Анализ деятельности частных структур содействия занятости в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы заключается в раскрытии роли частных структур содействия занятости в решении проблем занятости населения определении путей развития системы частных структур содействия занятости в современной России.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости населения 4
1.1. Занятость населения как социально-экономическая категория 4
1.2. Роль государства в регулировании занятости населения 17
1.3. Частные структуры содействия занятости населения на современном этапе: сущность, структура, функции, виды. 27
Глава 2. Анализ деятельности частных структур содействия занятости в России на современном этапе 44
2.1. Общая характеристика частной структуры содействия занятости ООО «КАУС» 44
2.2. Технология функционирования частной структуры содействия занятости ООО «КАУС» 48
2.3. Актуальные проблемы деятельности частных структур содействия занятости в условиях национальной экономики 54
Глава 3.Основные направления развития системы частных структур содействия занятости в России 61
3.1. Повышение эффективности деятельности частных структур содействия занятости 61
3.2. Развитие услуг по подбору персонала в Интернете 67
Заключение 72
Список используемых источников 75

Файлы: 1 файл

Диплом_ред.2.docx

— 174.34 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические  основы регулирования занятости  населения 4

1.1. Занятость  населения как социально-экономическая  категория 4

1.2. Роль государства  в регулировании занятости населения 17

1.3. Частные  структуры содействия занятости  населения на современном этапе:  сущность, структура, функции, виды. 27

Глава 2. Анализ деятельности частных структур содействия занятости в России на современном  этапе 44

2.1. Общая  характеристика частной структуры  содействия занятости ООО «КАУС» 44

2.2. Технология  функционирования частной структуры  содействия занятости ООО «КАУС» 48

2.3. Актуальные  проблемы деятельности частных  структур содействия занятости  в условиях национальной экономики 54

Глава 3.Основные направления развития системы частных  структур содействия занятости в  России 61

3.1. Повышение  эффективности деятельности частных  структур содействия занятости 61

3.2. Развитие  услуг по подбору персонала  в Интернете 67

Заключение 72

Список используемых источников 75

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования обусловлена особенностью современной ситуации на рынке труда, необходимостью развития методов и механизмов его регулирования, их увязки с программой социально-экономического развития страны и интересами субъектов рынка труда. Решение этих проблем во многом связано с определением роли и места частных структур занятости в регулировании рынка труда.

Научная разработка проблем деятельности частных структур содействия занятости населения находится на начальной стадии и требует более углубленных исследований. При этом особо следует отметить, что сегодня не существует единого мнения как по категориальному аппарату, так и по конкретным методам и механизмам деятельности частных структур содействия занятости, их вовлечения в общие процессы рынка труда. Недостаточная изученность и разработанность проблемы, необходимость совершенствования методов организации работы частных структур занятости и предопределили цели и задачи работы, ее логику и содержание.

Цель выпускной  квалификационной работы заключается в раскрытии роли частных структур содействия занятости в решении проблем занятости населения определении путей развития системы частных структур содействия занятости в современной России.

В соответствии с поставленной целью  были определены следующие основные задачи исследования:

- рассмотреть роль и значение частных структур содействия занятости на современном рынке труда;

- выделить основные технологии  функционирования частных структур  содействия занятости;

- проанализировать актуальные  проблемы деятельности частных  структур содействия занятости   условиях нестабильной экономики;

- определить направления развития системы частных структур содействия занятости в России.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в связи с функционированием частных структур содействия занятости на российском рынке труда.

Объектом исследования выступают частные структуры содействия занятости населения в Российской Федерации.

Практическая  значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее выводы и основные положения могут быть использованы при прогнозировании и оценке деятельности частных структур, внедрении профессиональных стандартов деятельности на рынке рекрутинговых услуг.

 

 

Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости населения

1.1. Занятость населения  как социально-экономическая категория

Занятость населения составляет необходимое условие для его  воспроизводства, так как от нее  зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость  раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи  с трудом.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход). В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:

1. обеспечение свободы  в труде и занятости, запрещение  принудительного, обязательного  труда. Человеку принадлежит приоритетное  право выбора: участвовать или  не участвовать в общественном  труде;

2. создание государством  условий для обеспечения права  на труд, на защиту от безработицы,  на помощь в трудоустройстве  и материальной поддержке при  безработице в соответствии с Конституцией РФ. 
 Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости:

1. обеспечение равных  возможностей всем гражданам  России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости; 
   2. развитие трудовых ресурсов;

3. предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы; поддержка  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

4. обеспечение социальной  защиты в области занятости,  создание специальных мер для  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы, т.е. помощь  особо нуждающимся гражданам  в трудоустройстве;

5. сочетание местных мер  с централизованными в области  занятости; поощрение работодателей,  создающих новые рабочие места  и другие принципы.

Занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому  договору, имеющие иную оплачиваемую  работу (службу), включая временные,  сезонные работы;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой, в том числе  индивидуальнотрудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

- избранные, утвержденные  или назначенные на оплачиваемую  должность;

- военнослужащие любых  родов войск, служащие в органах  внутренних дел;

- трудоспособные учащиеся  любых учебных заведений очной  формы, включая обучение по направлению службы занятости;

- временно отсутствующие  на работе (отпуск, болезнь, переподготовка  и т.п.);

- выполняющие работы по  гражданско-правовым договорам (договорам  подряда)1.

Важно определить статус занятости  для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают  пять статусов.

1. Наемные работники —  это лица, работающие по заключенному  письменному контракту (договору) либо по устному соглашению  с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

2. Работающие на индивидуальной  основе — лица, самостоятельно  осуществляющие деятельность, приносящую  им доход, не использующие либо  использующие наемных работников только на короткий срок.

3. Работодатели — лица, управляющие собственным либо  уполномоченные управлять государством, акционерным обществом, хозяйственным  товариществом и т.п. Работодатель  может полностью или частично  делегировать свои функции наемному  управляющему, оставляя за собой  ответственность за благополучие предприятия.

4. Неоплачиваемые работники  семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на семейном  предприятии, владельцем которого является их родственник.

5. Лица, не поддающиеся  классификации по статусу занятости,  — это безработные, не занимавшиеся  ранее трудовой деятельностью,  приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости2.

Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может считаться  не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой  доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость  противопоставляется занятости  формальной. Частный случай последней  — содержание излишних работников или создание формальных рабочих  мест во избежание безработицы —  политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.

Свободно избранная занятость  предполагает, что право распоряжаться  собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно  ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого  работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Приведенные выше виды занятости  отражают состояние количественной и качественной балансировки между  потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой  создаются благоприятные условия  для социально-экономического прогресса общества.

В условиях переходного периода  к рыночным отношениям, по мере роста  эффективности труда, уровень занятости  профессиональным трудом будет снижаться  в целом по стране. Это связано  с тем, что высокоэффективная  экономика будет нуждаться в  относительно меньшем числе работников, а также со снижением потребности  самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы деятельности.

Количественно занятость  характеризуется уровнем занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

  1. Доля занятых в общей численности населения:

Уз1 = Чз : Чн.

  1. Доля занятых в экономически активном населении:

Уз2 = Чз : (Чз + Чб).

В международной статистике исходным показателем анализа занятости  является уровень экономической  активности населения - доля численности экономически активного населения в общей численности населения:

Уэа = (Чз + Чб) : Чн,

где Чз, — доля численности занятых;

Чн — общая численность населения;

Чб — доля численности безработных.3

Отношения занятости обусловливаются  экономическими, демографическими и  социальными процессами. Экономическое  содержание занятости выражается в  возможности для работника своим  трудом обеспечить себе достойное существование  и способствовать росту эффективности  общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости  отражает взаимозависимость занятости  с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.

В экономической теории и  практике разработана система показателей, которая отражает эффективность  занятости. Обычно применяются четыре группы показателей.

Первая группа - это пропорции  распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности.

Вторая группа — уровень  занятости трудоспособного населения  в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной  стороны, потребность общественного  хозяйства в работниках, а с  другой — потребность населения  в рабочих местах. Оценка эффективности  занятости по этой характеристике может  производиться на основе баланса трудовых ресурсов.

Третья группа - структура  распределения работающих по отраслям народного хозяйства. Существующая в России отраслевая структура занятых отражает низкий уровень эффективности трудового потенциала.

Заметно сократился удельный вес занятых в промышленности, строительстве, науке и научном  обслуживании и возрос вес занятых  в сельском хозяйстве, торговле, транспорте и связи, в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, в кредитно-финансовом обслуживании, в аппарате органов управления, т.е. в основном в непроизводственной сфере (за исключением сельского  хозяйства). Такое положение нельзя назвать негативным, кроме снижения доли занятых в науке. Становление рыночных отношений приводит к естественному перемещению занятости из производственной сферы обслуживания. Предпочтительной является переориентация структуры занятых в соответствии с общемировыми тенденциями, для которых характерны высокие темпы роста численности работников в отраслях сферы услуг.

Информация о работе Анализ деятельности частных структур содействия занятости в России на современном этапе