Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 13:26, курсовая работа
В современных условиях ведущая роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка может быть проведена в налоговом органе – камеральная проверка или по фактическому месту нахождения налогоплательщика – выездная проверка. Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.
Теперь мы можем рассчитать перекрывающий налоговый рычаг и эффективную частоту для каждого вида проверок.
Для камеральных проверок:
Для выездных проверок:
.
Как видим, в обоих случаях величина перекрывающего налогового рычага невысока, что влечет за собой сравнительно высокие показатели эффективной частоты проверок. Это объясняется структурой полученных платежей: доля санкций и пени в них в разы меньше, чем доля взысканных налогов.
Полученные результаты необходимо сопоставить с данными о количестве камеральных и выездных проверок. Их можно найти в столбце 3 формы № 2-НК (табл. 1). По состоянию на 2013 год:
34 204 702 (ед.) – количество камеральных проверок;
39 771 (ед.) – количество выездных проверок;
34 204 702 – 39 771 = 34 244 473 (ед.) – общее количество проверок.
Перейдем к расчету эмпирических частот. Под эмпирической частотой данного типа налоговой проверки понимается частота, с которой налоговая инспекция проводит проверку того или иного типа. Определяется она как доля, которую занимает число проверок данного типа в общем числе проверок. При этом сумма эмпирических частот проверок всех типов равна единице, как и вероятности (условие нормировки). Как следует из названия, эмпирическая частота определяется на основании фактически имеющихся статистических данных за определенный промежуток времени.
Для камеральных проверок:
.
Для выездных проверок:
Мы наблюдаем достаточно сильную асимметрию частот налоговых проверок за 2013 год. Эмпирическая частота камеральных проверок близка к 100%, в то время как эмпирическая частота выездных проверок составляет менее 1%, она практически незаметна для стороннего наблюдателя. Следовательно, эмпирическая частота камеральных проверок с легкостью преодолевает необходимый теоретический порог в размере 87,26%, однако достигается это ценой существенного снижения эмпирической частоты выездных проверок, которая далека от прохождения порога в размере 76,45%. Очевидно, что теоретическая планка для выездных проверок слишком высока.
Камеральные проверки работают с высокой степенью эффективности. Относительно выездных проверок этого сказать нельзя, поскольку они не проходят формальный критерий эффективности проверок. По-видимому, существует сильная мотивация уклонения от выездных проверок со стороны налогоплательщиков, поэтому и риски сокрытия налогов по-прежнему велики.(Рисунок 2)
Полученные выводы подтверждаются официальными данными налоговой статистики, которые свидетельствуют об уменьшении числа выездных налоговых проверок в прошедшем году: «Руководитель ФНС РФ подтвердил, что в настоящее время статистика налоговых проверок такова. Менее 1% юридических лиц проверяется налоговыми инспекторами, используя выездные контрольные мероприятия. Отметим, что ранее она составляла 15%. На выступлении также было отмечено, что в Евросоюзе эта цифра в три раза больше – 3,3%… План налоговых проверок на будущий год контролеры будут формировать по новым правилам. В выездные мероприятия попадут не только юридические лица и предприниматели, но и филиалы и представительства».
Успешное осуществление общенациональной программы совершенствования налогового процесса в России, требует колоссальных усилий и предполагает осуществление тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Такая программа охватывает практически все аспекты налогового администрирования:
В этих целях в целом уже подготовлена и реализуется специальная целевая программа развития налоговых органов, в рамках которой предполагается выполнение и завершение следующих мероприятий:
• упрощение процедур
заполнения и подачи
• перевод основной работы по обработке налоговой отчетности граждан и предприятий в специализированные Центры обработки данных (ЦОГС);
• развитие системы
досудебного разбирательства
• внедрение в практику
работы налоговых органов
В работе с налогоплательщиками ставится задача внедрения новых технологий информационной работы: переход на принцип «одного окна», развитие бесконтактных форм взаимодействия, распределение работы в налоговых инспекциях по операционному принципу и т.д. Администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на федеральном уровне специализированными межрегиональными налоговыми инспекциями. Кроме того с 1 июля 2002 г. в ведение налоговых органов переданы учет и регистрация коммерческих юридических лиц (предприятий). В системе ФНС России ведется Единый государственный реестр юридических лиц. Особой проблемой в деятельности налоговых органов являются слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в отдельных случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налогооблагаемой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Для решения этой проблемы планируется осуществить целый ряд мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских работ по развитию законодательства о налогах и сборах, совершенствованию администрирования и оценки деятельности налоговых органов в части решения задач, поставленных Программой, а также анализа финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, пресечения путей сокрытия доходов, занижения налогооблагаемой базы, «теневого» оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств. Совершенствования научного подхода требуют такие проблемы, как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Особую значимость не только для налоговой системы, но и для экономического развития страны в целом имеют научно-исследовательские работы в части оценки потенциальной налогооблагаемой базы и прогнозов поступления налогов, а также последствий введения или отмены отдельных налогов и сборов, изменения их ставок или налогооблагаемой базы. Развитие и совершенствование научного обеспечения будут проводиться на базе комплексного подхода к проведению научных исследований и использованию их результатов в практической деятельности налоговых органов. Для обеспечения эффективной работы местного и регионального уровней налоговых органов необходимо расширить объем взаимодействия между соответствующими подразделениями федерального казначейства, другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается приема сведений о платежах от подразделений Федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путем нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций. Для обеспечения эффективного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) как одного из основных бюджетообразующих налогов (до 43% налоговых доходов федерального бюджета), а также комплексной оценки экономических отношений между предприятиями предусматривается введение электронной обработки счетов-фактур. Это позволит существенно уменьшить возможности ухода от уплаты данного налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и позволит выявить налоговые правонарушения, связанные с другими налогами, уплачиваемыми от выручки. Развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом администрировании невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счет создания центров обработки данных. В плане совершенствования налогового администрирования предполагается создание Центров определения доходов (ЦОД), на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней. ЦОД регионального уровня создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как региональные управления ФНС России, так и подчиненные им налоговые инспекции. Создание ЦОДов и перенос в них наиболее трудоемких функций с учетом выполнения их автоматизированным способом позволит высвободить персонал территориальных налоговых инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения возникающих разногласий, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщика. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов на ЦОД возлагаются функции обработки и накопления данных из внешних источников, создания электронного и бумажного архивов, формирования, печати и рассылки документов налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. В рамках создаваемой общенациональной информационной системы совокупность территориальных центров обработки данных объединяется в единую иерархическую систему, на верхнем уровне которой находится Федеральный центр обработки данных. Федеральный центр обработки данных призван обеспечить интеграцию информационных ресурсов налоговых органов с целью их аналитической и статистической обработки. Это позволит увеличить оперативность и достоверность получения информации о функционировании налоговых органов, финансово-экономическом состоянии налогоплательщиков, повысить эффективность управления со стороны федерального центра. С целью осуществления эффективного контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов предусматривается развитие и широкомасштабное внедрение системы автоматизированной камеральной проверки. При ее проведении необходимо осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценку потенциальных сумм доначислений на основе анализа деятельности налогоплательщиков и информации, имеющейся в налоговых органах. Необходимость развития системы камерального контроля, расширения аналитических функций налоговых органов, переход на новые ресурсосберегающие технологии представления налогоплательщиками деклараций и другой отчетности требует расширения информационного обмена Министерства РФ по налогам и сборам с налогоплательщиками и сторонними организациями на основе использования новых информационных технологий. Организация на новом, качественно более высоком уровне информационного обмена налоговых органов с налогоплательщиками и внешними организациями, в том числе Федеральным казначейством, таможенными органами, органами государственной статистики, банками, а также с другими министерствами и ведомствами требует решения вопросов правового, организационного и технического характера. Мероприятия по организации такого взаимодействия предусматривают изменение законодательства о налогах и сборах, решение вопросов легитимности и защиты передаваемой информации, организационной, технической и ресурсной поддержки проектируемых технологий. Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Результативность деятельности налоговых органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности и грамотности налоговых работников. Для создания комплексной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей непрерывность, мобильность и системность в подготовке кадров налоговых органов различных категорий на территории Российской Федерации, необходимы значительные финансовые вложения. Открытие центров подготовки персонала, институтов налоговой службы, а также внедрение новых информационных и образовательных технологий в образовательный процесс позволит в кратчайшие сроки привлечь к профильному обучению руководителей и специалистов всех структурных подразделений налоговых органов и значительно сократить расходы на оплату командировочных расходов. Развитие материальной и методической базы, а также научной деятельности Всероссийской государственной налоговой академии позволит обеспечить образовательные учреждения, реализующие программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, научно-методологическими и методическими разработками для качественного обучения кадров в соответствии с требованиями времени. Открытие Центра дистанционного обучения на базе Всероссийской государственной налоговой академии предоставит возможность прямого и равного доступа специалистам налоговых органов и налогоплательщикам к законодательной и нормативной правовой базе, регулирующей налоговую политику, обеспечит обучение по специальности «Налоги и налогообложение», ускорит реформирование учебных программ и повысит качество преподавания дисциплин по налоговой тематике. Достижение результатов в проекте такого масштаба возможно только при реализации широкой сбалансированной программы реформ, которая должна затронуть все элементы существующей системы. Законодательство, культура организации, технологические процессы и процедуры - все это в совокупности создает налоговую систему. Эти компоненты взаимосвязаны, и изменение одного без соответствующего изменения остальных взаимосвязанных компонентов не принесет желаемого эффекта. Изменение существующих процессов налогового администрирования в значительной степени устранят причины, порождающие коррупцию, и процедуры, создающие условия для нарушения профессиональной этики. Создание эффективно функционирующей налоговой системы, базирующейся на высоком потенциале управления со стороны федерального центра, а также типовых налоговых структурах и технологиях низовых звеньев системы, современных информационных платформах и развитой системе гарантий государственных служащих позволят выполнять возложенные на налоговые органы функции на более высоком уровне.
6 Шорников С.А. Об объекте и предмете налоговой проверки и их соотношении // Бизнес в законе. 2009, №2.
Информация о работе Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок