в Г.Туркестане.10 На его развитие Правительством Турции было выделено в общей сложности 60 млн. долларов. Сегодня МКТУ - современное высшее учебное заведение с солидной методической и экспериментальной базой, где обучаются 15 тыс. студентов. Продолжается обучение на безвозмездной основе студентов и аспирантов Казахстана в высших учебных заведениях самой Турции. В свою очередь, в Казахстане на пожертвования турецких бизнесменов функционируют 26 казахско-турецких лицеев, где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый в 1998 году частный университет имени С.Демиреля. Порядка 700 турецких граждан обучаются в настоящее время в Казахстане, работают десятки преподавателей из Турции. Многие казахстанские ученые и специалисты преподают различные технические и гуманитарные дисциплины в турецких университетах.

Богатыми по содержанию являются двусторонние связи  в области культуры. Традиционным стало проведение на взаимной основе гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей; переподготовка на телевидении Турции специалистов областных и республиканских телекомпаний Казахстана; организация выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства; совместная работа по линии ТЮРКСОЙ; реставрационные работы в мавзолее Х.А.Яссави в Туркестане; различные юбилейные мероприятия.

Заслуживает упоминания инициатива Фонда исследования тюркского мира по созданию отделений турецкого языка и литературы в вузах Алматы, Кызылорды и Талдыкоргана, содействию в подготовке преподавательского состава по тюркологическим специальностям. Активную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка. Данное общество, являющееся по существу национальной академией наук гуманитарного профиля, изъявило готовность участвовать в подготовке издания Казахской энциклопедии, журнала "Музыка тюркского мира", а также в совместных проектах по изучению наследия Коркута и археологических памятников.

В настоящее  время между Казахстаном и  Турцией, по инициативе Казахстана, вводится визовый режим. Соглашение подписали  министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции Чинар Алдемир11. Такая мера предпринята в связи с усилившейся угрозой терроризма, для защиты национальной безопасности и предупреждения нелегальной миграции. Кроме того, визовый режим послужит и защите внутреннего рынка труда. При этом соглашение о введении визового режима вступит в силу лишь через три–четыре месяца после прохождения всех необходимых внутригосударственных процедур. До этого времени безвизовый режим, введенный еще в 1992 году 12, будет еще действителен. Как заверили в МИДе, предпринятая мера ни в коей мере не должна отразиться на торгово-экономическом сотрудничестве, предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан. Предусмотрено облегчение визового режима для людей бизнеса, инвесторов, шоп-туристов, по линии научно–культурного обмена делегаций. Для владельцев дипломатических и служебных паспортов безвизовый режим продлится до трех месяцев.  Выдача виз будет осуществляться через консульства. Шоп–туристам, возможно, визы будут выдавать непосредственно в аэропортах Алматы и Астаны без консульских сборов.

В ближайшее  время будет рассмотрен вопрос о  введении карточек миграционного контроля на границах с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Срок их действия (предварительно) 5 дней. С введением этих карточек каждый прибывающий в Казахстан гражданин из этих республик должен будет декларировать цель своего приезда в нашу страну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Появление на международной  арене независимых государств в  Центральной Азии, в которых тюркское население составляло большинство, было позитивно воспринято ТР. В условиях ослабления российского влияния и стремления центрально-азиатских элит максимально отстраниться от бывшего "старшего брата", у Анкары появился шанс восстановить в новых формах свое политическое, экономическое, культурное и военное влияние, получить дополнительные рынки сбыта для своих товаров и доступ к энергетическим ресурсам упомянутых стран, прежде всего, Казахстана. Последний, выделяясь на фоне других центрально-азиатских государств огромной площадью и сырьевыми запасами, также был заинтересован в расширении связей с ТР. Однако, самым важным аргументом в пользу сотрудничества с Анкарой для Казахстана в период становления двухсторонних связей оставалось желание получить как можно бóльшую финансовую помощь в условиях происходившего в молодой центрально-азиатской стране тяжелого экономического кризиса.

Таким образом, можно констатировать наличие серьезной  обоюдной заинтересованности в развитии двухсторонних отношений. Однако, если Турция поначалу проявляла серьезный интерес к интенсификации данных отношений практически по всем направлениям, то Казахстан порою занимал индифферентную позицию по вопросу развития контактов в сфере культуры, проявляя заинтересованность лишь в некоторых подобных проектах.

В середине 1990-х  годов в турецко-казахстанских  отношениях произошло некоторое  охлаждение. Турции не удалось создать  объединение центрально-азиатских  стран под своим покровительством, а возможности страны по оказанию финансовой помощи новым «тюркским» государствам уменьшились. Не привела к особому успеху и попытка Анкары предстать в роли посредника по привлечению в казахстанскую экономику средств иностранных, прежде всего японских, инвесторов. Таким образом, надежда казахстанского руководства на получение денежных средств от Турции не оправдалась, что привело к некоторому разочарованию и уменьшению интереса РК к широкомасштабному сотрудничеству с Анкарой. В итоге, произошло снижение показателей двухсторонних связей, резко сократилась численность студентов, участвовавших в обменных программах, были свернуты многие связи в сфере культуры.

Информация о работе Казахстанско-турецкие отношения в 90-е годы