Игра на детских музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 06:40, контрольная работа

Описание работы

Успешное использование простейших музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает эффективность и целесообразность этого вида детского музицирования. Классификация музыкальных инструментов. Задачи элементарного музицирования.

Содержание работы

1. Цель и задачи инструментальной деятельности 2
2. Характеристика детских музыкальных инструментов 3
3. Развитие ладового чувства, чувства ритма и формы в процессе игры на детских музыкальных инструментах. 7
3.1 Развитие чувства ритма при игре на музыкальных инструментах 9
3.2 Развитие чувства музыкальной формы в процессе элементарного музицирования 12
3.3 Введение детских музыкальных инструментов в урок музыки. 13
4. Заключение…………………………………………………………………………………...15
Литература 15

Файлы: 1 файл

к.р.музыка готовая.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

 

 

3.3 Введение детских музыкальных инструментов в урок музыки.

 

 

Мысль об участии в оркестре всех детей, в том числе и с низким уровнем музыкальности, явилась первым шагом к постановке проблемы музыкально-творческого воспитания всех без исключения учащихся в процессе обучения игре на простейших инструментах.

Как показал практический опыт, не только пассивное слуховое знакомство, но и активное изучение различных детских музыкальных инструментов, способов и приемов игры на них может способствовать целенаправленному развитию тембрового, гармонического, полифонического, динамического слуха, а также чувства ритма и темпа.

Наиболее ответственным моментом является инструментальное многоголосие при сопровождении песен или пьес. Учитель исполняет новую песню для разучивания в классе, а дети вслушиваются в характер мелодии, фактуру фортепианного аккомпанемента. Затем вместе с учителем они обсуждают состав детского оркестра для инструментального сопровождения, возможные инструментальные подголоски, варианты вступления инструментов, характерные для данной песни различные мелодико-ритмические модели, а также приемы игры каждого из инструментов. Учитель учитывает все предложения детей, совместно с детьми создает партитуру, расписывает партии инструментов.

Конечно, на уроке музыки это будет несложны полиинструментальный аккомпанемент. Участие всех учеников  в активном музицировании поднимает на более высокий уровень значимость урока музыки, объединяет класс в единый музыкальный коллектив, способствует повышению уровня музыкальной культуры всех учащихся и развитию творческих способностей каждого. Примером использования на уроках музыкальных инструментов может служить "Семеро козлят" из оперы М.Коваля "Волк и семеро козлят". Детское творчество начинается с "обследования" звуковых возможностей инструментов, которые им предлагаются. Выбор сделан - бубен и треугольник. Сначала нужно вспомнить (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). Итог - учитель играет на фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают аккомпанировать своим маленьким оркестром. Такое исполнение должно украсить музыку М.Коваля.

Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах песня "Веселый музыкант" А.Филиппенко, "Дон-дон", "Камаринская", "Перепелочка", "Арагонская хота" М.Глинки, "Кузнец" И.Арсеева, "Скворушка прощается" Т.Попатенко. В третьем классе ребята знакомятся и музицируют на инструментах русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях:. "Светит месяц", "Озорные частушки" Р.Щедрина, "Воронежские частушки" и другие.

На уроках можно применять дидактические игры. Например, “Найди свой музыкальный инструмент” используется во время ознакомления детей с симфоническим, народным, духовым оркестром, а также во время исполнения определенных задач урока. Учитель условно закрепляет за каждым учеником определенный музыкальный инструмент (треугольник, барабан, горн, ксилофон, бубен). Далее для прослушивания предлагаются музыкальные произведения. Узнав звучание свого инструмента, дети условно изображают игру на них.

На уроках музыки в начальной школе можно применять музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

4.Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что  музыкальные и творческие способности есть целостный и взаимозависимый комплекс совершенствующегося музыкального сознания детей — через элементы творческих проявлений, мысленное музыкальное осознание ритмомелодических моделей. Развитие внутреннего музыкального слуха является одной из наиболее существенных сторон в процессе роста музыкальных способностей ребенка.

     Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать учащимся художественно-поисковые задания и активно формировать у всех музыкально-творческое мышление. Примитивность детских сочинений не должна настораживать, так как качество их зависит от музыкального опыта школьников и со временем становится более высоким. Для учителя важно то, что в процессе инструментальной деятельности у учащихся активно формируются музыкальные, творческие способности.

Литература

1.Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. –М., 1983

 

2.Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. - 2-е изд. - М.: Сов.композитор, 1986. - 88 с.

 

3.Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: «Просвещение», 1989

 

4.Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г.П Сергеева. – 2-е изд.. испр. - М.: Академия, 2000. – 128

 

 

 


Информация о работе Игра на детских музыкальных инструментах