Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.

Содержание работы

Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая Зыбина Т. гр. 1 Б.docx

— 73.55 Кб (Скачать файл)

По мнению Аристотеля –  именно гармоничный баланс трех составляющих души является результатом воспитания. Задача педагогики – формирование в человеке физического, нравственного  и умственного начала.

Аристотель поддерживает мнение о том, что общество нуждается  в создании системы государственных  школ, в определенных методах воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Аристотель – один из первых ученых, который попытался дать возрастную периодизацию от рождения до 21 года.

Аристотель, в своем труде  «Политика» тесно связывал воспитание и государство. Он полагал, что законодатель должен внимательно относиться к воспитанию молодежи, потому что именно молодые люди представляют будущее государства.

Аристотель говорил о  развитии естественных способностей молодежи, чтобы они могли послужить  обществу и государству.

Воспитание Аристотель связывал также и с социальными слоями: он полагал, что школьные предметы разделяются  на те, которые положены свободнорожденным  людям и на те, которые должны изучать несвободные люди. Например, ремесленник должен изучать такие  искусства и предметы, которые  развивали его только в русле  его профессии. «Свободные науки», такие  как философия, предназначены только для свободных граждан.

Однако Аристотель определил 4 предмета, которые являлись общеобязательными: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Грамматику и рисование философ рассматривал как предметы, полезные в быту и имеющие частую практику, а гимнастика способствовала развитию физической красоты, которая была обязательной спутницей красоты нравственной и интеллектуальной.

Большое значение в педагогической системе Аристотеля занимал досуг и игровая деятельность, способствовавшие, по мнению ученого, отдыху и расслаблению человека. Аристотель говорил: «Игры должны иметь свое место, но при этом, назначая время игр, нужно пользоваться удобным для того моментом, так как они служат своего рода лекарством». Именно поэтому в качестве общеобразовательных предметов Аристотель предложил музыку и рисование, которые могли бы заполнить время досуга.

Осуждая спартанскую модель, Аристотель критиковал «атлетическое» направление воспитание, которое  калечило детей и мешало их естественному  росту. По его мнению, излишне суровое  физическое воспитание не только превращало детей в «диких животных». Аристотель считал, что физическое воспитание – не залог мужественности, но обеспечение варварского начала в человеке. В пример он приводил племена ахейцев и гениохов, обитающих на берегах Понта, которые были склонны к убийствам и каннибализму. Аристотель говорил, что эти племена являются разбойничьими, но отнюдь не храбрыми.

      1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля

Как говорилось выше, в основе учения Аристотеля лежало понятие о  трех составляющих души. Кроме этого, в концепции Аристотеля есть понятие  о бессмертном, чистом, универсальном  разуме, который после смерти человека сливается с вселенским разумом. Следовательно, загробного бытия не существует. Поэтому, по мнению Аристотеля, человек не должен быть озабочен загробной  жизнью. Именно земные стремления человека, материализм лежат у истоков  психологии Аристотеля.

Этическими предпосылками  концепции Аристотеля являются его  стремления к земному счастью. Философ говорил о том, что истинное назначение человека – жить в соответствии с добродетелью, т. е. не только интеллектуально развиваться, но и воспитывать в себе чувство прекрасного, формировать моральные ценности и т. д.

И, наконец, социальные предпосылки. Аристотель делил общество на полноправных граждан и несвободных, о чем  говорилось выше. Психология, этические  взгляды, права этих групп сильно различались. Что было доступно одним, неприемлемо для других. Аристотель четко разграничивает возможности  людей и считает, что есть люди, которые могут «принимать участие  в управлении», а есть некие исполнители. Известна его цитата: ««Властвование и подчинение не только вещи необходимые, но и полезные».

Таким образом, совокупность психологических, этических и социальных предпосылок определяет характер концепции  Аристотеля. Во многом, ее характер новаторский, но в связи с тем, что сам  философ был человеком рабовладельческого строя, некоторые его взгляды  носили традиционные черты. Психология, этика и политика связывают идеи Аристотеля в нечто единое, без  чего невозможно понять его проект государства, который имеет теснейшую  связь с его педагогическими  воззрениями.

      1. Значение Аристотеля в истории педагогики

Педагогические взгляды  Аристотеля оказали большое влияние  на дальнейшее формирование педагогики. И хотя многие его положения схожи  с мыслями его учителя –  Платона, концепция Аристотеля о  воспитании имеет более практический характер.

Аристотель является автором  первой возрастной периодизации, с  помощью которой он попытался  объяснить закономерности развития, особенности того или иного возраста. Философ уделял большое внимание семье, предлагая домашнее воспитание ребенка до 7 лет. Именно до 7 лет, по мнению Аристотеля, закладываются основы воспитания.

С 7 до 14 лет дети должны были заниматься непосредственно учением. Воспитанники осваивали письмо, грамматику, рисование и музыку. Аристотель говорил, что именно в этот отрезок времени  нужно формировать нравственность у воспитанников.

С 14 до 21 года изучались «высшие науки» (математика, литература, астрономия и др.), которые формировали логическое мышление воспитанника.

Таким образом, хорошо видна  связь между периодизацией Аристотеля и современными знаниями о развитии ребенка. Философ одним из первых стал учитывать психологию детей, мотивы их поведения, задачи воспитания. Периодизация Аристотеля является основой, на которой  построены последующие знания.

Кроме этого философ справедливо  отмечал, что залог успешного  воспитания – разумное соотношение  интеллектуальной и физической сил. В современной педагогике также есть понятие о разнообразии воспитания.

Итак, Аристотель существенно  обогатил и дополнил педагогические взгляды своих учителей и предшественников. Философия Аристотеля оказывала  влияние на педагогику на протяжении веков и сейчас не теряет своей  актуальности. На основе научного знания утверждается гуманистическая традиция в педагогики.

    1. Педагогические воззрения Демокрита

Демокрит Абдерский (460-370 гг. до н. э.) – великий древнегреческий философ, один из основателей материалистической философии и атомистики – учения о том, что материальные вещи состоят из атомов.

Демокрит был ученым-энциклопедистом, занимался математикой, физикой, анатомией, медициной, историей. Он известен и  своими педагогическими взглядами. По свидетельству историков, перу Демокрита  принадлежало около 70 сочинений. Однако ни один труд не сохранился полностью. До наших дней дошли лишь небольшие  цитаты и выдержки из положений Демокрита.

Демокрит придавал большое  значение воспитанию детей: он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. Основная идея Демокрита – идея природосообразности: «Природа и воспитание подобны – именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».

Воспитательная проблематика Демокрита тесно переплетена  с остальными предметами его изучения. Педагогические вопросы рассматриваются параллельно с философией, этикой, историей, эстетикой. Таким образом, можно сказать, что суть воспитания Демокрит видел в том, чтобы формировать разностороннего человека, оттачивать его совершенства.

Главным орудием, помогающим воспитанию, Демокрит считал упражнение. Кроме этого философ говорил  о значимой роли среды общения  в воспитательном процессе. В современной  педагогике давно известно влияние  окружающей среды на ребенка и  его познавательные процессы, поэтому  Демокрит в своих взглядах не заблуждался.

 Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания: последствия его сказываются и в старости, от него зависит почти всё умственное развитие личности.

Демокрит оказал большое  влияние на Аристотеля, Я. А. Коменского, Плутарха и др. деятелей педагогики.

      1. Фрагменты о воспитании Демокрита

  • «Учиться нужно многоумию, а не многознанию».
  • «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
  • «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся».
  • «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа».
  • «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».
  • «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает вторую природу».
  • «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».
  • «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд».
  • «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».
  • «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
  • «Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время».
  • «Возможно воспитать детей без больших трат на это и тем оградить спасительной стеной их имущество и тела».

 

Заключение

Таким образом, анализируя исторические источники, литературу по истории педагогики и труды древнегреческих философов, можно сказать, что Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит положили начало становление педагогики как науки. Ими были разработаны различные  концепции, которые объединялись главной  задачей педагогики – всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности.

Современные данные педагогики, психологии, физиологии и других наук о человеке свидетельствуют, что  эта задача – не миф и не утопия: она действительно достижима, т. к. у каждого новорожденного имеются  все возможности и данные. Нужен  только подводящий воспитатель.

Основной вывод по данной работе таков, что педагогические работы четырех великих философов –  Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита  – актуальны и по сей день. Открытия этих ученых не только обогатили  педагогику, но и вышли за рамки мышления того времени. Педагогика оформилась как наука, нашла свой предмет, цель и методы.

Современная педагогика тесно  связана с открытиями, сделанными в древней Греции.

Основы древнегреческого воспитания используются и в современных  школах. Активное привлечение детей  к труду, к искусству, к точным наукам берет свое начало именно во времена античности, когда в образовательных  целях строились театры, дети учились  играть на музыкальных инструментах и соревноваться в физических упражнениях.

Пытаясь объяснить общие  законы развития природы, общества и  познания, философы древней Греции не могли пройти мимо вопросов воспитания. Изучая весь путь становления человека как личности, Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит внесли существенный вклад  в развитие педагогической мысли  и других наук. По схемам античных концепций будут строиться все последующие педагогические теории и системе вплоть до XIX века.

Список литературы

  1. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. 471 с.
  2. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. 528 с.
  3. История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1986. 382 с.
  4. Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995. 96 с.
  5. Корнетов Г. Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала XIX столетия. М.: АСОУ, Золотая буква, 2006. 245 с.
  6. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
  7. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 590 с.
  8. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум, 1998. 113 с.
  9. Пидкасистый П. И., Беляев В. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Академия, 2010. 512 с.
  10. Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку: Издательство АН Азербайджанской ССР, 1946. 399 с.
  11. Бим-Бад Б. М. Демокрит: педагогические идеи. 2007. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=209.

Информация о работе Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит