Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ведущая роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка может быть проведена в налоговом органе – камеральная проверка или по фактическому месту нахождения налогоплательщика – выездная проверка. Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.

Файлы: 1 файл

Камерль. проверки.doc

— 127.98 Кб (Скачать файл)

Методика проведения камеральной налоговой проверки является важнейшим и необходимым элементом системы деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и представляет собой определенный набор правил, приемов, технологических средств и способов процессуального достижения результатов проверки в соответствии с заданной целью налогообложения. Подобная методика предусматривает регламентацию оформления ее результатов и включает:

- формирование документов  о выявленных в ходе камеральной  проверки нарушениях законодательства  о налогах и сборах; регистрацию  случаев привлечения к административной  ответственности; ведение журналов  их учета;

- формирование реестров  начислений по результатам камеральной  проверки и передачу их для  отражения в лицевых счетах  налогоплательщика;

- формирование сводных  сведений по результатам камеральных  проверок;

- формирование требований  о представлении дополнительных сведений в связи с проведением камеральной проверки в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок;

- формирование налоговых  уведомлений на уплату налогов;

- учет направления материалов  в правоохранительные органы;

- учет реестров счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-покупателями, совершающими различные операции, в том числе с нефтепродуктами.

Анализ камеральных показателей налоговых деклараций по видам налогов, других платежей в бюджет основаны на применение следующих методов отбора:

- расчетов соотношений  и сравнений (эффективен при автоматизированной  обработке имеющейся информации  и баз данных, сформированных  на основании сведений, полученных  из внутренних и внешних источников);

- критериев отбора налогоплательщиков  на основе камерального анализа  налоговых деклараций по НДС  и налогу на прибыль;

- в случае отклонения  объема выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг в  значительных объемах (более чем  на 40%);

- при обнаружении несоответствия  дохода от реализации работ, полученного  от источников за пределами  Российской Федерации, в декларациях  по НДС, аналогичного доходам, указанным  в декларации по налогу на  прибыль;

- в случае неодинакового отражения доходов от долевого участия в других организациях в декларации по налогу на прибыль по сравнению с данными, отраженными в декларации по НДС;

- при неадекватном увеличении  удельного веса суммы начисленной  амортизации в общей сумме  расходов в декларации по налогу  на прибыль при наличии данных  в п. 3 декларации по НДС (выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления) при одновременном  отсутствии роста основных средств расчета среднегодовой стоимости имущества.

Таким образом, в декларациях, представленных организациями-плательщиками, должна содержаться информация об осуществленных организацией финансово-хозяйственных операциях, логически связанных с налоговой отчетностью по другим видам налога, а именно: сведения об объемах выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг и о внереализационных доходах, полученных организацией, в том числе по товарообменным (бартерным) операциям, по договорам поручения, комиссии либо по агентским договорам, на безвозмездной основе и т.д.

Продолжительность камеральной проверки - три месяца со дня представления отчетности.

В течение этого времени налоговики проверяют: 8

  • полноту представленной отчетности;

  • своевременность ее представления;

  • правильность оформления отчетности;

  • правильность расчета налоговой базы;

  • обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налогов и льгот;

  • правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов.

На практике инспекторы часто ограничиваются проверкой арифметики и взаимоувязки различных форм, на анализ у них просто не остается времени.

Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у фирмы дополнительные документы (углубленная камеральная проверка). Но из этого правила есть исключения.

Например, если налогоплательщик просит возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы могут потребовать от него дополнительные бумаги, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ). Также налоговики вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по НДС и в том случае, если речи о возмещении налога не идет. Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие право на эти льготы. А компаниям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты этих налогов. В остальных случаях требование дополнительных документов незаконно.

Согласно статье 88 Налогового кодекса при проведении камеральной проверки инспекция может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие: 9

  • право на применение налоговых льгот;

  • правомерность применения вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;

  • правильность исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна сообщить налогоплательщику об этом и потребовать внести исправления в установленный срок.

После чего в течение пяти рабочих дней предприятие должно представить необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию. Если пояснения не убедят налоговиков, они должны будут установить, повлекла ошибка недоплату налога или нет. Также инспекторы поступят, если фирма, сдавшая ошибочную декларацию или неверный расчет, вообще не представила никаких пояснений.

Если в результате камеральной проверки выявлены нарушения, то проверяющие в течение 10 рабочих дней после ее окончания обязаны составить акт. 10

Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

В акте указывают:

  • дату подписания документа инспекторами;

  • полное и сокращенное наименования фирмы;

  • фамилии, имена и отчества проверяющих и название налоговой инспекции;

  • дату представления налоговой декларации и иных документов;

  • перечень документов, которые фирма представила в ходе камеральной проверки;

  • период, за который проведена проверка;

  • наименование налога, в отношении которого проводили проверку;

  • дату начала и окончания проверки;

  • адрес фирмы;

  • сведения о мероприятиях налогового контроля, которые ревизоры провели при проверке;

  • какие именно нарушения налогового законодательства были выявлены в ходе проверки;

  • выводы и предложения проверяющих.

Акт камеральной проверки вручают под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, контролеры сделают в нем соответствующую отметку и отправят его заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если предприятие не согласно с выводами, сделанными в акте камеральной проверки, можно представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Если нарушений не выявлено, никаких документов при завершении камеральной проверки инспекторы не составляют.

По правилам, составив акт проверки, контролеры должны выставить требование об уплате налогов, пеней и штрафов. После того как закончится срок добровольной уплаты, установленный в требовании, контролеры могут в течение двух месяцев принять решение о принудительном взыскании. Пропустив этот срок, инспекторы вправе обратиться в суд. Исковое заявление они могут подать в течение шести месяцев с момента, когда закончится срок для добровольной уплаты налогов, пеней и штрафов. Так сказано в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса.

По итогам камеральной проверки налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя за то, что те не представили:

  • налоговые декларации. Штраф назначается по статье 119 Налогового кодекса. А именно: по 5% в месяц от суммы налога, которая указана в декларации. Однако общий размер штрафа не может превышать 30% от суммы налога, но и не должен быть меньше 100 рублей. Если же предприятие не подает декларацию достаточно долго (больше 180 дней по истечении срока сдачи), то наказание строже. Во-первых, «возьмут» 30% от суммы налога. Во-вторых - еще по 10% от этой суммы налогоплательщик должен будет заплатить за каждый просроченный месяц, начиная со 181-го дня;

  • другие документы (прежде всего бухгалтерскую отчетность). Штраф назначается по статье 126 Налогового кодекса - провинившаяся фирма заплатит по 50 рублей за каждый несданный документ.

Кроме того, налоговики могут выписать на руководителя или главного бухгалтера фирмы протокол об административном нарушении. Рассматривает его районный или мировой судья. Штраф назначается по статье 15.5 КоАП РФ и составляет от 300 до 500 рублей.

Если фирма просрочит подачу налоговых деклараций на 10 рабочих дней, инспекция вправе приостановить операции по ее счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Проверив отчетность и обнаружив в ней ошибки, инспекторы могут оштрафовать фирму или предпринимателя за неуплату или недоплату налогов (ст. 122 НК РФ). Штраф составит 20% от суммы недоимки. А если налоговики выяснят, что данные ошибки совершены намеренно, то штраф составит 40% от суммы недоимки.

Таким образом, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

     Налоговая декларация является основой проведения камеральной налоговой проверки. При сдаче отчетности и предоставлении документов по требованию налогового органа существует очень много тонкостей, которые необходимо учитывать налогоплательщику, так как они играют немаловажное значение, и в конкретных случаях помогут избежать налогового правонарушения, а также начисления штрафных санкций.

2 Анализ результатов камеральных налоговых проверок за 2012-2013 г.г.

По результатам камеральных и выездных налоговых проверок в государственную казну только за 2013 год дополнительно начислено платежей порядка 45808,1 млн. руб., что на 5427,4 млн. руб., или на 13,4% больше, чем в 2012 году. При этом, прирост сумм дополнительно начисленных платежей на 9,2 пункта опережает прирост налоговых поступлений (15,4%). Значительные суммы доначислений (32,2 млрд. руб.) произведены по результатам контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с таможенными органами, в отношении организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Кроме того, по результатам налоговых проверок в том же отрезке времени отказано в возмещении НДС по экспортным операциям и на внутреннем рынке на сумму 51,3 млрд. рублей.

Анализ данных налоговой отчетности свидетельствует о наличии на протяжении ряда последних лет устойчивой тенденции роста уровня основных макроэкономических показателей, характеризующих эффективность контрольной работы налоговых органов.

     Так, в 2013 г. налоговыми органами по результатам проведенных камеральных налоговых проверок в бюджетную систему дополнительно начислено неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (без учета налоговых санкций и пени) на 5,6% больше, чем в 2012 г. (Рисунок 1)

     При этом тенденция роста выездных проверок нисходящая. Это говорит о том, что за истекшее время произошли положительные сдвиги в организации и проведении камеральных проверок, которым отводится приоритетная роль в решении вопроса повышения эффективности налогового контроля.

     Оценим эффективность налоговых проверок на основе данных, представленных в таблице 1.

Таблица 1. – Статистические данные по проведенным налоговым проверкам за 2013 год.11

По состоянию на 01.01.2014 имеются следующие данные о проверках ФНС по Российской Федерации в целом:

47 873 773 (тыс. руб.) – начислено налогов по результатам камеральных проверок;

55 876 794 – 47 873 773 = 8 003 021 (тыс. руб.) – начислено санкций и пени по результатам камеральных проверок;

210 348 616 (тыс. руб.) – начислено налогов по результатам выездных проверок;

279 041 455 – 210 348 616 = 68 692 839 (тыс. руб.) – начислено санкций и пени по результатам выездных проверок.

Информация о работе Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок