Оценка конкурентоспособности российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на примере крупнейших отечественных фирм, осваивающих мировые рынки, выяснить основные тенденции и проблемы интеграции в мировое хозяйство и степень их конкурентоспособности на фоне других стран.

Задачи:
1. Дать понятия конкуренции и конкурентоспособности.
2. Рассмотреть факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий.
3. Изучить методы повышения конкурентоспособности.
4. Оценить конкурентоспособность Российских предприятий.
5. Выявить причины низкой конкурентоспособности Российских предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………….…….....3
1. Теоретические аспекты конкуренции и конкуренстоспособности...…….…5
1.1. Понятия «конкуренция и конкурентоспособность»…………..……………...….5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.........................7
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия...............................13
2. Оценка конкурентоспособности российских предприятий..........................17
2.1.Современное состояние конкурентоспособности российских предприятий….17
2.2. Причины низкой конкурентоспособности российских предприятий................27
2.3 Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий.................33
Заключение……………………………………………………….....……………..…...42
Список использованных источников………………………………………………....44

Файлы: 1 файл

Конкуренция и конкурентоспособность российских предприятий.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

•  соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам (например, по габаритам, надежности, долговечности, санитарному и экологическому состоянию, экономичности);

•  организация предпродажного и послепродажного гарантийного обслуживания, обучение потребителя правилам пользования;

•  оптимальная цена, условия оплаты (предоплата, оплата по факту покупки, оплата в рассрочку), кто несет расходы по транспортировке и установке для использования, цена услуг по реализации и ее включение в цену товара;

•  своевременность появления на рынке с учетом сезонности реализации, готовности покупателя к использованию данного товара, формирования спроса на него.

Конкурентоспособность товара оценивают по перечисленным составляющим в сравнении с аналогичными товарами других предприятий, которые уже, получили признание, высокую оценку и обладает в данный период высоким спросом на том же рынке.

4. Конкурентоспособность  предприятия определяется набором и качеством услуг, представляемых при реализации товара. Качественное обслуживание покупателей важный инструмент увеличения товарооборота.

Набор сервисных услуг (продажных и послепродажных) каждое предприятие формирует с учетом своих возможностей. К таким услугам могут относиться:

•  доставка товаров на дом;

•  передача товаров во временное пользование с последующей их продажей покупателю;

•  прием заказов по телефону;

•  подарочная упаковка товаров;

•  услуги по ремонту и замене товаров;

•  оказание помощи в подборе товаров;

• выбор товаров по каталогу на дому с последующей доставкой.

Услуги, непосредственно не связанные с продажей товаров. Это создание и обустройство:

•  стоянок для машин у магазина;

•  мест отдыха покупателей в магазине (кафетерии, бары и др.);

•  комнат для детей;

•  камер хранения вещей и др.

Перечисленные услуги могут предоставляться бесплатно или платно. Каждое предприятие этот вопрос решает самостоятельно в зависимости от того, насколько плата за услуги сокращает общий товарооборот или увеличивает его.

5. Ценовая политика — важная составляющая конкурентоспособности предприятия, поэтому каждый предприниматель определяет оптимальную для своего предприятия ценовую политику. Для этого применяют два основных подхода:

ориентация на издержки;

ориентация на рынок.

6. Имидж предприятия определяется степенью его известности и клиентурой. Важную роль играют представления, впечатления и ощущения, которые посетитель связывает с магазином. Оценка имиджа помогает правильно сформировать ассортимент реализуемого товара и форму рекламы.

Предприятие получает и оценивает информацию об имидже посредством:

•  устных опросов (интервьюирования) покупателей;

•  письменных опросов (анкетирования) покупателей;

• наблюдений за покупателями;

•  тестирования участников покупательских конференций;

•  данных внутренней и внешней отчетности.

Созданию имиджа способствует торговая марка. Определенный имидж позволяет устанавливать предельно высокие торговые наценки и надбавки.

Имидж предприятия оценивают его эксперты или приглашенные специалисты на основании субъективных суждений с учетом реального положения дел на предприятии и у его конкурентов (применяется десятибалльная шкала).

7. Ассортимент  реализуемой продукции — число групп, видов и разновидностей товаров. При оценке продукции по этому показателю учитываются широта и глубина ассортимента.

Ассортимент зависит от следующих факторов:

•  специализация предприятия (узкоспециализированное предприятие — магазины «Обувь», «Мебель» и т. д.; специализированные — продуктовые магазины, магазины с универсальным ассортиментом и др.);

•  размера предприятия (ассортимент ограничен необходимостью определенной выкладки товаров, внутримагазинной рекламой, наличием подсобных помещений и т. п.);

•  имеющихся на предприятии оборотных средств (собственных и заемных), обеспечивающих покупку товаров для реализации;

•  знаний о товарах и товарных рынках, т. е. от оценки возможности реализации товаров, наличия данных товаров у конкурентов, конкурентоспособности товаров и т. д.;

•  подверженности товаров порче, условий и сроков их хранения;

•  необходимости консультирования при продаже товаров и наличия продавцов-специалистов, проводящих эти консультации;

•  транспортабельности товаров и возможность их соседства с другими товарами (токсичные товары нельзя хранить и продавать в одном помещении с продуктами и т. п.).

1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В современном мире общепризнано, что только инновационный путь развития может обеспечить конкурентоспособность предприятия.

Характерной чертой современного мирового экономического развития является переход к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становится ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса предприятия.

Интенсификация производства и использование новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. В условиях возрастающей конкуренции нет альтернативы инновационному пути развития.

В основе современного общества лежит следующая триада: информация - знания - новшества (инновации). Экономика 21 века называется экономикой знаний потому, что из всех ресурсов самым важным оказался нематериальный ресурс - знания, опыт, новые технологии[4].

Инновации - это нововведения, конечной целью которых является выпуск новой, более конкурентной продукции/услуг. При этом степень новизны может быть различной: новые потребительские свойства, более низкая цена, принципиально новая продукция. К инновациям относятся также новые способы производства, организации и управления.

Основными стимулами для внедрения инноваций являются повышение конкурентоспособности продукции/услуг, рост прибыли, расширение доли рынка, сокращение издержек производства.

Предприятие - базовое звено экономики. Процесс внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение результатов этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Инновационная политика предприятия направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции .

Конкурентные преимущества товара / услуги достигаются за счёт производства, прежде всего, нового, востребованного рынком товара / услуги, выгодно отличающегося от аналогичных товаров-конкурентов по уровню обслуживания, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли.

Внедрение инноваций в работу организации является важным этапом, который нельзя не учитывать при разработке стратегии развития фирмы. В некоторых случаях это может стать ключевым моментом работы. Умелое и правильное внедрение новшеств в работу может дать большое преимущество перед конкурирующими фирмами.

Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот инновационным менеджментом рекомендуется проведение предварительной оценки и дальнейшего постоянного учета инновационного потенциала предприятия.

Под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот.

От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограничены, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии. Такой подход к трактовке инновационного потенциала можно считать классическим.

Но, принимая во внимание особенности и обозначившиеся тенденции современных условий хозяйствования, когда экономический рост все больше и больше зависит от способности генерировать высокую инновационную активность, понятие «инновационного потенциала предприятия» следует несколько расширить.

Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. В настоящее время такой подход начинает изживать себя. Причиной тому является резкое сокращение срока жизни инноваций, который вызывает повышение интенсивности появления на рынке все новых и новых товаров и услуг. Практически ежедневное обновление ассортиментных рядов на отдельных товарных рынках приводит к тому, что инновационные товары, или сегодняшние новинки, назавтра таковыми не являются. На их смену приходят другие инновации. Поэтому сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций. Речь, прежде всего, идет о проблеме одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавно созданных инноваций, или существующих продуктов, и развития новых.

Другими словами, под инновационным потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Оценка конкурентоспособности  российских предприятий

2.1. Современное состояние конкурентоспособности российских предприятий

Несмотря на заметный экономический рост, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. По данным всемирного экономического форума [6], по уровню конкурентоспособности Россия в 2012 – 2013 гг. находилась на 58 месте в мире (из 144 страны). В этом отношении наша страна уступала Турции (43 место), Индии (59 место) и Китаю (29 место), опережая только Украину (73 место. Это показывает, что при недостаточно высокой общей конкурентоспособностью, Россия отличается еще более низкой конкурентоспособностью бизнеса.

Таблица 1 -  Сравнительные показатели глобальной конкурентоспособности России и некоторых зарубежных стран[6]

 

Показатель

Россия

Турция

Украина

Индия

Китай

Индекс глобальной конкурентоспособности, в том числе

67

43

73

59

29

Макроэкономическая стабильность

37

83

126

108

7

Инфраструктура

66

59

78

67

52

Здравоохранение и образование

60

77

84

101

61

Институты

116

55

104

48

77

Эффективность финансового рынка

109

61

73

37

58

Эффективность бизнеса

88

41

39

39

57

Инновации

57

53

44

28

38


 

Из таблицы видно, что, выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия существенно отстает от ведущих развивающихся стран по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям. Высокая макроэкономическая стабильность, таким образом, может и не обеспечивать эффективность бизнеса, также как и общую высокую конкурентоспособность страны. Глобальная конкурентоспособность ассоциируется, прежде всего, с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций. В России даже ведущие компании, несмотря на их видимый рост в последние годы, все еще значительно отстают не только от западных корпораций (как по объемам оборота, так и по капитализации), но и от ведущих компаний развивающихся стран.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности российских предприятий