Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.

Содержание работы

Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая Зыбина Т. гр. 1 Б.docx

— 73.55 Кб (Скачать файл)

На втором году обучения существовала торжественная традиция: учащиеся эфебии устраивали смотр перед народом, где показывали строевые приемы, свою силу и выносливость. После этого каждый прилежный учащийся получал щит и копье, которые являлись символами превращения молодого человека в гарнизонного военнослужащего.  В его обязанности теперь входила защита границ и дежурство на сторожевых постах. Эфебы-всадники исполняли более почетные обязанности, такие как: принятие послов, их охрана, защита высших сановников государства.

Таким образом, можно говорить о том, что выпускники эфебии составляли привилегированный слой общества. Они являлись гордостью города, занимали почетные места на пышных празднествах.

Система школьного воспитания в Афинах воспитала не одно поколение  мужественных воинов, блестящих деятелей мысли и слова. Афиняне стремились к разностороннему воспитанию, к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Однако, рабовладельческие нравы того времени не смогли дать афинской системе воспитания дальнейшее развитие, т.к. основной тенденцией было презрение к физическому труду, который был долей рабов.

    1. Внешкольное воспитание в античные времена

Как известно, античное общество обладало высоким уровнем культуры, несмотря на условия классовости. Высокий  культурный уровень, в свою очередь, базировался на всеобщей грамотности. Многие задаются вопросом, почему же в древней Греции было так и не иначе, если обучение было сословное?

Ответом на вопрос является то, что в античные времена было очень развито внешкольное образование, которое могло компенсировать отсутствие школьного обучения. Развернутая  система внешкольного образования  строилась на мощной финансовой базе. С городов собиралась дань, которая  составляла общественную казну, она  хранилась на острове Делосе. Затем  в V в. до н. э. деньги были перенесены в Афины.

В античные времена широкой  популярностью пользовались театры. Они являлись не только средством  внешкольного образования, но, также, служили  местом общения и развлечения, оттуда черпались моральные, нравственные, эстетические и другие ценности. Государство выделяло большие денежные средства на строительство театров и обеспечивало свободный доступ граждан на театральные постановки.

Театр в древней Греции представлял собой круглую сцену, которая называлась орхестрой и, примыкающих к ней полукругом, зрительных мест. Театр вмещал 30-40 тыс. зрителей, постановки проводились под открытым небом.

Следует отметить, что в  Афинах долгое время не было профессиональных актеров, поэтому на сцене выступали  любители-мужчины, исполнявшие и  женские роли тоже.

Театральные представления  длились долгое время, на них присутствовали дети (мальчики), женщины, которые располагались  на отдаленных местах, и мужчины. Каждая новая постановка вызывала волнение в городе и являлась важным событием. Зрители старались занять место заранее, даже за несколько дней до представления.

Наряду с театром существовало и другое средство внешкольного образования  – всенародные игры, которые известны под названием Олимпийские игры. Они возникли в Олимпии в VIII в. до н. э. и имели вполне устойчивые формы и содержание. Значение Олимпийских игр чрезвычайно велико. Как показывает история, даже счет времени в Элладе велся по Олимпиадам – четырехлетиям, соответствующим срокам игр. В ходе Олимпийских празднеств останавливались войны, в качестве зрителей допускались даже варвары, однако в самих соревнованиях они участвовать не могли. Также зрителями могли быть женщины – жрицы богини Деметры и дети.

Программа игр была очень  разнообразна: кроме физических упражнений, на Олимпийских играх выступали  различные общественные деятели, ученые, поэты, певцы, танцоры и музыканты. Физическими упражнениями являлись скачки, кулачные бои, борьба, бег и  т.д.

Наградой на древнегреческих  Олимпийских играх была венок из дикой оливы. Победителю оказывались почести, в его честь организовывался пышный праздник, также он получал льготы и преимущества в родном городе.

Кроме Олимпийских игр  известны также Истмийские игры (на Истме – на Коринфском перешейке), Немейские (в Немейской долине в Арголиде), Пифийские (в Дельфах) и Афинские Панафинеи в честь богини Афины.

Подводя итог, можно сказать, что внешкольное образование  во многом похоже на школьное обучение, т.к. требовало надежных знаний и  общей грамотности. Образование, как  в школе, так и вне ее стен было связано с менталитетом самих  людей, их мировоззрением и взглядами. Осуждались пороки человека, такие как лень, пристрастие к спиртному, физическая слабость. Система образования и просвещенные умы древней Греции породили идеал человека и классические формы в литературе, искусстве, архитектуре, хотя, следует отметить, что это заслуга не только отдельных выдающихся личностей, но и целого народа.

  1. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э.

    1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики

Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, называемых Сократовскими диалогами. Этот человек являлся величайшим просветителем своего времени. Широко известен он и своими педагогическими воззрениями. Являлся учителем Платона. К сожалению, за свои прогрессивные взгляды, Сократ был осужден афинским судом на смерть. Его обвиняли в непочтении к богам, пропаганде новых божеств и развращении молодежи.

Вся просветительская деятельность Сократа, в том числе и педагогическая, была связана с софизмом – течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Сократ резко критиковал софистов за пренебрежение к истине и в споре с ними пытался восстановить истинность знания, его авторитет.

В отличие от софистов, которые полагали, что цель педагогической работы – подготовка к практической деятельности, Сократ считал, что целью является моральное самосовершенствование ученика, его личностный рост, а не просто подготовка к реальной жизни и быту.

Во времена деятельности Сократа система образования  расслаивалась на 2 ступени: первая ступень (основная) была связана с  изучением этики, а вторая изучала  специальные практические вопросы. Философ защищал такую систему  образования, хотя и считал себя специалистом только в вопросах этики и, по свидетельству  Ксенофонта, отсылал своих учеников к другим учителям для изучения других дисциплин.

Сократ определял интеллект  как вектор любой деятельности человека. При этом он связывал его с целями и методами достижения. Сократ говорил, что счастья и гармонии достигает  тот человек, у кого отсутствуют  противоречия между целями и способами  достижения. И, напротив, расхождение  этих двух понятий ведет к чувству  горести, беспокойства и приниженности. Сократ полагал, что любая деятельность человека должна основываться не только на личных интересах, но и с интересами ближних. Таким образом, ученый заложил  учение о «доброй природе человека», согласно которому мужчины и женщины были равны, однако не все люди равны по способностям.

Сократ уделял большое  внимание способностям в своей педагогической системе. История донесла до нас  свидетельства древнегреческого писателя и философа Ксенофонта, который говорил: «Призраками хороших способностей Сократ считал быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал, запоминание выученного и интерес ко всем занятиям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь воспользоваться действиями людей».

Сократ считал, что наиболее верным и надежным путем выявления  способностей являлось самопознание. Он часто говорил своим ученикам слова, начертанные в Дельфийском  храме: «Познай самого себя».

Учение Сократа о способностях играет важную роль в его педагогической системе, потому что именно по этому  критерию он  определял «право на образование» того или иного человека. Также философ по наличию определенных способностей судил о пользе, который человек может принести обществу.

Учение о способностях темно связано с проблемой  учителя. Сократ говорил о том, что  учительская деятельность не просто дает знания, но и вызывает у учащегося  лучшие душевные силы на основе внимательного  изучения его склонностей и способностей. Более того, философ называл вызов этих самых сил – «вторым рождением» и сравнивал учительскую деятельность с «повивальным искусством». В учении Сократа учитель должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельную добычу знаний, их анализ. Он считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.

Схема извлечения знаний из личности воспитанника была таковой: сначала  нужно было разрушить все ложные представления учащегося, показать ему, как мало он знает, а затем, уже  на подготовленной почве строить  систему новых представлений. Каждый этап этой системы воспринимался  учеником как неизбежное, новое, но близкое, растущее из собственного «Я».

Сократ очень дорожил  своей учительской деятельностью: на суде у него был выбор –  или он отказывается от нее, либо его  ждет смерть. Как известно, он выбрал второй путь, потому что не представлял  себя вне педагогической деятельности. Последователь Сократа – Платон – оставил в своем труде  «Апологии Сократа» такие слова  своего учителя: «…и пока дышу и в силах, не перестану заниматься философией».

Современники и последователи  Сократа отмечали, что он был очень  увлеченным человеком, который ценил  и любил своих учеников, однако, был с ними строг и требовал отказа от привычного уклада жизни.

Кроме всего, Сократ использовал  новый для того времени метод обучения – беседу, в отличие от софистов, которые предпочитали лекции. Особенность бесед Сократа заключалась в том, что сначала обсуждались простейшие жизненные случаи, но затем темы усложнялись. При этом были использованы сравнения, метафоры, обороты, сатира, которые облегчали ученикам восприятие смысла беседы. Сократ включался в поиск истины вместе со своими учениками, исходя из знаменитого положения: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Другой стороной Сократовской учительской деятельности является его отношение к спартанской  модели воспитания. Философ склонялся  к ней, полагая, что в Афинах уделяется  недостаточно внимания военному делу и гимнастике. «В Афинах, — говорил Сократ, — не организовано государственное обучение военному делу, но из этого не следует, что и каждый гражданин индивидуально должен относиться к нему без внимания: нет, всякий должен заниматься им, нисколько не меньше.  Ни в какой другой борьбе,  и вообще ни в какой профессии ты не будешь в убытке от того, что лучше разовьешь организм. Во всех человеческих профессиях тело нужно, а во всех случаях, где применяется телесная сила, очень важно возможно лучшее развитие организма.

Из всего сказанного следует, что Сократ выступил на поле общественно-педагогической деятельности, прежде всего как реформатор в области высшего образования, не меняя при этом форм этого образования, установленных софистами, но вкладывая в эти формы новое содержание.

Однако, Сократ все-таки оставался человеком своей эпохи. Некоторые его взгляды весьма противоречивы и известны под названием «Сократовы парадоксы». Кроме того, история показывает, что он довольно резко отзывался об основном демократическом институте – замещении должностей по жребию. Сократ предлагал передать власть аристократии и отстранить от нее более широкие массы населения, такие как купцы, ремесленники, земледельцы и др.

В связи с этим становится понятным, почему в оценке института рабства Сократ пребывал на уровне типичных представителей рабовладельческого общества.

Однако Сократ в то же время исходил из убеждения, что личное совершенствование каждого человека в отдельности должно привести к полной перемене общественных отношений, путем реализации в них чисто теоретических положений добра и истины.

    1. Педагогические воззрения Платона

      1. Общие сведения о деятельности Платона

Древнегреческий философ  Платон (428/427 год до н. э. – 348/347 год до н. э.) родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа. Платон считается основателем идеалистического направления в философии, известен тем, что нарисовал утопическую картину идеального рабовладельческого государства. Также философ занимался политикой, этикой, наукой о душе человека, о познании мира и т.д. Известен Платон и своими педагогическими взглядами. К сожалению, в литературном наследии философа нет чисто педагогических трудов, однако многие его трактаты носят воспитательный характер. Наиболее известны труды «Государство», «Законы», «Пир» и «Федр».

Информация о работе Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит