Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.

Содержание работы

Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая Зыбина Т. гр. 1 Б.docx

— 73.55 Кб (Скачать файл)

Педагогическая работа являлась для Платона одним из важнейших  видов общественной деятельности. Историки указывают на ранние сократические  диалоги Платона – «Лахет», «Эвтидем», «Тимей», где явно прослеживаются различные оформления педагогических суждений.

Как известно, огромное влияние  на Платона оказал его учитель  – Сократ, который не только смог приобщить молодого человека к философской  деятельности, но и оформил его  мировоззрение.

Педагогическая система  Платона наиболее точно описана  в труде «Государство», где философ  изложил большинство своих мыслей. Для того, чтобы понять педагогическую систему, нужно обратиться к ее истокам.

Итак, в период античности идеи софистов пытались объяснить общие  вопросы мироздания, однако, эти  объяснения были неточны и разрознены. Софисты не вникали в глубину человеческого сознания и вообще строили свои концепции на очень сомнительных выводах. Будучи учеником Сократа, который боролся с софистикой, Платон тоже стремился опровергнуть неверные представления о мире. Система Платона слила разрозненные элементы науки в единое целое, дополнила и углубила полученные ранее знания.

      1. Метафизические и психологические основы образования

Образование Платон тесно связывал со своими метафизическими взглядами. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лучшая сторона, соответствующая миру идей, худшая, которая несет хаос и разрушения и промежуточная часть души, соответствующая становлению, то есть равновесию остальных частей.

Образование человека способствует его приобщению к лучшей стороне  души, полагал Платон. До тех пор, пока доброе начало господствует в человеке, его душа приобщена к миру идей и испытывает райское блаженство. Воспитание человека Платон понимал как путь совершенствования. Кроме этого, Платон говорил о том, что именно образование позволяет человеку достичь всеединой красоты.

Психологические основы образования  у Платона были связаны с его  учением о том, что каждый человек  владеет многообразием знаний. Он полагал, что душа человека – бессмертна, а, следовательно, она существовала всегда и видела много вещей. Платон говорил, что нет такого знания, которого бы не знала душа человека. Остается лишь «вспомнить» нужное знание, отыскать его среди других.

Образование человека также  тесно связано с процессом  познания у Платона. Познание – многоступенчатый процесс: сначала идет познание чувственное  – самое простое, затем оно  переходит к анализу знания, проверке его на истинность. Третьим этапом является распад знания на посредственное познание или на непосредственное созерцание идей.

Таким образом, познание ведет  к самосознанию человека, к его  совершенствованию. Именно благодаря  воспитанию и обучению, поиску новых  знаний человек становится самим  собой, приходит к счастью.

      1. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам»

Платон придавал большое  значение воспитанию и обучению. Два  этих компонента лежат в основе большинства  его учений, они являются неотъемлемой частью мироздания, по мнению самого философа.

В своей книге «Государство»  Платон пишет: «Начало — самое важное во всяком деле, в особенности для всего молодого и нежного, так как тогда главным образом оно формируется и на каждого налагается тот отпечаток, какой хочет наложить на него воспитатель». Однако, философия Платона не признавала воспитание всесильным. Рассматривая сущность человеческой души, он видел ее сложность и многообразие, поэтому считал, что воспитание – это лишь один из способов достичь совершенства.

В «Федре» Платон предъявляет  высокие требования к воспитателю  и к процессу воспитания. С его  точки зрения, воспитания могущественно, но на его пути стоит человеческая суть, полная загадок. Даже если воспитание шло с самого детства, оно никак  не может уберечь человека от другого  образа жизни, который «прельщает нашу душу и влечет к себе». Другими  словами, у человека всегда возникают  мысли, противоречащие воспитанию. Человек  сначала сопротивляется этим мыслям, но под их напором, он может сдаться.

Платон называет такие  переломные моменты «кризисами»  и говорит, что истинный воспитатель  должен уметь предвидеть их, заранее  подготовить воспитанника к преградам.

Также в «Федре» говорится  о том, что воспитание должно быть постепенное, плавно переходящее с  одного уровня на другой. Платон полагал, что именно установление постепенности  в образовании позволяет воспитателю проникнуться предметом обучения и понять психологические особенности ученика.

С точки зрения Платона, описанной  в «Федре», воспитатель сам должен быть примером для своих учеников. Он должен искусно владеть красноречием, умением убеждать. Кроме этого, Платон считал, что «идеальный руководитель» обязательно должен быть в преклонном возрасте. («Духовные очи прозревают тогда, когда уже начинает пропадать острота зрения очей физических»).

В «Пире» Платон воплотил идеал  педагога—наставника. В данном произведении философ описывает воспитателя  как соискателя всего прекрасного, что есть в мире. Ученик, беседуя со своим одухотворенным воспитателем, становится таким же близким к идеалу, как и он. Следовательно, Платон делает вывод, что для воспитания идеального человека, нужно самому быть идеальным. Платон писал в «Пире»: «Ведь соприкасаясь с прекрасным и беседуя с таким человеком, он производит и рождает то, чем он давно был чреват».

Однако, отношения между  учеником и учителем, по мнению Платона, должны быть двусторонними: воспитанник  должен испытывать пламенное влечение к своему педагогу, он обязан быть бескорыстным и преданным.  Примером таких отношений, с точки зрения Платона, являются отношения между Сократом и одним  из его учеников Алкивиадом.

В труде Платона «Государство»  наиболее исчерпывающе развертывается педагогическая система: она развивается  не на основе работы с отдельным  учеником, а в социальном и политическом разрезе.

В «Государстве» Платон разделяет  воспитание, как и общество, на три  части: два высших сословия, состоящие  из правителей и воинов и средний  класс. Каждой категории Платон приписывает  разное воспитание, обусловленное образом  жизни и обязанностями людей.

Итак, два высших класса воспитываются  в суровых условиях, которые должны сделать из каждого представителя  собственностью государства. Кроме этого, Платон выступал за равноправие полов и считал, что женщина наравне с мужчиной может управлять государством и принимать активное участие в жизни своей страны.

Средний класс по «Государству»  должен стоять не только на защите границ своего государства, но и охранять его  внутренний уклад. Следовательно, именно средний класс формирует «лицо» государства, воспитывает и укрепляет его мощь.

Так Платон рассматривал сущность воспитания с позиции государства. Однако, именно к личному, индивидуальному  началу, а не к коллективу склонялся  сам философ, о чем свидетельствуют  идеалистические взгляды Платона  и основные его концепции.

В своем труде «Законы» Платон делает сущностью образования  формирование законопослушного гражданина, который чтит свою страну и законодательство. Именно полное подчинения является достоинством, с точки зрения «Законов». В отличие  от «Государства», где Платон жестко делили общество на классы, в «Законах»  он уже мягче относится к данному  вопросу. Некие коммунистические моменты  исключаются, восстанавливается роль семьи в воспитании, возвращается частная собственность, но, однако, ужесточается регламентация прав граждан. Регламентируется даже распорядок дня, а за нарушение предусматривается  смертная казнь.

С точки зрения Платона, которая  ярко описывается в «Законах», воспитание должно создать такого человека, который  неукоснительно исполнял бы все правила.

Несколько пессимистичное и  мрачное настроение «Законов» можно  объяснить тем, что эллинский  рабовладельческий мир приходил в упадок и Платон это ясно осознавал, а будучи приверженцем именно такого строя, это не могло его не огорчать.

Подводя небольшой итог по четырем книгам Платона, можно отметить, что именно в своей совокупности они и дают общее представление  философа о сущности воспитания. Несмотря на «разность» многих мыслей и противоречивость некоторых положений Платона, можно отметить, что суть четырех трудов и вообще воспитание – это формирование разностороннего человека, который имел бы богатый внутренний мир и был бы опорой для государства.

      1. Организация воспитания и образования

Согласно мнению Платона, первым звеном в системе организации  образования являлся руководитель народного образования. Его избирали путем тайного голосования. Человек, поступавший на должность руководителя образования, являлся первым лицом в государстве и имел большой вес. Срок занимаемой должности составлял 5 лет.

Конечно, у любого руководителя должны были быть подчиненные, которые  вели бы исполнительную деятельность. Платон учитывал этот момент и понимал, что для удобного руководства  нужно разделение властей, поэтому  он предложил ряд сотрудников, часть  которых заведовала бы гимнасиями и школами, а другая половина принимала на себя обязанности судей «над участвующими в гимнастических и мусических состязаниях». Избрание на должность помощников руководителя народного образования было обусловлено возрастом: обычно отбирались люди 30-40 лет.

Таким образом, в итоге  этих выборов образуется нечто вроде комитета по народному образованию, и к нему и переходит вся полнота управления по делам воспитания и обучения.

Следует отметить, что Платон уделял большое внимание материнству, беременности и малышам, эти вопросы  занимали отдельное место в его  системе организации обучения и  воспитания.

Говоря о беременных женщинах, он упоминал, что для их собственного здоровья и здоровья ребенка, они  должны ограждать себя от нервных  потрясений, физической нагрузки и  добавлял, что период беременности они переживали в спокойном, доброжелательном и кротком настроении.

Что касается самих новорожденных  и младенцев, то они, по мнению Платона, должны активно развиваться, ибо  детское существо крайне неустойчиво  и ранимо. Философ развивает идею нянь, которые бы реализовывали «принцип движение» для детей.

На первый взгляд может  показаться, что Платон – сторонник  изнеженного воспитания, но, будучи приверженцем спартанской модели воспитания, он предлагал готовить детей к взрослой жизни уже с ранних лет. Платон уделял большое внимание игровой деятельности, которая стимулировала желание детей овладеть какой-либо профессией. Например, те дети, которые хотят стать земледельцами, должны обрабатывать землю; дети, мечтающие стать строителями, должны учиться возводить детские постройки.

Другими словами, Платон советует учитывать индивидуальность ребенка, его личные качества и способности. По его мнению, только раскрытие  реальных, существующих талантов ребенка, может сделать его полноценной  личностью.

Организуя свою систему воспитания, Платон постепенно приходит к мысли  о своеобразном детском саде –  месте, куда приходят дети от трех до 6 лет, где за ними следят опытные няни.

Платон также приходит к мысли о всеобщем государственном  обучении. Также важной деталью было то, что образование детей должно проходить в специальных помещениях, под надзором учителей. Процесс обучения и воспитания в таких заведениях, в свою очередь, должен контролироваться государством.

Большое внимание уделял Платон и учебным предметам: приветствовались физическая нагрузка, танцы, письмо, математика, литература. Однако, по мнению философа, любые книги должны проходить  жесткую цезуру, прежде чем попасть  в школу.

Кроме этого Платон заботился и о нравственном облике учеников. Известно его мнение о том, что до 18 лет человек не должен пить вино, а с 18 до 30 на это дается разрешение с рядом ограничений.

Таким образом, организация  воспитания и обучения Платона носила очень либеральный и разносторонний характер. Он открыл связи между  воспитанием и другими сферами  жизни общества. Его воззрения  оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли во все последующие  эпохи.

    1. Педагогические взгляды Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного  мира, ученый-энциклопедист, авторитет  которого был непоколебим и в  эпоху средневековья, когда церковь  отвергала все наследие древней  Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотель как представитель материализма. Также известно, что учился будущий философ у не менее известной личности – Платона.

В своих наиболее известных  сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская  полития» Аристотель рассматривал многие важные вопросы воспитания. Именно в этих трудах философ обосновывает основные положения своей концепции в русле других наук. Аристотель не отделяет воспитание от социума и культуры, от этики и политики, поэтому его взгляды изложены в таких разносторонних трактатах.

Психологические и педагогические взгляды Аристотеля тесно связаны  с его философией. Основа его учения – представления о душе. Он выделял  три вида души человека: растительная (функции питания и размножения), животная (функции ощущения и желания) и разумная (функция мышления).

Информация о работе Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит