Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ведущая роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка может быть проведена в налоговом органе – камеральная проверка или по фактическому месту нахождения налогоплательщика – выездная проверка. Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.

Файлы: 1 файл

Камерль. проверки.doc

— 127.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономика и организация производства»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Налоговое администрирование»

   на тему «Пути  повышения эффективности камеральных  налоговых проверок»

                                                         

 

                                                                                                      Выполнил(а):

                                                                                           Студент(ка) Каира Ю.А.

                                                                                          Группа: Нбд-31

 

 

                                                                                                      Принял(а):

                                                                                                      Шептиенко О.Г.

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 
2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях ведущая роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки.  Налоговая проверка может быть проведена в налоговом органе – камеральная проверка или по фактическому месту нахождения налогоплательщика – выездная проверка. Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.

Вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными, т.к.  сегодня ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Объектом исследования является камеральная проверка налогового органа.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических проблем повышения результативности налогового контроля.

Целью данной работы является изучение теоретических  положений и разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового контроля, а в частности камеральных налоговых проверок.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:

  • изучить теоретические подходы к содержанию камеральной проверки, определить её место и роль в системе государственного налогового контроля;

  • исследовать нормативно-правовой механизмы налогового контроля в России;

  • дать рекомендации по совершенствованию камеральных проверок в процессе проведения налогового контроля.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, Налоговый кодекс РФ, законы, методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области осуществления налогового контроля.

Исследования теоретических, методологических и практических вопросов в области финансового и налогового контроля проводились многими российскими учеными. Данным проблемам посвящен обширный круг научной и учебной литературы.

Важные положения теоретических основ налогового контроля, отвечающих условиям современной России, были сформулированы в работах А.В. Брызгалина, С.И. Титова, Д.Г. Черника и др.

Вопросы практической контрольной деятельности налоговых органов освещаются в трудах В.Г. Артюхова, А.П. Зрелова, М.В. Краснова, С.А. Шорникова и др.

Разработке проблем организации и совершенствования государственного налогового контроля посвятили исследования российские ученые А.С. Бакаев, А.В. Макрушин, Л.П. Павлова и др.

 

(Выделить актуальность  исследования и в конце введения  дать структуру работы. Заменить «Список литературы» на библиографический список и указать в источниках количество страниц, а в сносках – с какой страницы цитата.)

 

1 Теоретические основы осуществления  камеральных налоговых проверок  в РФ.

1.1 Понятие и сущность камеральных  налоговых проверок.

Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения, решая важнейшие социальные задачи. Правильное и полное поступление налогов в бюджетную систему является залогом успешной реализации социальной функции и стабильной деятельности государственного аппарата. Неправильное исчисление налогов, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и другие неумышленные и умышленные противоправные действия налогоплательщиков приносят огромный вред нормальному функционированию государства, вызывают социальное напряжение в обществе. В связи с этим налоговый контроль, осуществляемый компетентными исполнительными органами, играет существенную роль в стабильном существовании государства и общества. Осуществляя налоговые проверки, государственные органы должны опираться на закон. В сущности любая налоговая проверка – это определенная правовая процедура, порождающая правовые отношения между налогоплательщиками и государством.1

В соответствии с п. 1 ст. 87 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

  • камеральные налоговые проверки;

  • выездные налоговые проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

А исходя из положений ст. 6 закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» такой контроль признается одной из главных задач налоговых органов. 2

Все активнее налоговые органы используют такой механизм налогового контроля, как камеральная налоговая проверка (КНП). 3

В то же время следует заметить, что именно по результатам камеральной налоговой проверки многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговых органов в целях проведения налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, при этом объектом выездной проверки в таком случае становятся выявленные в рамках камеральной налоговой проверки ошибки, противоречия и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля в отличие от выездной налоговой проверки, исходя из действующего законодательства, ограничивается представленными проверяемым лицом документами и информацией, полученной из иных источников.

Налоговые органы вправе проводить камеральную налоговую проверку при каждом представлении налоговой декларации и прилагаемых к ней документов. Для этого законодательством им выделено три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Срок проверки отсчитывается с того дня, когда в налоговый орган представлены последние декларации и указанные сведения (Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2007 г. N 03-02-07/2-69). 4

Целью налоговой проверки является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Сутью проверки является сопоставление различных данных в целях выявления соответствия / несоответствия нормам НК РФ. 5

Можно выделить следующие задачи налоговой проверки: 6

  • обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов;
  • выявление и устранение нарушений в сфере налогообложения и предотвращение их совершения в будущем;
  • выявление и устранение причин, порождающих совершение нарушений в сфере налогообложения;
  • установление оснований и применение соответствующих мер ответственности за совершение нарушений в сфере налогообложения;
  • выявление и устранение недостатков правового регулирования в сфере налогообложения;
  • установление и повышение уровня исполнения законодательства о налогах и сборах участниками налоговых правоотношений.

Камеральную проверку проводят на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных компанией и необходимых для расчета и уплаты налогов. Кроме того, в проверке участвуют документы о деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности плательщика. Например, при подаче плательщиком уточненной декларации, относящейся к более раннему периоду, чем истекшие три года (в этом случае не могут быть взысканы штрафы, так как срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет три года).

Камеральная проверка проводится чиновниками налоговых органов без какого либо специального и предварительного решения. И сам налогоплательщик не информируется о ее начале. Она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления декларации и прилагаемых к ней документов, если законом не установлено иное (п. 2 ст. 88 НК РФ). 7

ФНС России издала приказ от 18 января 2008 года N 9н, в котором утвердила новый административный регламент. Его целью является бесплатное информирование (в том числе и в письменной форме) налогоплательщиков обо всех налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, а также разъяснение особенностей заполнения налоговых деклараций.

Так, если в налоговой декларации нечетко или неправильно заполнены реквизиты и показатели, ИФНС должна проинформировать налогоплательщика о процедуре заполнения налоговой декларации и выявленных недостатках, а также предложить устранить их (п. 137 приказа ФНС РФ от 18 января 2008 года N 9н).

Затем налоговики проверяют, все ли фирмы и предприниматели, состоящие на учете в инспекции, представили документы.

1.2 Методы проведения камеральной  налоговой проверки

Организация камеральной проверки опирается на использование различных методов ее проведения. При исследовании отдельного документа могут применяться:

  • формальная,
  • арифметическая,
  • нормативная форма проверки.

Формальная форма предполагает проведение внешнего осмотра документов, в ходе которой проверяется наличие в них всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок.

При арифметической форме контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. Этот метод позволяет проверить правильность подсчета стоимости продукции путем умножения цены на сумму начисленной заработной платы путем умножения расценки на количество произведенного товара. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т.п. В формах расчетов обычно указывается порядок подсчета показателей.

Нормативная форма - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т.п.

С помощью названных приемов при исследовании каждого отдельного документа можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и в расчетах сумм налога.

К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. НК РФ предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В соответствии со ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Такая проверка применяется при исследовании документов, оформленных в нескольких экземплярах (накладные, счета-фактуры и т.п.). Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров может свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах. Одновременно осуществляется проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов. В результате проведения таких мероприятий выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо неполностью учтенные операции. В организациях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на оприходование и отпуск товаров.

Информация о работе Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок