Оценка конкурентоспособности российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на примере крупнейших отечественных фирм, осваивающих мировые рынки, выяснить основные тенденции и проблемы интеграции в мировое хозяйство и степень их конкурентоспособности на фоне других стран.

Задачи:
1. Дать понятия конкуренции и конкурентоспособности.
2. Рассмотреть факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий.
3. Изучить методы повышения конкурентоспособности.
4. Оценить конкурентоспособность Российских предприятий.
5. Выявить причины низкой конкурентоспособности Российских предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………….…….....3
1. Теоретические аспекты конкуренции и конкуренстоспособности...…….…5
1.1. Понятия «конкуренция и конкурентоспособность»…………..……………...….5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.........................7
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия...............................13
2. Оценка конкурентоспособности российских предприятий..........................17
2.1.Современное состояние конкурентоспособности российских предприятий….17
2.2. Причины низкой конкурентоспособности российских предприятий................27
2.3 Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий.................33
Заключение……………………………………………………….....……………..…...42
Список использованных источников………………………………………………....44

Файлы: 1 файл

Конкуренция и конкурентоспособность российских предприятий.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………….………….…….....3

        1. Теоретические аспекты  конкуренции и конкуренстоспособности...…….…5         

1.1. Понятия «конкуренция и конкурентоспособность»…………..……………...….5

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.........................7

1.3  Методы повышения конкурентоспособности  предприятия...............................13

       2.   Оценка конкурентоспособности российских предприятий..........................17

2.1.Современное состояние конкурентоспособности российских предприятий….17

2.2. Причины низкой конкурентоспособности российских предприятий................27

2.3 Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий.................33

Заключение……………………………………………………….....……………..…...42

Список использованных источников………………………………………………....44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.

Основа конкурентоспособной экономики – конкурентоспособные предприятия. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации, проблемы международной конкуренции выходят на первый план.

В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Данная работа посвящена вопросу конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках.

Цель данной курсовой работы – на примере крупнейших отечественных фирм, осваивающих мировые рынки, выяснить основные тенденции и проблемы интеграции в мировое хозяйство и степень их конкурентоспособности на фоне других стран.

 

Задачи:

1.  Дать понятия конкуренции и конкурентоспособности.

2. Рассмотреть факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий.

3. Изучить методы повышения конкурентоспособности.

4. Оценить конкурентоспособность Российских предприятий.  

5. Выявить причины низкой конкурентоспособности Российских предприятий.

Предмет исследования: анализ проблем конкурентоспособности Российских предприятий.

Объект исследования: проблемы и причины конкурентоспособности Российских предприятий.

Структура данной курсовой следующая:

В первой главе предполагается дать теоретический обзор конкуренции и конкурентоспособности предприятий.

Во второй главе на основе предоставленных мной источников, выяснить эффективность и конкурентоспособность российских предприятий России на мировых рынках, дать анализ, выявить проблемы и причины низкой конкурентоспособности российских предприятий и страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  конкуренция и конкурентоспособности

1.1 Понятия «конкуренция и конкурентоспособность»

 

Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция - это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции оказываются и крупные, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого - в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция имеет более сложную основу. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество. Для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция - это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции. Однако не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка - недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику [1].

С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность (КСП) товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики.

Универсального, общепринятого определения КСП не существует. Обычно под КСП понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

Важнейший показатель КСП экономического объекта любого уровня - наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

КСП фирмы (предприятия) - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Иначе говоря, показатель КСП для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.

Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две категории: «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-бытовой деятельности.

Разнообразными могут быть и ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества [2].

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность  предприятия

В этом параграфе, рассмотрим факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия:

1. Показатель размещения. В нем учитывается территориальное и географическое положение предприятия (удаленность от центра, соседство с остановками маршрутных средств передвижения, наличие подъездных путей, например, автодорог, внешний вид, специализация). Этот показатель характеризует удаленность предприятия от зон тяготения покупателей, насыщенность торговыми площадями территориальной зоны обслуживания в месте расположения предприятия, его специализацию и соседство с аналогичными конкурирующими или взаимодополняющими предприятиями. Для сравнения с конкурентами необходимо сопоставить показатели размещения по данной территории его и существующих потенциальных конкурентов на основе сопоставления сведений о численности занятых, ассортименте продукции и внешнем облике.

При оценке размещения розничных предприятий, супермаркетов, магазинов, палаток и др. в пешеходной зоне следует иметь в виду, что есть разные зоны доступности: до 400 м — для магазинов с продовольствием и товарами повседневного спроса; более 400 м — для магазинов иной специализации (мебель, электробытовые товары и т, п.). Поэтому анализируются с точки зрения конкуренции предприятия расположенные в этой зоне.

Характеризуя размещение, необходимо оценить внешний вид предприятия, его оформление должно быть практичным, многофункциональным и производить благоприятное впечатление на покупателей. Эта оценка корректируется с учетом наличия у предприятия стоянки для автомобилей и близости к нему остановок общественного транспорта[3].

2. Показатель  конкурентоспособности рекламы позволяет оценивать действенность рекламы с точки зрения активизации покупателя. Реклама рассматривается как способ целенаправленного распространения информации о местонахождении и видах деятельности предприятия, реализуемых товарах и предоставляемых услугах, а также о формах работы с клиентом. Реклама является составляющей коммерческой деятельности, и ее разумное использование способствует повышению конкурентоспособности предприятия.

Реклама может быть внешней и внутренней.

К внешней рекламе относятся оформление фасада, реклама в печати, на телевидении и в других средствах массовой информации.

К внутренней рекламе относятся: выкладка товаров, их эстетичность и дизайн, форма расположения, современное оборудование для выкладки и организации реализации товаров, наличие ценников и их оформление и т. д.

Объем, вид рекламы, формы, и действенность ее влияния на потребителя зависят от вида реализуемой продукции, стадии развития рынка, финансовых возможностей предприятия.

Для организации рекламной деятельности в отношении товаров широкого потребления, рынок которых характеризуется острой конкурентной борьбой, требуются большие усилия. Это касается организации рекламы на месте продажи (внешне- и внутримагазинной). Здесь важную роль играет красочность упаковки товаров, их выкладка, доступность для обозрения, точность и понятность информации об этих товарах.

Товары промышленного назначения нуждаются в разъяснительной рекламе — это брошюры, в которых приведены технические характеристики и описано назначение товара, демонстрация товара — прямой контакт с покупателем и т. д.

Особые (элитные) товары в особой рекламе не нуждаются. Это товары, требующие высокой эстетической рекламы в основном на месте продажи. Наружная реклама магазинов по реализации этих товаров демонстрирует торговую марку, а внутренняя — элегантность, принадлежность данных товаров к высокой моде, их комфортность и другие подобные качества, свидетельствующие об элитности.

Критерием оценки рекламы является прирост объема реализации товаров. Конкурентоспособность рекламы характеризуется:

эффективностью ее воздействия на потенциальных покупателей и как следствия — возникновением спроса,

ее красочностью, эстетичностью и уровнем технического исполнения.

Эффективность рекламы определяется соотношениями:

объема дополнительной реализации товара, связанной с рекламой, и затрат на нее;

суммы дополнительного дохода от рекламы и затрат на нее.

Рекламу предприятия оценивают с учетом результатов ее сравнения с рекламой конкурентов и оттока клиентов в связи с рекламированием чужих товаров.

3. Показатель конкурентоспособности  товара очень важен, так как товар, не отвечающий современным требованиям, не будет реализован несмотря ни на удачное размещение предприятия, ни на хорошую рекламу.

Конкурентоспособность товара — это его способность отвечать требованиям рынка данного вида.

Главные составляющие конкурентоспособности товара:

• высокий технический уровень, надлежащие потребительские свойства, хорошая упаковка, маркировка товара;

•  высокий уровень маркетинга и рекламное обеспечение реализации, действенные методы и хорошие источники распространения информации о качестве товара, его уникальности и т. д.;

Информация о работе Оценка конкурентоспособности российских предприятий