Игра на детских музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 06:40, контрольная работа

Описание работы

Успешное использование простейших музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает эффективность и целесообразность этого вида детского музицирования. Классификация музыкальных инструментов. Задачи элементарного музицирования.

Содержание работы

1. Цель и задачи инструментальной деятельности 2
2. Характеристика детских музыкальных инструментов 3
3. Развитие ладового чувства, чувства ритма и формы в процессе игры на детских музыкальных инструментах. 7
3.1 Развитие чувства ритма при игре на музыкальных инструментах 9
3.2 Развитие чувства музыкальной формы в процессе элементарного музицирования 12
3.3 Введение детских музыкальных инструментов в урок музыки. 13
4. Заключение…………………………………………………………………………………...15
Литература 15

Файлы: 1 файл

к.р.музыка готовая.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Детство подобно молодому деревцу, ибо, куда кто хочет,

туда может наклонить тонкое дерево.

Так и ребенка, к чему его повернешь,

туда он и будет наклонен».

 

С Полоцкий

 

В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития  школьников, необходимо уделять гораздо большее (чем это наблюдается в настоящее время) внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой музыкальной культуры.

Не стоит забывать, что возраст 6-9 лет – самый интересный и благодатный для развития творческих способностей ребенка. Только в этом возрасте, когда дети смотрят на мир широко открытыми глазами, когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, необходимо  научить его творить и творчески мыслить, развивать эмоциональную сферу деятельности, которая будет так необходима во взрослой жизни.  

Большое значение приобретают занятия музыкой, - искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это пение детей в хоре. При первом прослушивании обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения.

Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.

Успешное использование простейших музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает эффективность и целесообразность этого вида детского музицирования. Надо заметить, что термины «простейшие», «элементарные», «детские» — синонимы определения музыкальных инструментов для младших школьников.

 

  1. Цель и задачи инструментальной деятельности

Цель: Развитие музыкальных способностей ребенка, его исполнительского интереса.

Задачи:

Стимулировать исполнительскую деятельность учащихся;

Формировать художественный вкус и интерес к игре на детских музыкальных инструментах;

Активизировать развитие музыкальных способностей посредством изучения средств музыкальной выразительности, развитию чувства лада и ритма.

Методы:

Наглядно-слуховые;

Словесные ( путем образного представления)

Практические.

Используя детские музыкальные инструменты, учитель стремится пробудить в школьниках желание заниматься музыкой. Ребята учатся играть простые попевки, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и аккомпанировать себе на детских музыкальных инструментах.

 

  1. Характеристика детских музыкальных инструментов

По способам звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды:

Беззвучные – это игрушки лишь изображающие музыкальные инструменты.(применяются с шестилетками. Например в песне «Веселый музыкант»)

Звучащие:

игрушки –инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники, деревянные ложки)

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты,с помощью которыхможно воспроизводить различные ритмы (свирели, дудочки)

Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: (металлофоны, пианино, кларнеты, губные гармошки, балалайки и т.д.) Играя на них можно воспроизводить различные простые мелодии.

 

 

Классификация музыкальных инструментов:

Струнные смычковые: виола, скрипка, альт, виолончель, контрабас и т.д.)

Струнный щипковый (гитара, арфа, гусли, домбра, домра, балалайка и т.д.);

Духовые: деревянные (флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон);

Духовые медные (труба, туба, валторна, тромбон);

Ударно-клавишные (пианино, рояль, металлофоны);

Язычковый пневматический клавишный (баян, аккордеон, фисгармония);

Ударные (большой и малый барабаны, литавры, тарелки, треугольники, колокольчики, трещотки, кастаньеты)

 

 

ТРЕУГОЛЬНИК - этим геометрическим термином называется музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики.

ТРЕЩОТКИ

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали как трещотки

И давай меня тереть,

Приговаривать...

Все мы с детства помним эти строчки знаменитого, ставшего классическим «Мойдодыра» Чуковского, но вот что такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. Ясно только одно: они трещат, что и следует из их названия. Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффективный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200 х 60 мм.

Столько же изготовляется промежуточных деревянных прокладок между ними толщиной 5 мм. Эти прокладки необходимы для разъединения пластин. Без них пластины висели бы соединенными слишком плотно и удары друг о друга получались бы слабыми. В верхней части каждой пластинки на небольшом расстоянии от краев (около 10 мм) и одновременно в приложенной прокладке просверливаются 2 отверстия диаметром около 7 мм. Через все эти отверстия продевается плотный прочный шнур или изолированный провод, и все пластинки, чередуясь с прокладками, повисают на нем. Чтобы пластины всегда были плотно сдвинуты, при выходе из них на шнуре завязывается по 4 узла. Свободные концы связываются в кольцо. Оно должно быть не широким, способным пропустить в образовавшиеся полукольца кисти рук играющего.

При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.

Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами и цветами.

БУБЕН Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в XIX веке, бубен был известен еще в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен звучит в Итальянском каприччио Чайковского, в Испанском каприччио Римского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе…Бубен - инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу.

КСИЛОФОН В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда ее исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с заржавленной косой в руках. Как же добился композитор такого впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон - ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но состоит не из металлических пластинок, а из деревянных брусков. Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона - от до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий. Конечно, в наши дни он никого не пугает. Очень эффектно звучат на ксилофоне быстрые скерцозные пьесы, которые нередко исполняют ксилофонисты в сопровождении рояля.

МЕТАЛЛОФОН В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием - металлофон. Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и выразительными возможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют периодическому усилению и ослаблению звучания, то есть динамической вибрации, от которой инструмент и получил свое название.

ЛОЖКИ Это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Применяют их в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссндо.

БАРАБАН Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры. Существуют две разновидности барабана - большой барабан и малый барабан - уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке»- одной линейке, на которой отмечен только ритм.

Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в Шестой, Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пушечных выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.

У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан - военный, походный инструмент. Однако он может стать даже

солистом симфонического оркестра. В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистскогонашествия.

ГОРН С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) - родоначальник всех медных духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть на нем можно лишь самые простые мелодии, такие, как известные, наверное, всем пионерам сигналы подъема, общего сбора, отбоя и др. А вот как сигнальный инструмент горн успешно применяется и в пионерской жизни, и в армии. 

 

3. Развитие ладового чувства, чувства  ритма и формы в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Использование инструментов с целью развития ладового чувства обусловлено рядом причин. Среди учащихся младших классов есть немало детей со слабо развитым музыкальным слухом, плохой координацией между слухом и голосом. Для них усвоение ладовых представлений только в певческой деятельности составляют определенную трудность. Игра же на детских музыкальных инструментах с использованием разнообразных наглядных приемов и методов эмоционального стимулирования чрезвычайно активизирует музыкальное развитие детей.

На уроках учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, которые они могут играть и петь. На его основе школьники последовательно знакомятся со ступенями moll, dur их характерными интонациями.

Первые песни и пьесы должны отличаться яркой образностью и в то же время ясностью и простотой интонаций, небольшим звуковым диапазоном. Они строятся на чередовании и повторах V и III или V и VI ступеней dur. В каждой последующей миниатюре объединяется по нескольку характерных ячеек лада. (V, VI и V, III, I, III; V, III и I, III; I, II и I, III; V, VIII и V, I; VIII, V и V, I; VIII, V и VI, V; VIII,VII и VIII, V).

Информация о работе Игра на детских музыкальных инструментах